Основы стратегии исследования в области общей и специальной педагогики физической культуры и спорта

Методология исследования определяет совокупность устано­вок, которые бы позволили провести исследование, отвечающее указанным выше признакам, и изучать стратегию исследования.

1. Основная методологическая установка в педагогике - ис­пользование междисциплинарных связей с другими науками. Начинающему исследователю полезно просмотреть последние психологические и педагогические журналы, чтобы увидеть наи­более употребляемые в настоящее время понятия, осознать их смысл. Сейчас, к примеру, в словарях нет слова «креативность», но оно широко используется в науке для обозначения «творческости» личности (слово «творческость» никак не включается в поня­тийный аппарат науки по целому ряду причин).

2. Совершенствование процесса и структуры научного иссле­дования в педагогике.

Источники педагогической проблематики постоянно расширяются за счет сферы педагогической практики. Из логики развития науки приходят названия большинства тем исследова­ний. Но многие темы и проблемы пришли из социологии, психо­логии, физиологии, например, изучение работоспособности, по­знавательных процессов, различных видов активности; теория управления школой и т.п. Само исследование тоже приобретает характер творческого поиска, появляются такие явления, как мно­гообразие гипотез в педагогическом исследовании, апробация гипотез в разных исследованиях, разновариативный эксперимент по их проверке, оптимальная организация учебно-вос­питательного процесса на основе апробации нескольких возмож­ных вариантов работы в школе и т.д. Четко сформулированы нормативные требования к объекту, предмету, целям и задачам исследования (об этом будет сказано далее).

Широко используются сегодня методы математической обра­ботки фактического материала.

3. Взаимодействие педагогической науки и практики — про­блема, которая в современной педагогике приобретает особое значение, поскольку происходят нежелательные явления:

-   логика науки и логика практической деятельности учительства часто расходятся, отсутствует взаимопонимание между теорети­ками и практиками;

-   педагогика часто уходит «внутрь себя», обслуживая нужды собственного развития (например, та же работа по методологии педагогического исследования выходит на исследователь­ский подход в обучении и воспитании);

-   практика в основном довольствуется популяризацией науки, а не самими научными разра-ботками, поскольку для многих учите­лей научная терминология весьма сложна и абстрактна;

-   нет системы внедрения научных разработок в практику;

-   научно-диагностические методы изучения коллектива и лично­сти слишком сложны для практического использования и узконаправленны по назначению;

-   ведущие идеи науки выглядят как ненужное и непонятное тео­ретизирование, например, весьма сложно понять, что делать на практике для реализации принципов целостности, системности воспитания, структурирования педагогических процессов и др. Преодолеть подобные явления – общая задача теоретиков и практи­ков.

Будет полезно почитать по теме: