Физическая культура – средство воспитания морально-волевых качеств у студентов

качеств у студентов

Физическое воспитание как составная часть образовательного процесса способствует формированию физических, морально-психологических и нравственных качеств обучаемых.

На учебных занятиях, тренировках и спортивных соревнованиях у студентов под влиянием преподавателей, коллектива и определенных условий формируются необходимые морально-волевые и психологические качества. Задача преподавателей – способствовать созданию у студентов мотивации к достижению высоких результатов в учебе, воспитанию нравственных качеств.

Регулярно выполняя упражнения, студенты осознают необходимость совершенствования своих физических и психологических качеств. У них появляется внутренняя потребность действовать в коллективе в соответствии со своими убеждениями. Физически развитый студент - это общественно активный человек.

В процессе физкультурно-спортивных мероприятий студенты находятся в коллективе, где формируются взаимопомощь и взаимовыручка, сплачиваются дружеские отношения.

Физическая культура и спорт являются одним из важнейших средств воспитания патриотизма: любви к своему народу, уважения к Государственному гимну, гербу и флагу.

Физические упражнения способствуют формированию таких качеств, как добросовестное отношение к учебе, чувство ответственности и долга, коллективизм, готовность прийти на помощь товарищам, гуманность, честность, воля к победе, непримиримость к несправедливости и лжи.

При многократном повторении физических упражнений с большими нагрузками, когда надо достичь наивысшего результата, включаются все составляющие психики человека (мышление, память, внимание, воля, эмоции и др.) и направляются на выполнение поставленной цели. Это характерно, например, в спортивных играх, различных единоборствах, где постоянно преодолеваются как внешние, так и внутренние трудности.

На занятиях выполнение упражнений, приемов и действий осуществляется в точном соответствии с их описанием, а также по распоряжениям руководителя занятий и под его непосредственным контролем. Соблюдение установленной спортивной формы одежды, нормативов, этики способствует воспитанию у студентов дисциплинированности, чувства собственного достоинства.

Моральное удовлетворение приносят те занятия по физической культуре и соревнования, на которых студенты достигают определенных результатов за счет систематических тренировок и честной борьбы с соперником. Поэтому в спорте нетерпимы любые проявления нечестности.

Учебные группы по своему составу, как правило, многонациональны. Занятия необходимо проводить так, чтобы у студентов формировались дружеские отношения, товарищеская взаимопомощь, уважение и сопереживание. Неправильная организация занятий или спортивных мероприятий может создать атмосферу конфликтных ситуаций в межличностных отношениях. Негативным явлениям следует давать принципиальную оценку, чтобы в последующем они не повторялись.

Формирование тех или иных качеств носит индивидуальный характер. Каждый обучаемый, встречаясь с трудностями, реагирует на них по-разному. Поэтому те или иные упражнения или виды спорта способствуют выработке различных морально-волевых и психологических качеств у студентов. Здесь нужен дифференцированный подход. Однако в любом случае нужные качества формируются только при сознательном и целенаправленном участии как преподавателя, так и самого обучаемого. В педагогическом процессе важно осуществлять правильный подбор упражнений, методику их проведения, применять общие и специфические принципы обучения и воспитания.

Смелость и решительность, настойчивость и упорство, инициативность и находчивость, выдержка и самообладание – такие качества вырабатываются у обучаемых во время занятий по легкой атлетике, плаванию, лыжным гонкам и др. Эти качества можно воспитывать целенаправленно на тренировках и состязаниях, используя специальные упражнения. Например, если студент не умеет плавать и у него страх перед водой, то ему следует сначала выполнить подготовительные упражнения: отрегулировать дыхание (выдох ртом в воду), отработать плавательные движения сначала на суше, затем в воде для удержания тела на поверхности.
Это позволит ему преодолеть водобоязнь и одновременно выработать настойчивость и смелость.

Восприятие пространства и времени, способность к точной оценке расстояний, имеющие значение для определенных профессий, можно формировать путем специальных упражнений на гимнастических снарядах, в спортивных играх, легкой атлетике и лыжной подготовке.

Внимание, активность и устойчивость к внешним помехам также вырабатываются в процессе выполнения различных упражнений. Например, во время учебы у студентов могут появиться напряженность, мышечная скованность, обостренная или замедленная реакция.
Это преодолевается с помощью выполнения отдельных упражнений, направленных на развитие навыков произвольного расслабления мышц и нормализации деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

На занятиях необходимо создавать такие условия, чтобы обучаемые проявляли инициативу, верили в свои силы и способности. Корректное устранение ошибок в выполнении упражнений снимает у них неуверенность в себе, порождает желание достичь высоких результатов.

Гуманные отношения друг к другу развиваются и совершенствуются на соревнованиях и тренировках, так как спорт предполагает честное соперничество. В спорте побеждает сильнейший – наиболее подготовленный во всех отношениях спортсмен, что соответствует олимпийским идеалам. Студентов необходимо привлекать к судейству соревнований, проведению спортивных праздников и вечеров. Успехи в спортивно-массовой работе обязательно отражаются в студенческой печати и на местном радио.

Выполняя общественно полезные функции (участие в соревнованиях, смотре физической подготовленности и др.), студенты приобретают опыт организаторской, методической и воспитательной работы, т.е. они профессионально совершенствуются.

Занятия по физической культуре и спорту проводятся в соответствии с руководящими документами (законами Российской Федерации, нормативными актами Министерства образования РФ, распоряжениями и приказами ректората вуза, учебными планами, программами и т.д.), в которых определяются требования для каждой категории обучаемых, устанавливается соответствующая форма одежды для выполнения физических упражнений. Все это положительно воздействует на личность, повышает ответственность и чувство долга.

Целесообразно на торжественные открытия спортивных праздников, соревнований, спартакиад, другие спортивно-массовые мероприятия приглашать служителей религиозных конфессий, которые могут благословить участников, что направлено на формирование навыков благородного соперничества.

Спортивные праздники (вечера) посвящаются знаменательным датам вуза, города и страны. В их программу включаются выступления выдающихся спортсменов, тренеров, ветеранов спорта; спортивные игры, эстафеты, отдельные номера лучших спортсменов вуза; художественная самодеятельность. Вручаются грамоты (дипломы), знаки спортивного отличия, призы, кубки и вымпелы. Программа праздника утверждается ректором вуза. В ее разработке и оформлении места проведения мероприятия обязательно участвует спортивная общественность.

Независимо от времени года спортивные праздники проводятся в спортзале, бассейне, на стадионе, ледовом поле и т.д. Они начинаются с парада участников, показательных выступлений лучших спортсменов вуза и приглашенных спортсменов. Затем проводятся товарищеские встречи и спортивные игры. Заканчиваются праздники спортивными эстафетами и подведением итогов, вручением призов и наград победителям.

Важную роль в воспитании студентов играют спортивные тематические вечера, туристические походы и экскурсии, встречи с выдающимися спортсменами, товарищеские встречи по различным видам спорта со студентами других вузов.

К формам воспитания и обучения студентов физической культуре также относятся: беседы, доклады и лекции, встречи с ветеранами, вечера и читательские конференции, просмотр фильмов, деловые игры, дискотеки, выставки, передачи местного телевидения и радио, фотогазеты, экскурсии и др. В настоящее время особую роль в воспитании играет спортивная реклама.

Велико значение воспитания на спортивных традициях. В образовательных учреждениях обычно оборудуются комнаты спортивной славы, где на стендах размещаются спортивные реликвии, экспонаты, грамоты, альбомы, дипломы и предметы спортивного инвентаря. Здесь проводятся встречи с выдающимися спортсменами и тренерами, происходит награждение спортивными грамотами, дипломами, знаками и медалями.

Положительное влияние на воспитание студентов оказывает шефская работа с учащимися других образовательных учреждений, а также добрые взаимоотношения с коллективами предприятий. С ними можно проводить товарищеские встречи по видам спорта, оказывать друг другу посильную помощь в строительстве и обслуживании спортивных сооружений, в обеспечении спортивным инвентарем и оборудованием.

После проведения спортивных встреч, например, со студентами других вузов, победителям вручаются такие призы или подарки, которые поднимают настроение и вызывают положительные эмоции.

В процессе учебной деятельности возникают различного рода негативные факторы, которые снижают силу и тонус мышц, способствуют застойным явлениям в организме, нарушению деятельности отдельных его систем (кровеносной, дыхательной, нервной, лимфатической и сердечно-сосудистой). К ним следует отнести: длительное ограничение двигательной активности, статические позы, напряженную динамическую работу, различные шумы, поля ультравысоких частот электронно-вычислительной техники, пониженное или повышенное атмосферное давление, резкий перепад температур и др.

Эти факторы ведут к снижению работоспособности, а при систематическом воздействии могут ухудшить состояние здоровья. Использование специальных упражнений непосредственно в течение учебного дня, в паузах или коротких перерывах, предотвращает их отрицательное воздействие, снимает эмоциональное напряжение, устраняет застойные явления в организме. В сочетании с мероприятиями гигиенического характера они повышают работоспособность и служат профессиональному долголетию.

Изучение учащимися широкого спектра учебных дисциплин (математики, психологии, менеджмента, маркетинга, юриспруденции и др.) связано с большими нервно-психическими перегрузками. Интенсивная учеба требует определенного уровня физической подготовленности. Поэтому средства и методы физической культуры должны быть направлены на развитие личной инициативы и самостоятельности студентов. Так, в ходе учебных занятий и соревнований моделируются стрессовые ситуации и условия их преодоления.

При подготовке к зачетам часто возникает дефицит времени, что не позволяет некоторым студентам в течение учебной недели активно заниматься физическими упражнениями. В таких случаях надо вовлекать их в физкультурно-спортивные и туристические мероприятия в выходные дни.

В специфических формах спортивной борьбы, при максимальных физических напряжениях, например в лыжных гонках, формируются и совершенствуются двигательные навыки, физические и психологические качества, а в игровых видах спорта (настольном теннисе, баскетболе и волейболе) свойства личности не только проявляются, но и перестраиваются.

Для разрядки нервной напряженности или снятия возбуждения после каких-либо неудач или успеха можно применить различные специальные упражнения. В частности, спортивные и подвижные игры, плавание или занятия на тренажерах снимут нервно-психическое возбуждение, создадут благоприятные условия для учебы, полного восстановления сил.

Полезны упражнения в утренние часы. Регулярное проведение утренней физической зарядки способствует профилактике заболеваний, закаливанию и снятию стрессовых напряжений.

Следует учитывать, что нарушение экологии (захоронение высокотоксичных материалов, ядерных и химических отходов), рост правонарушений в стране, употребление молодежью алкоголя, наркотических средств, курение, появление новых вирусных заболеваний и другие факторы негативно воздействуют на людей. Нередко студенты поддаются этому воздействию, что неудовлетворительно отражается на их учебной и творческой активности.

В устранении или нейтрализации негативных факторов как никогда возрастает роль физических упражнений, двигательной активности, здорового образа жизни. Хорошим «лекарством от недуга» для студентов являются систематическое выполнение упражнений, участие в спортивных и туристических мероприятиях. На спортивных зрелищах снимается нервно-психическое напряжение, обогащаются эмоции.

Будет полезно почитать по теме: