Организация учебного процесса по физической культуре

Под организациейучебного процесса по физической культуре понимается использование определенных элементов и условий, обеспечивающих обучение и воспитание студентов. Это проведение учебных занятий, тренировок в секциях по видам спорта, спортивно-массовой работы и соревнований. Организация различных форм физической культуры в вузе имеет общие и специфические особенности.

Содержание обучения и воспитания составляют: планирование; подготовка преподавателей и качественное проведение ими учебных занятий; материально-техническое, финансовое и медицинское обеспечение; контроль, проверка и оценка; научно-исследовательская работа.

Планированиепозволяет увидеть перспективу процесса обучения студентов, целенаправленно проводить их физическую и психологическую подготовку, наиболее полно использовать средства и формы этой работы. Оно осуществляется на основе учебного плана и расчета часов, организационных указаний руководства. В основе планирования лежит научный подход, который предполагает:

-   подбор средств и методов с целью максимального повышения качества учебы;

-   учет объективных особенностей формирования двигательных навыков, физических и психологических качеств.

К планированию учебных занятий предъявляются следующие требования: связь физического обучения с общими задачами образовательной системы вуза; систематичность физического обучения и воспитания; сочетание различных форм физической культуры; равномерное распределение общей физической нагрузки в течение учебной недели; учет местных условий.

Связь физического обучения с общими задачами образовательной системы вуза обусловлена тем, что она служит повышению профессионального уровня и работоспособности студентов, освоению ими учебных дисциплин. Планирование занятий осуществляется так, чтобы учитывались общие и специальные задачи учебного процесса. Это достигается соответствующим распределением учебного времени, отводимого на занятия, соревнования, тренировки, что помогает оптимизировать развитие основных физических, специальных качеств и прикладных навыков.

Систематичность физического обучения и воспитания предполагает регулярность и определенную последовательность в использовании различных средств и методов и обеспечивается:

-   проведением занятий не менее двух раз в неделю;

-   рекомендациями проведения утренней физической зарядки на каждый день;

-   проведением спортивных тренировок до двух раз в неделю.

Систематичность реализуется в постепенном наращивании физических и специальных качеств каждым студентом, твердом закреплении ими прикладных навыков.

Сочетание различных форм физической культуры – важное требование к планированию. Необходимо, чтобы все формы были согласованы по срокам и основному содержанию с занятиями. Так, соревнования по гимнастике, плаванию, легкой атлетике, лыжные соревнования преподаватели планируют на завершающую стадию обучения, когда студенты более натренированы. Это позволяет лучше закрепить результаты освоения ими учебной программы и проверить уровень их физической подготовленности.

Равномерное распределение общей физической нагрузки в течение учебной недели обеспечивается на основе комплексного планирования с учетом нагрузки на занятиях по другим учебным дисциплинам и увязывается по содержанию и срокам. Тренировки в секциях по видам спорта планируются в те дни, когда не проводятся учебные занятия.

Учет местных условий обеспечивает реальность планирования учебных занятий. Под местными условиями понимаются:

-   уровень физической подготовленности студентов;

-   материально-техническое обеспечение занятий;

-   местоположение вуза (имеется в виду наличие рядом парков, спортивных сооружений, экологически загрязненных объектов и др.).

Уровень физической подготовленности обучаемых учитывается при разработке тем и расчете часов на каждый семестр. Чем он выше, тем сложнее должно быть содержание занятий. При низком уровне планируются различные подготовительные и менее сложные упражнения. По мере повышения физической подготовленности обучаемых усложняются упражнения, увеличивается количество повторений их выполнения.

Материально-техническое обеспечение занятий осуществляется так, чтобы каждой учебной группе были созданы максимально благоприятные условия для качественного обучения на стадионе, в бассейне, спортивном зале или помещении, оборудованном для занятий гимнастикой, в тренажерном зале и на спортивных площадках.

Задача планирования состоит в том, чтобы исходя из наличия и пропускной способности спортивных сооружений обеспечить рациональное, систематическое и равномерное проведение занятий во всех учебных группах; максимальную загрузку мест занятий в течение каждого учебного часа.

Местные условия учитываются так, чтобы разделы физической культуры (плавание, лыжная подготовка, легкая атлетика) планировались в наиболее благоприятные сроки. От погодных условий зависит возможность проведения занятий по лыжной подготовке, при необходимости их можно заменить на кросс, бег на длинные и средние дистанции.

В программу обучения студентов вводятся упражнения, имеющие повышенную сложность. В ходе занятий их проводят интенсивно, с увеличением объема физической и психической нагрузки. В таких случаях обеспечивается необходимая техника безопасности. В случае травм или неадекватных реакций студентов на физическую нагрузку педагог принимает меры, исключающие негативные явления.

Подготовка преподавателей предполагает постоянное повышение их профессионального мастерства, в основе которого лежит психолого-педагогическая подготовка. В ходе учебно-воспитательной деятельности преподаватель обогащает студентов системой идей и методов решения психолого-педагогических задач в целях развития у них профессионально важных качеств: умения выразить свои мысли; способность понимать других людей, уважать их индивидуальность; наблюдательность и отзывчивость.

Преподаватель проводит занятия со студентами в различных условиях. Его профессия носит творческий характер, поэтому в своей работе он опирается на разнообразные учебные пособия, научную и специальную литературу, опыт других преподавателей. Хорошая квалификация преподавателя обеспечивает высокий уровень физической подготовленности студентов. Для этого ему необходимо постоянно совершенствовать методику, развивать организаторские способности в процессе практической деятельности. Педагогическое мастерство преподаватель повышает на практических, теоретических, инструкторско-методических и показных занятиях, во время самостоятельной работы.

Теоретические занятия проводятся в целях изучения руководящих документов и проблем физического обучения и воспитания. Практические занятия решают задачи поддержания и повышения уровня физической подготовки педагога, от которой зависит образцовый показ упражнений, приемов и действий, используемых при обучении.

Инструкторско-методические занятия играют важную роль в подготовке преподавателей к тренировкам в спортивных секциях и соревнованиям.

Показные занятия направлены на ознакомление преподавателей с образцовой методикой проведения учебных занятий, тренировок по видам спорта в командах и спортивных секциях. На них демонстрируют: правильную технику выполнения упражнений, приемов и действий; наиболее эффективные методы и методические приемы обучения; рациональные способы организации занятия и полноценного использования оборудования и инвентаря.

Материально-техническое обеспечение – важный элемент организации процесса физической культуры и спорта. Опыт свидетельствует, что высокий уровень занятий и спортивных мероприятий достигается за счет хорошей спортивной базы.

Финансовое обеспечение предусматривает выделение средств, необходимых для приобретения инвентаря и оборудования, ремонта и аренды учебно-спортивной базы, содержания обслуживающего персонала и др.

Физическое обучение и воспитание студентов проводится при постоянном медицинском обеспечении, которое предусматривает:

-   контроль медперсонала вуза за проведением мероприятий по физической культуре и спорту;

-   изучение влияния физической культуры и спорта на состояние здоровья, обобщение результатов медицинских наблюдений и представление руководству вуза предложений по дальнейшему повышению качества физического обучения и воспитания;

-   контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения занятий и физической нагрузкой;

-   привитие навыков самоконтроля, гигиены и закаливания. Успехи медицинского обеспечения достигаются совместными усилиями медперсонала, обучаемых и преподавателей.

Основной смысл контролясостоит в том, чтобы добиться безусловного выполнения учебной программы, нормативных документов, распоряжений руководства вуза.

 

 

Управление как важный компонент системы физической культуры

 

Эффективность решения задач физической культуры в вузе зависит от управления. Данная проблема решается на трех уровнях: государственном, региональном и местном (непосредственно вузовском).

К государственному уровню управления физической культурой и спортом относятся:

-   Министерство образования РФ;

-   Комитет по физической культуре, спорту и туризму РФ;

-   Национальный олимпийский комитет.

К региональному уровню управления относятся структуры и должностные лица субъектов страны, права и обязанности которых определены в соответствующих законодательных и нормативных документах.

На вузовском (местном) уровне решаются вопросы обучения и воспитания, подготовки квалифицированных специалистов. Руководству вуза принадлежит решающая роль в организации физической культуры и спорта студентов: отдаются приказы на проведение учебных занятий, спортивно-массовой работы, утверждаются планы, назначаются заведующий кафедрой физического воспитания, преподаватели, члены спортивного комитета, спортивные организаторы и тренеры спортивных команд. Руководство вуза проверяет состояние физической подготовленности студентов и наличие материальных средств, присваивает им спортивные разряды и судейские категории, награждает грамотами и кубками победителей и призеров, разрешает участвовать командам и отдельным спортсменам в соревнованиях, проводимых вне вуза.

Таким образом, физическая культура является составной частью образовательного процесса. Важно, чтобы ее организация, средства, методы и формы способствовали успешному освоению знаний.

Будет полезно почитать по теме: