Методология исследования определяет совокупность установок, которые бы позволили провести исследование, отвечающее указанным выше признакам, и изучать стратегию исследования.
1. Основная методологическая установка в педагогике - использование междисциплинарных связей с другими науками. Начинающему исследователю полезно просмотреть последние психологические и педагогические журналы, чтобы увидеть наиболее употребляемые в настоящее время понятия, осознать их смысл. Сейчас, к примеру, в словарях нет слова «креативность», но оно широко используется в науке для обозначения «творческости» личности (слово «творческость» никак не включается в понятийный аппарат науки по целому ряду причин).
2. Совершенствование процесса и структуры научного исследования в педагогике.
Источники педагогической проблематики постоянно расширяются за счет сферы педагогической практики. Из логики развития науки приходят названия большинства тем исследований. Но многие темы и проблемы пришли из социологии, психологии, физиологии, например, изучение работоспособности, познавательных процессов, различных видов активности; теория управления школой и т.п. Само исследование тоже приобретает характер творческого поиска, появляются такие явления, как многообразие гипотез в педагогическом исследовании, апробация гипотез в разных исследованиях, разновариативный эксперимент по их проверке, оптимальная организация учебно-воспитательного процесса на основе апробации нескольких возможных вариантов работы в школе и т.д. Четко сформулированы нормативные требования к объекту, предмету, целям и задачам исследования (об этом будет сказано далее).
Широко используются сегодня методы математической обработки фактического материала.
3. Взаимодействие педагогической науки и практики — проблема, которая в современной педагогике приобретает особое значение, поскольку происходят нежелательные явления:
- логика науки и логика практической деятельности учительства часто расходятся, отсутствует взаимопонимание между теоретиками и практиками;
- педагогика часто уходит «внутрь себя», обслуживая нужды собственного развития (например, та же работа по методологии педагогического исследования выходит на исследовательский подход в обучении и воспитании);
- практика в основном довольствуется популяризацией науки, а не самими научными разра-ботками, поскольку для многих учителей научная терминология весьма сложна и абстрактна;
- нет системы внедрения научных разработок в практику;
- научно-диагностические методы изучения коллектива и личности слишком сложны для практического использования и узконаправленны по назначению;
- ведущие идеи науки выглядят как ненужное и непонятное теоретизирование, например, весьма сложно понять, что делать на практике для реализации принципов целостности, системности воспитания, структурирования педагогических процессов и др. Преодолеть подобные явления – общая задача теоретиков и практиков.