Научно-исследовательская работа (НИР) преподавателей физического воспитания проводится в тесной связи с научными исследованиями преподавателей других дисциплин. Главными ее критериями являются: объективность, умение выделить как положительные, так и отрицательные стороны, обобщить факты, подвергнуть их тщательному анализу независимо от выдвинутой гипотезы.
К основным направлениям НИРфизического воспитания можно отнести следующие:
1.Разработка путей совершенствования средств и методов обучения и воспитания в процессе обучения.
2.Исследования в области взаимодействия физической культуры, спорта и экономики, правовых отношений между личностью и обществом, эксплуатации спортивных сооружений. Предметом исследований могут быть нервно-психические напряжения как результат интенсификации обучения физической культуре, работа спортивных журналистов и специалистов по синхронному переводу, организация активного отдыха, оказание услуг в области туризма.
3.Разработка методик и внедрение в учебный процесс компьютерных программ по управлению физической культурой и спортом.
При организации и проведении научных изысканий применяются самые разнообразные методы. Наиболее характерны из них следующие:
- организация и проведение экспериментальных, контрольных и индивидуальных исследований;
- сбор и анализ ретроспективной и текущей информации (контент-анализ);
- педагогический эксперимент (естественный и модельный, лабораторный и абсолютный, последовательный и параллельный, а также прямой, перекрестный и многофакторный);
- педагогическое наблюдение (проблемное, тематическое, разведывательное и основное, открытое и скрытое, непрерывное и периодическое);
- хронометрирование и контрольные испытания;
- анализ документальных материалов (фронтальный и выборочный, традиционные и формализованные методы);
- анкетирование (сплошное и выборочное, очное и заочное, групповое и индивидуальное, почтовое и раздаточное);
- беседа или интервью;
- математические методы (средняя арифметическая величина, медиана, среднее квадратичное отклонение, коэффициент вариации, стандартная ошибка среднего значения, критерий Стьюдента и др.);
- экспертные оценки профессиональной работоспособности;
- оценка физического развития, функционального и психического состояния;
- практическая проверка физической подготовленности;
- научное прогнозирование и предвидение;
- системный анализ и синтез, обобщение и сравнение;
- историко-логический метод;
- педагогическое моделирование;
- восхождение от абстрактного к конкретному;
- количественный и качественный анализ полученных результатов исследования.
Процесс исследования предполагает анализ литературных и архивных источников, служебных документов, изучение авторефератов диссертационных работ, накопление фактического материала и др.
Педагогические методы исследования дополняют статистические методы, в которых можно выделить такие основные элементы, как группировка материала, выведение расчетных обобщающих показателей и анализ материала, факторный, регрессионный и корреляционный анализ, математическая обработка результатов исследования.
Выбор темы научной работы, изучение литературы, тщательный сбор данных, их обработка и обобщение, эксперимент и формирование основных выводов и предложений – важные этапы.
Сначала определяется тема, формулируется основная идея, обосновывается ее актуальность. Для дальнейшей работы составляется план, в котором предусматриваются: изучение состояние вопроса, проведение наблюдений, педагогические эксперименты, обобщение отдельных результатов, реализация материалов на практике.
Результаты научных исследований могут оформляться в виде таблиц, рисунков, схем и графиков. Таблицы – наиболее распространенная форма иллюстрации. Они применяются для показа цифрового материала, отражающего ту или иную закономерность и сопоставление различных результатов.
На заключительном этапе научной работы формулируются выводы, предложения и рекомендации.
Научный труд оформляется следующим образом: на титульном листе указывается наименование учреждения, где выполнялась работа, фамилия и инициалы автора, название работы и год выполнения.
Во введении раскрываются цели и задачи исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость научной работы, актуальность, гипотезы, основные проблемы, выносимые на защиту. Далее идет анализ источников, который дает представление о разносторонности темы, выявляет неисследованные аспекты и показывает отношение автора к возможности их разработки. Обязательно раскрываются методы исследования, новые и оригинальные методики описываются более подробно.
Основная часть научной работы раскрывает содержание поставленной проблемы. В соответствующих главах приводится описание данных и фактов; делается их анализ, сравнение с другими данными; даются экспертные оценки, научное обоснование установленных закономерностей и фактов. В заключительной части научной работы формулируются выводы и предложения, приводится список используемой литературы.
Научный труд тщательно редактируется, сверяются цифровые данные, цитаты, таблицы, фамилии приводимых в работе авторов. Оформление научного труда зависит от того, куда он будет представлен: в газету, журнал или сборник научных трудов. Научный доклад, автореферат и диссертация имеют определенный объем, содержание, а также стиль изложения.
Результаты исследований могут быть реализованы в учебном процессе физического воспитания, в докладах на научно-практических и теоретических конференциях, семинарах, симпозиумах, в специальных и деловых играх, а также в учебных пособиях и научных изданиях.
Кроме проведения исследовательской работы преподаватели принимают активное участие в работе научного кружка, постоянно используют в своей педагогической деятельности методы научной работы. Они систематически изучают, обобщают и внедряют передовой опыт, проявляют интерес ко всему новому в науке, физкультурно-спортивном движении в стране.