Из истории развития педагогики

Изменение социокультурной ситуации в России влечет за собой изменение понимания сущности педагогических процессов и потребность их переосмысления в свете новых идей, в контексте необходимости усиления внимания к развитию системы детско-юношеского спорта и физического воспитания в образовательных учреждениях, созданию модели новой устойчивой системы физической подготовки молодежи в процессе обучения.

Каждая наука формируется под влиянием потребностей общества и человека и призвана выполнять определенные общественные функции.

Наука педагогика, как отрасль знаний в области человековедения формировалась, когда достаточно четко конкретизировался специфический, только ей присущий предмет исследования. В этой связи, как отмечается в философии, перед каждой отдельной наукой выдвигается требование - выяснить свое место в общей системе существующих знаний.

Педагогическая отрасль знаний является едва ли не самой древней и, по существу, неотделима от развития общественных отношений. Педагогические знания относятся к той специфической сфере человеческой деятельности, которая связана с подготовкой подрастающих поколений к жизни, когда говорят о педагогике, то обычно это понятие идентифицируют с понятием воспитания, понимая его как формирование человека.

По словам А. Дистервега: «Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на внешний мир».

Накапливая духовный, социальный и производственный опыт, а также опыт сотрудничества и совместной деятельности, люди стремились передавать его последующим поколениям. Общественный прогресс и стал возможен лишь постольку, поскольку каждое новое поколение людей овладевало опытом предков и, обогащая его, передавало потомкам. Передача накопленного опыта последующим поколениям людей стала важнейшей предпосылкой существования и развития человеческого общества и одной из его важнейших функций. Именно поэтому воспитание неотделимо от развития человеческого общества: оно существует с самого начала его возникновения. В этом смысле воспитание считают «общей и вечной категорией», подчеркивая положение о том, что как общественное явление, как специфическая деятельность по подготовке подрастающих поколений к жизни воспитание существует в обществе на всех этапах его развития.

Еще Аристотель в своем труде «Политика» писал: «Вряд ли кто будет сомневаться в том, что законодатель должен отнестись с исключительным вниманием к воспитанию молодежи, так как в тех государствах, где этот предмет находится в пренебрежении, и самый государственный строй терпит от того ущерб». Воспитание подрастающего поколения всегда связывалось с насущной необходимостью укрепления могущества страны и государства. Вот почему физическому воспитанию во все времена уделялось такое пристальное внимание.

Во времена Спарты в воспитании преобладал военный дух. Один из спартанских деятелей писал: «Наша республика организована как военный лагерь, в котором господствует дисциплина и повиновение». Это непосредственно сказывалось на воспитании. «Воспитание, – отмечал древнегреческий историк Плутарх, – было рассчитано на то, чтобы сделать юношей послушными, выносливыми в трудностях, способными сражаться и побеждать». С этой целью их направляли в военные лагеря, где они, находясь в трудных условиях и выполняя различные физические упражнения, развивали в себе мужество и выносливость.

Дети светских феодалов получали так называемое рыцарское воспитание. Его программа сводилась к овладению «семью рыцарскими добродетелями»: умением ездить верхом на лошади, плавать, метать копье, фехтовать, охотиться, укреплять силу духа. Чтобы дать представление о целях, проблемах и задачах современной педагогики спорта, сначала необходимо определить общее местоположение этой дисциплины в системе наук. Цель такой ориентировки в том, чтобы сделать лишь самые первые шаги, позволяющие приблизиться к избранной теме.

В самом первом приближении к предмету речь идет, главным образом, о том, чтобы определить положение современной педагогики спорта в общей системе наук, выявить область вопросов, требующих уточнения, и высказать ряд основополагающих соображений относительно их научного характера и классификации. Исходя из этого, строится вся дальнейшая структура вводного курса. Чтобы иметь возможность оценить современное состояние педагогики спорта, необходимо изучить исторически сложившиеся линии развития этой дисциплины. При этом предполагается, что приведенный исторический обзор будет способствовать пониманию специфики педагогики спорта.

Необходимость ретроспективного исторического обзора мотивируется тем, что в свете исторического прошлого обозначается современное положение педагогики спорта со всем множеством стоящих перед ней проблем. Хотя в настоящее время педагогика спорта является самостоятельной научной дисциплиной, некоторые из важнейших проблем и направлений этой науки возникли очень давно. Первые из них существовали еще в античной философии. Наряду с Аристотелем большое внимание вопросам педагогики уделял Платон, сформулировавший в рамках своей обширной философской мысли системы, которые вплоть до нашего времени в значительной степени способствовали развитию педагогики, связав ее с общефилософскими воззрениями на жизнь и мир. Опираясь на свою философско-педагогическую систему, Платон во взвешенных, тщательно продуманных и в ряде случаев исключительно близко соприкасающихся с нашей современностью формулировках доказывает необходимость «спортивного воспитания». Он говорил о гимнастике и гимнастическом воспитании. Даже не прибегая к детальной аргументации, можно увидеть, что в сочинениях Платона, главным образом, в «Государстве», «Законах» содержатся важные высказывания о взаимосвязи между гимнастикой, воспитанием и потребностями тела и духа, ставя осуществление некоторых из рассмотренных им государственных задач в прямую зависимость от гимнастического воспитания молодежи.

Идеи Аристотеля и прежде всего Платона получили распространение и в Новом Времени. Определяющую роль в этом процессе сыграл Ж. Руссо. Это произошло далеко не случайно ибо именно Ж. Руссо стал основателем педагогики детства в качестве современной науки, обратив ее к личности ребенка, хотя сам он и не являлся основателем этой научной дисциплины в целом. В своих трудах Ж. Руссо - и в этом его неоспоримая заслуга - впервые задается вопросом о целях собственно воспитания, не рассматривая его как средство для осуществления внепедагогических задач. Он считает ребенка - в отличие от господствовавшей в течение столетий практики - не незавершенной моделью взрослого, а полноценным человеком, и называл детей не иначе как «маленькие люди». Такое отношение к ребенку предусматривает уважение к нему как к самостоятельной личности, обладающей собственным миром чувств. Ребенок уравнивается в правах с взрослым, он в известной мере "эмансипируется". Открыв ребенка, Ж.Руссо открывает и юношу, молодого человека ("второе рождение - начало юности"), и одновременно с этим - телесную природу человека, зависимость его развития от физического здоровья.

Хотя и до Ж. Руссо было известно, что человек - это существо, обладающее не только духом и рассудком, но и чувствительностью, Ж. Руссо впервые в контексте педагогической теории Нового Времени провозгласил и обосновал идею о настоятельной необходимости физического воспитания. Особенно впечатляющим свидетельством этого является его утопический воспитательный роман "Эмиль" (1762), где он изложил теорию "естественного воспитания", которое, как он надеялся, помимо всего прочего исцелит пороки его времени. Характерным отличительным признаком его версии "естественного воспитания" является деление жизненного пути человека на различные возрастные отрезки, отграниченные друг от друга стадии, каждая из которых обладает определенными особенностями и в силу этого вправе претендовать на самостоятельное существование. Разработанная Ж. Руссо теория естественного воспитания, рассматриваемая в таком аспекте, совпадает с теорией возрастных ступеней, в рамках которой оценивается место и роль чувственно-телесной природы человека и физического воспитания. Согласно этой теории, подлинно человеческое развитие было бы неполным без учета телесной природы людей. После выхода "Эмиля" Ж. Руссо представление о необходимости физического воспитания обрело под собой прочную основу.

Точно так же множество других идей Ж. Руссо и сегодня является достоянием педагогики. Нередко они остаются без внимания, поскольку антиисторический подход к таким воззрениям мешает их правильному пониманию. Приведем лишь два примера. Принцип развивающего обучения в наши дни всячески превозносится и пропагандируется как вершина спортивного обучения. Иногда в качестве основного мотива процесса обучения постулируются такие цели, как пробуждение в ученике ощущения радости, или создание полноценной личности.

О том, с каким воодушевлением воспринимались, распространялись, развивались, классифицировались, преображались и отчасти неверно понимались воззрения Ж. Руссо, свидетельствует, прежде всего, деятельность так называемых "филантропистов" конца XVIII в., которые стали самыми ревностными и верными его преемниками. Филантрописты, являющиеся представителями педагогики, опирающейся на идеи просвещения, были преисполнены радостью экспериментирования, благодаря чему их без малейших колебаний можно назвать первыми педагогами-реформаторами Нового Времени. Готовые преодолеть практически любые препятствия, они стремились, не останавливаясь ни перед чем, воспитать провозглашенного Ж. Руссо "нового счастливого" человека, предоставить "настоящему человеку" в подлинном смысле этого слова возможность обрести с помощью природосообразного воспитания достойное существование.

К выдающимся деятелям филантропистов принадлежат, наряду с Гутс-Мутсом, Базедовым и Кампе, Зальцман, Фит и Вийом и др.

Совокупность этих идей привела к формированию педагогики, которая получила название «педагогика физкультуры и спорта», которая со временем выделилась в отдельную отрасль педагогической науки.

Эта педагогика больше всего ценила формирование таких качеств личности, как смелость, решительность, храбрость, умение постоять за себя и свои убеждения, уважать мнение окружающих, любить Родину и отстаивать ее интересы.

Физическое обучение и воспитание – долгий процесс. В образовательном процессе совершенствуются умения и навыки физического развития. Содержание и формы этого процесса в различные периоды обучения меняются в зависимости от динамики условий жизни и деятельности, возрастных изменений каждого обучающегося.

Будет полезно почитать по теме: