Основания методологии педагогики

Существуют три основания методологии педагогических исследований.

Первое — общая методология науки, ведущими идеями которой являются философские концепции научного познания, диа­лектический метод изучения реального мира и теория научного творчества.

Второе — теория педагогики и психологии, ведущие идеи самой науки, на которые опирается данный исследователь (глава 1-я).

Третье — постулаты и аксиомы самой проблемы, которыми руководствуется исследователь в своем научном поиске, — это воз­растные особенности ребенка, показатели общего развития изу­чаемого процесса или явления.

Чтобы обеспечить осуществление методологических основ исследования, надо отнести к каждой группе цель, предмет и зада­чи исследования, сформулировать тему, которая входит в данное научное направление (левая колонка). Затем во второй, третьей и четвертой колонках избрать для себя те идеи и концепции, кото­рые определяют основной подход к исследовательской теме, стратегию научного поиска. После этого формулируется научная гипотеза как предварительная концепция решенной наукой проблемы.

Философские воззрения определяют общий подход к иссле­дованию проблемы. Однако стратегия научного поиска предпола­гает конкретный план исследовательской работы. Для этого оп­ределяется цель и задачи исследования. Вычленяется предмет и объект исследования, т.е. что исследовать и с какой целью. После этого вновь возвращаемся к методологии. В науке даны при­мерные ориентиры для формулировки методологии исследования с учетом состояния науки, практики и объекта исследования - кто изучается: ребенок, коллектив, педагоги, родители, семья, социум и др. Поскольку чаще всего объект исследования - ребенок, то надо выделить основные параметры его изучения: возрастные особенности сензитивного развития, основные потребности детства.

Если изучается коллектив, характеризуется уровень его сформированности, пути его развития, система межличностных отно­шений.

Если изучается деятельность учителя, определяется уровень его педагогической культуры (направленность, сформированность профессиональных качеств, знаний, умений, навыков, основные убеждения и т.д.).

Но все эти параметры исследовательской работы рассматри­ваются именно как факторы, определяющие развитие личности или коллектива. А фактор – это движущая сила, основной внут­ренний побудитель развития объекта исследования. Значит, надо изучать теорию факторов в философии, выбрать идеи, которые станут методологическими положениями.

Методология помогает определить показатели общего разви­тия изучаемого процесса или явления. Общее развитие личности включает в себя сознание (в том числе мировоззрение), самосоз­нание, опыт, поведение, интегративные личностные качества. Значит, в методологию исследования надо заложить связь созна­ния и поведения, которая и образует устойчивые образования – интегративные качества личности.

Изучение личностных и индивидуальных параметров того, что исследует педагог, определяет предмет исследования. А все это поможет реально определить в исследовании философский под­ход к связи общего, типичного и единичного.

Естественно, далеко не все педагогические и психологические концепции связаны друг с другом непосредственно. Так, личност­ный подход в воспитании опосредованно связан не только с теориями личности в психологии, но и с идеями сензитивности пси­хологического развития, индивидуальных особенностей и др.

Но так или иначе, в основе любой темы педагогического исследования лежит оп­ределенная психологическая концепция. Чтобы знать, как воспи­тывать, надо учесть, что происходит в духовном мире личности. Психологическое видение проблемы — обязательное условие эффективности педагогического поиска.

И еще одно важное положение в методологии педагогики: на­личие разных подходов, позиций и точек зрения в педагогике ес­тественно и необходимо для развития науки. Не случайно по од­ному и тому же вопросу имеется несколько точек зрения, разра­батываются разные пути решения проблемы. Это означает, что сама педагогическая наука становится проблемной, поисковой, исключающей однозначные решения.

Завершающим элементом в методологии исследования явля­ется систематизация позиций в виде схемы или модели изучае­мого процесса или явления. Это важная часть системного подхо­да в научном поиске. Принципы построения моделей различны.

Многофакторная модель используется на социально-педагоги­ческом уровне и включает в себя разновариативные компоненты, связанные между собой по горизонтали (элементы, компоненты в динамике, развитии) и по вертикали (соподчиненность, иерархич­ность элементов).

Например, исследование, которое рассматривает влияние микросоциума на формирование личности, предполагает связь общечеловеческого сознания, бытового и индиви­дуального сознания и самосознания (вертикальная часть модели, соподчиненность элементов).

Методология ориентирует в подходе, в принципах и способах познания: представлении объекта и предмета исследования как динамических систем, социально-исторической детерминации явлений и процессов в логике их изучения, а также в соотношении количественных и качественных данных, объективных и субъективных признаков. Педагогическая теория, основываясь на философских подходах к научному познанию и учитывая особенности своего объекта и предмета, в качестве методологических принимает принципы единства социального и биологического, общего и особенного при изучении педагогических явлений; подход к ним с позиции внутреннего единства теоретического и практического, логического и исторического, основывается на концепциях целостности педагогического процесса, взаимодействия его составляющих, соотношения целей, средств и результатов становления социальности человека.

Методология научной педагогики – учение о проявлении и применении научных принципов и законов в процессе изучения педагогических фактов, явлений, процессов.

Методология практической педагогики – основы педагогической теории и технологии, ценностно-смысловое самоопределение учителя.

Подходы к исследованию реализуются не только в его замысле, идее, гипотезе, концепции, но и в выборе конкретных методов – взаимосвязанных приемов и операций изучения явлений.

Метод – способ достижения цели, решение конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности.

Концепция – определенный способ понимания, трактовки явлений, процессов, определенная точка зрения на совокупность явлений, руководящая идея для их систематического освещения.

Различают методы теоретические (анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование)
и эмпирические (различного рода наблюдения, устные и письменные опросы, опытно-экспериментальная работа). Методы и их операциональные формы (методики) должны отвечать требованиям адекватности и сопоставимости данных.

Научно-педагогические исследования позволяют сделать открытие новых предметов или явлений, накопить факты, на базе которых раскрываются определенные закономерности, связи и зависимости, складываются и уточняются понятия, суждения и разрабатываются рекомендации для практической деятельности.

Педагогические исследования в силу специфики предмета исключительно трудны. Дело в том, что во всяком педагогическом процессе участвуют педагоги и обучаемые, или воспитуемые. Все они отличаются друг от друга по очень многим показателям как общим для некоторых групп людей, так и индивидуальным. Один и тот же по сути своей педагогический процесс может протекать в самых различных условиях, при разных обстоятельствах и т. д. Эта сложность педагогического исследования не допускает использования какого угодно хорошего, но отдельного от других метода, а требует для полноты и точности познания комплексного использования нескольких методов, позволяющих всесторонне познать изучаемый предмет.

В педагогическом исследовании, кроме указанной проблемы, может иметь место серьезная опасность – субъективизм: стремление исследователя ограничиться только своим опытом (так как он наиболее убедителен: «сам видел», «сам делал», «сам сказал» и т. д.), подходить к исследованию с уже сложившимся взглядом на предмет изучения.

Суть гуманной педагогики заключается в том, что ее средства направлены не столько на прямое воздействие на человека, сколько на стимулирование его собственной активности. Однако такая активность может быть побуждаема не извне, а изнутри человека, в частности, через рефлексию. Она представляет собой нравственную деятельность, труд души – «мыслящего сердца» (Гегель), реализуемую способность анализировать себя, свои чувства или поступки, горюя, радуясь и сомневаясь, проверяя жизнь свою по критериям совести.

Рефлексия сама по себе не гарантирует верных решений, но и они без нее маловероятны. Рефлексия – обращение «назад», осознание, осмысление собственной деятельности и, в первую очередь, ее результата и метода; способность осознавать собственную деятельность, выражающуюся в актуализации и разрешении внутренних противоречий.

Будет полезно почитать по теме: