Экспертиза проводится по заявке, которая прошла установленную процедуру регистрации документов, поступивших в федеральный орган по интеллектуальной собственности. В процессе проведения экспертизы проверяется:
- наличие документов, которые должны содержаться в заявке или прилагаться к ней;
- соответствие размера уплаченной пошлины установленному размеру;
- соблюдение порядка подачи заявки установленным правилам;
- отсутствие явного нарушения требования единства полезной модели;
- подана ли заявка на техническое решение, охраняемое в качестве полезной модели;
- правильность классифицирования полезной модели по МПК, осуществленного заявителем, либо проведение такого классифицирования;
- не изменяют ли дополнительные материалы, если они представлены, сущность заявленной полезной модели и соблюден ли установленный порядок их представления;
- обоснованность испрашивания более раннего приоритета, чем дата поступления заявки.
Если в процессе экспертизы заявки установлено, что заявка оформлена с нарушением требований к ее документам или подана на объект, которому не предоставляется охрана в качестве
полезной модели, заявителю направляется запрос с указанием обнаруженных недостатков, приведением необходимых аргументов правового характера и предложением предоставить исправленные или недостающие документы в течение двух месяцев с даты его получения.
Основанием для запроса, в частности, являются:
- отсутствие в заявке хотя бы одного из предусмотренных Правилами документов;
- отсутствие документа, подтверждающего уплату патентной пошлины в установленном размере, или документа, подтверждающего основания для освобождения от уплаты патентной пошлины, либо уменьшения ее размера, либо отсрочки ее уплаты;
- нарушение требований, предъявляемых к объекту полезной модели;
- отсутствие перевода документов заявки на русский язык, если они представлены на другом языке;
- отсутствие доверенности на представительство, если заявление подписано представителем заявителя, не являющимся патентным поверенным, или нарушение требований к оформлению доверенности; нарушение порядка подачи заявки;
- отсутствие в заявлении о выдаче патента необходимых реквизитов;
- выявление недостатков в оформлении документов, препятствующих непосредственному репродуцированию, публикации, хранению;
- отсутствие в описании полезной модели структурных разделов, предусмотренных Правилами.
В запросе, направляемом заявителю, может быть предложено представить уточненное описание и формулу, относящуюся к одной полезной модели либо к группе полезных моделей, образующих единый творческий замысел, и доплатить соответствующую патентную пошлину.
Запрос недостающих и исправленных материалов может направляться заявителю столько раз, сколько это необходимо для устранения недостатков заявки и ее документов.
Если заявитель в двухмесячный срок не представит запрашиваемые материалы или ходатайство о продлении срока их представления, заявка признается отозванной, о чем заявителю направляется соответствующее решение. Если не устраненные заявителем недостатки заявки не являются препятствием для установления даты ее подачи, в решении о признании заявки отозванной указывается дата подачи заявки.
С целью соотнесения объекта заявленной полезной модели с той или иной отраслью техники полезная модель классифицируется в соответствии с МПК. Классифицирование осуществляется при проведении экспертизы заявки. Основанием для выбора классификационного индекса является формула заявленной полезной модели. Если заявка охватывает несколько объектов, относящихся к разным рубрикам МПК, устанавливаются все соответствующие классификационные индексы. При этом выбор первого индекса определяется названием полезной модели. Классификационные индексы, установленные на стадии экспертизы, могут быть изменены при проведении информационного поиска.
Если в результате рассмотрения заявки установлено, что она подана с явным нарушением требования единства полезной модели, заявителю направляется соответствующее уведомление и предлагается в течение двух месяцев его получения сообщить, какая из заявляемых полезных
моделей должна рассматриваться, и при необходимости внести уточнения в материалы заявки.
Если заявитель не сообщит в установленный срок, какую из полезных моделей следует рассматривать, и не представит уточненные документы, экспертиза проводится только в отношении полезной модели, указанной в формуле первой.
Если в процессе экспертизы заявитель изменял формулу полезной модели, проверка проводится по отношению к последней предложенной заявителем формуле.
Если при рассмотрении заявки будет установлено, что содержащиеся в ней сведения составляют государственную тайну, заявка засекречивается в порядке, установленном законодательством о государственной тайне. При этом заявителю сообщается о невозможности получения по
такой заявке патента на полезную модель и о возможности отзыва заявки или преобразования ее в заявку на секретное изобретение.
Установление даты подачи заявки. Согласно п. 2 ст. 17 Патентного закона РФ датой подачи заявки на полезную модель считается дата поступления в федеральный орган по интеллектуальной собственности заявки, содержащей заявление о выдаче патента, описание и чертежи, если в описании на них имеется ссылка, или дата поступления последнего документа, если указанные документы представлены неодновременно.
В соответствии с подп. 1.1 п. 17.7 Правил в качестве заявления о выдаче патента для целей
установления даты подачи заявки наряду с заявлением, оформленным в соответствии с требованиями п. 3.1 Правил, могут быть признаны документ или несколько документов, представленных на русском языке и содержащих явное или подразумеваемое указание на то, что эти и другие поступившие вместе с ним документы, в совокупности именуемые первоначальными документами, следует рассматривать как заявку на выдачу патента на полезную модель, а также указание, позволяющее установить, кто является заявителем и как с ним связаться.
Согласно подп. 1.2 п. 17.7 Правил в качестве описания полезной модели для целей установления даты подачи заявки наряду с описанием установленной формы может быть признан документ, представленный на любом языке, внешне выглядящий как описание.
В случае несоответствия первоначальных документов указанным выше требованиям, а равно при обнаружении в документе, признанном в качестве описания, отсутствующего элемента описания либо чертежа, на который имеется ссылка, заявителю направляется запрос с предложением устранить обнаруженные экспертным органом недостатки в течение двух месяцев с даты получения запроса. Если заявитель в установленный срок устранит недостатки, то датой подачи заявки считается дата поступления недостающих материалов либо исправленных первоначальных документов в зависимости от того, какие из них поступили позднее.
При несоблюдении заявителем двухмесячного срока на устранение недостатков заявка считается отозванной, о чем заявителю направляется соответствующее решение экспертизы.
Если после поступления в федеральный орган по интеллектуальной собственности первоначальных документов, не удовлетворяющих требованиям, позволяющим расценивать их в качестве заявления о выдаче патента, запрос не был направлен в связи с отсутствием в первоначальных
документах указаний, позволяющих связаться с заявителем, в качестве даты подачи заявки устанавливаются дата поступления недостающей части описания или чертежа или дата, на которую окажутся выполненными требования к первоначальным документам, в зависимости от того, какая из них является более поздней. При этом дополнительные материалы, устраняющие недостатки заявки, должны быть представлены в срок, не превышающий двух месяцев с даты поступления первоначальных документов. При непредставлении дополнительных материалов в указанный срок первоначальные документы не квалифицируются в качестве заявки на выдачу патента на полезную модель, а поступившие впоследствии документы, идентифицированные как имеющие отношение к этим первоначальным документам, присоединяются к ним без рассмотрения.
При изъятии заявителем представленных им недостающих части описания или чертежа не позднее двух месяцев с даты представления этих материалов в качестве даты подачи заявки устанавливается дата, на которую выполнены требования, позволяющие расценивать поступивший
документ в качестве описания полезной модели.
Установление приоритета полезной модели. По общему правилу, сформулированному в п. 1 ст. 19 Патентного закона РФ, приоритет полезной модели устанавливается по дате подачи заявки в федеральный орган по интеллектуальной собственности. Вместе с тем действующим законодательством предусмотрена возможность установления приоритета:
- по дате подачи первой заявки в государстве – участнике Парижской конвенции по охране промышленной собственности;
- по дате поступления дополнительных материалов к ранее поданной заявке;
- по дате подачи более ранней заявки того же заявителя;
- по выделенной заявке.
Кроме того, имеется возможность установления нескольких приоритетов.
Указанные возможности реализуются в соответствии с порядком, установленным в п. 17.9 Правил.
Этот порядок во многом совпадает с порядком установления приоритета изобретений. К числу отличий правил установления приоритета полезной модели от правил установления приоритета изобретения следует отнести:
- отсутствие процедуры проверки соблюдения условия раскрытия заявленной полезной модели в материалах, являющихся основанием для испрашивания приоритета по дате более поздней, чем дата подачи заявки в федеральный орган по интеллектуальной собственности (подп. 17.9.2 Правил);
- условия, соблюдение которых необходимо при испрашивании заявителем конвенционного приоритета (подп. 17.9.2.1 Правил). В последнем случае проверяется соблюдение следующих
условий:
- подача в федеральный орган по интеллектуальной собственности заявки, по которой испрашивается конвенционный приоритет заявителем первой заявки в государстве — участнике
Парижской конвенции по охране промышленной собственности или его преемником в течение двенадцати месяцев с даты подачи первой заявки с возможностью продления указанного срока, но не более чем на два месяца;
- представление в федеральный орган по интеллектуальной собственности заверенной копии первой заявки до истечения трех месяцев с даты подачи заявки, по которой испрашивается конвенционный приоритет;
- представление в федеральный орган по интеллектуальной собственности ходатайства об установлении конвенционного приоритета до истечения двух месяцев с даты подачи такой заявки в федеральный орган по интеллектуальной собственности. Особенности рассмотрения заявки на
полезную модель при установлении наличия другой заявки на идентичное изобретение или полезную модель, имеющие ту же дату приоритета. Согласно п. 17.11 Правил, если установлено, что рассматриваемая заявка подана на предложение, относящееся к объектам, охраняемым в качестве полезных моделей, и документы ее оформлены правильно, но имеется другая, неотозванная или не признанная отозванной заявка на идентичную полезную модель или изобретение, имеющая ту же самую дату приоритета, то заявителям указанных заявок направляется уведомление. В уведомлении сообщается о том, что в соответствии с п. 7 ст. 19 Патентного закона РФ патент может быть выдан только по одной из заявок лицу, определенному соглашением, достигнутым между заявителями.
Если заявки на идентичные полезные модели или полезную модель и изобретение поданы одним и тем же заявителем, то в направляемом ему уведомлении сообщается о том, что выдача патента возможна только по одной из указанных им заявок.
В течение двенадцати месяцев с даты получения соответствующего уведомления заявители должны сообщить, по какой из заявок следует выдать патент, а заявитель, подавший заявки на идентичные модели или полезную модель и изобретение, — о своем выборе.
При непоступлении в установленный срок указанного сообщения или ходатайства о продлении этого срока заявки признаются отозванными.
Идентичность полезных моделей или изобретения и полезной модели устанавливается на основании формул, в отношении которых получен вывод о возможности выдачи патента. При этом полезные модели или изобретение и полезная модель признаются идентичными, если полностью совпадают содержания независимых пунктов формулы, а в случае, когда в независимых пунктах либо в одном из них содержатся признаки, охарактеризованные альтернативными понятиями, если имеет место совпадение в отношении совокупностей, включающих хотя бы некоторые из таких понятий.
Решение о выдаче патента и решение об отказе в выдаче патента. Согласно п. 2 ст. 23 Патентного закона РФ, если в результате экспертизы установлено, что заявка на полезную модель подана на техническое решение, охраняемое в качестве полезной модели, и документы заявки оформлены с соблюдением установленных требований, принимается решение о выдаче патента с указанием даты подачи заявки на полезную модель и установленного приоритета.
В решении указывается, что патент выдается без проверки соответствия заявленной полезной модели условиям патентоспособности, установленным в п. 1 ст. 5 Патентного закона РФ.
Если в результате экспертизы заявки установлено, что она подана на техническое решение, не охраняемое в качестве полезной модели, заявителю направляется решение об отказе в выдаче патента. При этом в решении может быть отмечена принципиальная охраноспособность предложений, содержащихся в некоторых пунктах формулы полезной модели.
Информационный поиск. Согласно п. 3 ст. 23 Патентного закона РФ заявитель и третьи лица вправе ходатайствовать о проведении информационного поиска в отношении полезной модели для определения уровня техники, по сравнению с которым может осуществляться оценка патентоспособности полезной модели. Порядок и условия проведения информационного поиска и предоставления сведений о его результатах установлены п. 19 Правил. В соответствии с подп. 19.1 указанного пункта информационный поиск для определения уровня техники, в сравнении с которым будет осуществляться оценка новизны полезной модели, может быть проведен по заявкам, по которым вынесено решение о выдаче патента, по ходатайству заявителя или третьего лица.
Информационный поиск проводится при условии соответствующей оплаты в зависимости от срока завершения поиска.
Срок проведения поиска отсчитывается от даты, на которую поступили ходатайство о его проведении и документ, подтверждающий оплату поиска в соответствующем размере, а если такие документы поступили до направления заявителю решения о выдаче патента, то от даты
направления этого решения.
Если ходатайство о проведении информационного поиска поступило от третьего лица, то заявитель уведомляется о его поступлении.
Если ходатайство о проведении информационного поиска поступило по заявке, которая отозвана или признана отозванной, или по которой принято решение об отказе в выдаче патента, то лицу, подавшему ходатайство, сообщается о невозможности его удовлетворения.
В том случае, когда на дату поступления ходатайства информационный поиск уже проведен, лицу, подавшему такое ходатайство, сообщается об указанных обстоятельствах и об условиях предоставления ему копии отчета о поиске.
По завершении информационного поиска отчет о нем направляется лицу, подавшему ходатайство.
Информационный поиск проводится в отношении полезной модели, которая охарактеризована в формуле полезной модели, приведенной в решении о выдаче патента, с учетом описания и чертежей в случае необходимости толкования терминов, используемых в формуле.
В качестве характеристики области информационного поиска, под которой понимается совокупность разделов науки и техники, просматриваемых для установления уровня техники по данной заявке, используются индексы рубрик МПК. При определении области информационного
поиска учитывается объект полезной модели в целом. В случае необходимости поиск может быть проведен по рубрикам МПК, которые не были указаны в решении о выдаче патента.
Объем информационного поиска определен в подп. 2 пункта 19.4 Правил и в основном совпадает с объемом информационного поиска, осуществляемого в отношении изобретений. То же самое можно сказать и в отношении дат, определяющих включение источников информации в уровень техники.
Информационный поиск в отношении полезной модели не прекращается и проводится до конца в полном объеме, даже если в ходе его проведения обнаружено средство того же назначения, характеризующееся признаками, идентичными всем признакам полезной модели, в отношении которой проводится поиск.
Требования к содержанию отчета об информационном поиске и порядке ознакомления с ним определены в п. 19.5 Правил.
Указанные требования аналогичны требованиям, предъявляемым к содержанию отчета об информационном поиске и порядку ознакомления с ним в отношении изобретений.