ГЛОССАРИЙ

№ п/п

Новое понятие

Содержание

1

2

3

1

Взаимосвязь закономерностей педагогической науки
и педагогической практики

взаимозависимость, проверяемая опытом. Нивелирование различий, поскольку педагогическая наука связана с изучением педагогических процессов, а педагогическая практика - с технологией их реализации

2

Воспитание

целенаправленное создание условий для разностороннего развития и саморазвития человека, становления его социальности

3

Диагностика

отслеживание и фиксирование позитивных и негативных сторон в осуществлении физического обучения и воспитания учащихся в образовательных учреждениях

4

Информатизация педагогики физической культуры и спорта

система информационного обеспечения учебно-воспи-тательного процесса, а также средства и методы ее обслу-живающие

5

Информация

одно из основных понятий кибернетики. Обмен сигналами в животном и растительном мире. Основные критерии инфор-мации: энергия, движение, масса, пространство и время

6

Концепция

определенный способ понимания, трактовки явлений, про-цессов; определенная точка зрения на совокупность явле-ний, руководящая идея для их систематического освещения

7

Лицензирование
в физической культуре
и спорте

соглашение, по которому спортивная команда предос-тавляет коммерческие права фирме на использование ее символики

8

Материальное обеспечение физической культуры
и спорта

деятельность по созданию, поддержанию и развитию учебно-спортивной базы. Она осуществляется в соответствии с потреб-ностями процесса физического совершенствования студентов и зависит от материальных, трудовых и финансовых ресурсов образовательного учреждения

9

Методология педагогики

концептуальное изложение цели, содержания, методов иссле-дования, которое обеспечивает получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о педагогических процессах и явлениях

10

Методы исследования

способы достижения цели, решения конкретных задач иссле-дования; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности

11

Образование

созидание человека; зафиксированное достижение уровня культуры, общих и профессиональных знаний, достигнутых в процессе обучения; деятельность, направленная на усвоение этих достижений

12

Обучение

побуждение и удовлетворение познавательной потребности человека путем его приобщения к общим и профес-сиональным знаниям, способам их получения, сохранения, применения на практике

13

Объект педагогики

образовательный процесс

14

Объект педагогической практики

реальное взаимодействие участников педагогического процесса

15

Основания методологии педагогических исследований

общая методология науки, теория педагогики и психологии; ведущие идеи науки, на которые опирается данное исследо-вание; постулаты и аксиомы самой проблемы исследования

16

Основная цель педагогической науки

открытие объективных закономерностей обучения и воспитания, сознательное и целенаправленное применение познавательных законов на практике

17

Основные категории педагогики

образование, воспитание, обучение, педагогическая деятель-ность, педагогическая технология, педагогическая задача

18

Основные категории спонсорства в области развития физической культуры и спорта

финансовое - прямые денежные вложения; информационное - поддержка со стороны средств массовой информации; нату-ральное - предоставление спонсором спортивной организации своих товаров и услуг взамен выплаты наличными

19

Основные отрасли педагогики

1) общая педагогика; 2) возрастная педагогика – пред-дошкольная педагогика, педагогика ясельного возраста; дошкольная педагогика; педагогика начальной школы; педагогика средней школы; педагогика высшей школы; андрагогика, или педагогика взрослых; 3) история педагогики (в стандарте высшего профессионального образования
2000 года - история образования и педагогической мысли);
4) коррекционная (специальная) педагогика, или педагогика для людей с отклонениями, задержками развития (медико-биологического, психологического, социального); 5) прик-ладные отрасли педагогики: военная педагогика; спортивная
(педагогика физической культуры и спорта); семейная педагогика; профессиональная педагогика; педагогика рефлексии; суггестивная педагогика (педагогика внушения); предметные методики

20

Основные показатели физического развития

морфологические характеристики: рост, вес, окружность груди, развитие мышечной системы, а также жизненная емкость легких, подвижность грудной клетки, мышечная сила, гибкость и др.

21

Основные показатели физического состояния

физическое развитие, состояние здоровья и физическая под-готовленность человека

22

Основные функции педагогики

общетеоретическая, практическая, прогностическая

23

Педагогика

наука о формировании личностных качеств человека в процессе обучения

24

Педагогика физической культуры и спорта

прикладная отрасль общей педагогики, интегрирующая усилия преподавательского состава на обучение и воспи-тание, создание условий для развития и совершенствования индивидуальных умственных и физических способностей учащихся

25

Педагогическая деятельность

воспитывающее и обучающее взаимодействие учителя (воспитателя) на ученика или учеников (воспитанника или воспитанников), направленное на личностное, интеллек-туальное и деятельностное развитие, одновременно выступа-ющее как основа саморазвития и самосовершенствования

26

Потребность деятельности

осознание человеком необходимости в объектах и действиях, выступающее источником его активности, организующей и направляющей познавательные процессы, воображение и поведение

27

Предмет педагогики

научные категории, присущие прежде всего данной отрасли знания, основные понятия, которыми располагает педагогика

28

Предмет педагогической практики

способы взаимодействия, обусловленные целями и содер-жанием управления и организации деятельности, а также отношения и общение людей, их самоорганизация в группах и коллективах; рефлексия и самовоспитание человека

29

Прогнозирование

выявление закономерностей, тенденций и перспектив развития физической культуры и спорта; осуществление оптимального целеполагания и планирования учебно-воспитательного процесса

30

Развитие

изменения внутреннего мира человека в результате внешних воздействий и его собственной активности; деятельность по достижению такого результата

31

Саморазвитие

активность человека по изменению себя, в раскрытии, обогащении своих духовных потребностей, творчества, личностного потенциала, в реализации веры в возможность самовоспитания в процессе естественного физиологического, физического, психического и социального развития

32

Учение

действия того, кто обучается, осуществляет удовлетворение своих познавательных потребностей в процессе обучения

33

Физическая культура

одна из важнейших дисциплин в обучении и воспитании учащихся. Ее осуществление предполагает: всестороннее развитие, укрепление здоровья; овладение знаниями основ физической культуры и здорового образа жизни; дости-жение оптимального уровня физических и психических качеств личности; умение использовать опыт физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей

34

Физическая подготовленность (обученность) студентов

разносторонние двигательные способности, оптимальный уровень развития физических и прикладных навыков; совер-шенствуется под влиянием систематических занятий физичес-кими упражнениями, развивающими силу, быстроту, вынос-ливость и ловкость

35

Физическое воспитание

составная часть образовательного процесса, способству-ющая формированию физических, морально-психологи-ческих и нравственных качеств личности обучаемых

36

Экспертиза

оценка различных направлений и состояния учебно-воспитательного процесса по курсу физической культуры в образовательных учреждениях

Будет полезно почитать по теме: