Методы и процесс педагогического исследования

Педагогическая (как и любая другая) наука решает стоящие перед ней задачи при помощи исследования. Оно представляет собой один из видов познавательной деятельности, смысл которой – выработка новых научных знаний. Процесс педагогического исследования должен быть объективным и доказательным, а потому базироваться на правильной методологической основе.

Современное понимание методологии основывается на пред­ставлении о роли и многообразных функциях, которые выполняет теперь наука для познания и регулирования социальных и природных процессов и явлений, формирования общественного сознания и мировоззрения, повышения эффективности человече­ской деятельности, рационального использования достижений науки, производства, разработки стратегии и тактики развития экономики и культуры, социального прогресса и всестороннего развития лич­ности.

С этих позиций методология педагогики означает филосо­фию образования и воспитания и методы исследования, которые позволяют создать теорию педагогических процессов и явлений. Методология педагогики представляет собой систему знаний об основах и структуре педагогической теории. Однако такая трактовка методологии не может быть пол­ной.

Определение методологии должно опираться на следующие основные характеристики этого понятия:

Методология:

а)определяет способы получения научных знаний, которые от­ражают постоянно меняющуюся педагогическую действитель­ность (М.А. Данилов);

б)направляет, предопределяет основной путь, с помощью ко­торого достигается определенная научно-исследовательская цель (П.В. Копнин);

в)обеспечивает всесторонность получения информации об изучаемом процессе или явлении (М.Н. Скаткин);

г) помогает введению новой информации в фонд теории педа­гогики (Ф.Ф. Королев);

д)обеспечивает уточнение, обогащение, систематизацию тер­минов и понятий в науке (В.Е. Гмурман, П.Р. Атутов);

е)создает систему научной информации, опирающуюся на объективные факты и логико-аналитический инструмент научного познания (Н.К. Гончаров, М.Н. Скаткин).

Эти характеристики понятия "методология", определяющие ее функ­ции в науке, позволяют сделать следующий вывод. Методология педагогики – это концептуальное изложение цели, содержания, методов исследования, которое обеспечивает получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о педагогических процессах и явлениях.

Основными признаками методологии в любом педагоги­ческом исследовании являются следующие:

-   определение цели исследования с учетом уровня развития науки, потребностей практики, социальной актуальности и реаль­ных возможностей данного научного коллектива или ученого;

-   изучение всех процессов и явлений в исследовании, с позиции их внешней и внутренней обусловленности, развития и самораз­вития.

При таком подходе воспитание – саморазвивающееся явле­ние, обусловленное развитием общества, школы, семьи и возрас­тного становления психики воспитуемого.

Каждый человек – развивающаяся система, способная к самопознанию и саморазвитию, изме­няющая себя в соответствии с внешними воздействиями и внут­ренними потребностями в зависимости от способностей.

Воспитатель (педагог) – постоян­но совершенствующийся специалист, одновременно изменяющий свою деятельность и свое "Я" в соответствии с поставленными целями и задачами воспитания.

Педагогика — наука, объеди­няющая все современные знания о человеке и использующая о нем всю научную информацию в интересах создания оп­тимальной педагогической системы.

Оптимальная педагогическая система ориентирована на системный подход в структуре, взаимосвязи элементов и явлений, их соподчиненности, иерархии, функционировании, целостности и динамике ее развития. Она направлена на выявление и разрешение противоречий в процессе обучения и воспитания, в развитии коллектива и личности.

Оптимальная педагогическая система является интерпретацией философского учения о борьбе старого и нового, детского и взрослого, воспитания и самовоспитания, цели и ее реализации, заключается в совершенствовании образовательной системы в целом.

Будет полезно почитать по теме: