Актуальные проблемы физкультурно-спортивного образования

Физическая культура – одна из важнейших дисциплин в обучении и воспитании учащихся. Осуществляемое в ходе занятий всестороннее развитие предполагает: укрепление здоровья; овладение знаниями основ физической культуры и здорового образа жизни; достижение оптимального уровня физических и психологических качеств; умение использовать опыт физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

Преобразования, проходящие в России, обусловили поиск и формирование новых подходов к преподаванию физической культуры, концептуальными направлениями которого являются интересы государства, нужды и запросы общества в физическом совершенствовании граждан, подготовка квалифицированных и высоконравственных специалистов.

Педагогика физической культуры и спорта выступает как образовательная структура, интегрирующая усилия преподавательского состава по обучению, созданию условий для развития и совершенствования индивидуальных способностей учащихся. Воспитание молодежи достигается за счет демократизации, дифференциации и гуманизации учебно-воспитательного процесса, учета культурных, природных, региональных и других факторов, которые организационно охватывают все виды деятельности педагога и обучаемых, логически выстраивая взаимосвязь: гуманная цель – содержание обучения – личностная технология ее реализации.

Физическая культура способствует развитию уровня организационных способностей человека, выработке психологической готовности к профессиональной деятельности (увлеченность, внутренняя стойкость и убежденность в полезности своего труда). Практика показала, что в процессе обучения и воспитания на физическое совершенствование человека положительно воздействуют четко спланированный учебный процесс, средства, формы и методы педагогического воздействия, систематический контроль, проверка и оценка усвоения учебного материала, а также физкультурно-спортивные встречи, тренировки, соревнования по различным видам спорта.

Эффективность обучения и воспитания достигается благодаря высокому профессионализму преподавателей, умелому проведению ими всех видов учебных занятий и соревнований.

В данной области деятельности проведены широкомасштабные исследования. Их главная цель – обеспечение всестороннего и гармоничного развития учащихся, способных успешно учиться и приобретать профессию.

К актуальным темам научных исследований можно отнести:

-   совершенствование обучения и воспитания студентов по физической культуре;

-   формирование физических, психологических качеств и прикладных навыков;

-   изучение особенностей физической культуры и спорта женщин;

-   взаимосвязь физической культуры, спорта, туризма с предпринимательством и др.

Все эти разработки способствуют обогащению теории и практики физической культуры.

Реформирование общества требует новых подходов к организации и проведению физической культуры в образовательных учреждениях, переосмысления взглядов на этот процесс. Здесь решающее слово принадлежит ученым, и прежде всего тем, кто непосредственно обучает студентов.

Постоянное совершенствование технических средств обучения, изменение характера и условий деятельности специалистов требуют дальнейшего развития и нового научного обоснования форм, средств и методов физической культуры. Это также требует научного осмысления. Практическая работа специалиста по физической культуре содержит в себе элементы исследовательской деятельности, а в некоторых случаях напрямую связана с научным и экспериментальным решением.

Наиболее важными проблемами являются: анализ физического состояния учащихся, определение эффективности учебной деятельности, организация культурного досуга. Не менее актуальны и вопросы повышения духовности молодежи; правовых отношений между преподавателем и обучаемыми в ходе спортивных мероприятий.

Актуальными проблемами развития физкультурно-спортивного образования являются:

-   научные исследования в области физической культуры и спорта;

-   научная деятельность преподавателей;

-   организация научной работы студентов;

-   информационное обеспечение физической культуры и спорта;

-   новые тенденции финансового обеспечения физической культуры и спорта;

-   организационно-правовые основы материального обеспечения физической культуры и спорта;

-   финансирование физической культуры и спорта и др.

Будет полезно почитать по теме: