№ |
Новое понятие |
Содержание |
1 |
2 |
3 |
1 |
Naturalia |
природные редкости, представляли собой образцы и фрагменты флоры и фауны далеких стран и континентов: чучела экзотических птиц и зверей, яйца страусов и черепах, зубы акул, бивни слонов и мамонтов, кости ископаемых животных, раковины моллюсков, ко-косовые орехи, минералы, различного рода окаменелости, образцы полудрагоценных камней и самородки металлов, янтарь и кораллы |
2 |
Антикварий |
собрание античных древностей, преимущественно произведений скульптуры, и место для его экспонирования |
3 |
«Вакфа» или «вакуфа» |
идея, важнейший фактор, способствовавший созданию сокровищ-ниц, концептуально оформленная самим основателем ислама пророком Мухаммедом. Ее суть заключалась в предоставлении государством или человеком на религиозные или благотвори-тельные цели имущества в виде дара или по завещанию |
4 |
Возрождение или Ренессанс |
эпоха в развитии ряда стран Западной и Центральной Европы, переходная от средневековой культуры к культуре Нового времени. Под этим термином понимается возрождение интереса к античному наследию и возврат к античным формам в искусстве – ордерным формам в архитектуре, реалистической манере в живописи с освоением линейной и световой перспек-тивы, круглой реалистической скульптуре и скульптурному рельефу, основанным на изучении пропорций человеческого тела и пластической анатомии. Античное наследие по-новому было понято, прежде всего, в Италии, где руины древнеримских памятников буквально валялись под ногами. В основе культуры Возрождения лежит философия гуманизма, утверждающая красоту и достоинство человека, силу его разума и воли, его неисчерпаемые творческие возможности |
5 |
Вотивные предметы |
(лат. votivus – посвященный богам) предметы, которые, согласно религиозной традиции, приносились богам и божествам по обету, в честь одержанной над врагом победы, в надежде получить исцеление или удовлетворение какой-либо просьбы. Богам посвящались не только произведения скульптуры, но и живописные работы, предметы декоративно-прикладного искусства, реликвии, военные трофеи, редкости. Из этих вотивных даров и складывались первые коллекции античного мира, находившиеся в святилищах, храмах, а также в специально сооружаемых сокровищницах |
6 |
Вундеркамера |
кабинет редкостей природы |
7 |
Галерея |
зал удлиненной формы, одну из продольных сторон которого прорезывал сплошной ряд больших окон. Простор и обилие света делали ее наиболее подходящей архитектурной построй-кой для экспонирования произведений живописи и скульптуры |
8 |
Гардеробная |
в ряде западноевропейских стран хранилища дорогих пред-метов, т.к. в средневековую эпоху содержание этого термина относилось не только к одежде, но и ко всему имуществу; не вышло из употребления и слово «гардеробная», обозначающее сокровищницу или кладовую дорогих вещей |
9 |
Гемма |
эти драгоценные, полудрагоценные и поделочные резные камни могли иметь изображение как вогнутое, углубленное (инталии), так и выпуклое, рельефное (камеи). Геммами называли и перстни-печатки с резными камнями |
10 |
Дворцовые галереи |
создавались не в просветительных, а в репрезентативных целях. В них не только хранились и экспонировались художественные коллекции, но и проходили приемы важных особ, устраивались празднества и торжества |
11 |
Естественнонаучный кабинет |
специальные хранилища – кабинеты и ботанические сады, с помощью которых можно было контролировать все возрас-тающий поток естественно-научных материалов и приносимых ими новых данных |
12 |
Кабинет |
представлял собой помещение гораздо меньших чем галерея размеров, как правило, квадратной формы. Обычно в нем хранились разного рода редкости, естественнонаучные образцы и произведения искусства небольшого формата. Изначально кабинетом называли ларец или шкафчик с множеством малень-ких выдвижных ящичков, в которых было удобно держать документы, украшения, драгоценности. Такая конструкция как нельзя лучше подходила и для хранения античных монет, гемм, ювелирных изделий, мелкой пластики, естественно-научных образцов, чем не преминули воспользоваться коллекционеры. В дальнейшем и сама комната, обставленная этим типом мебели, стала называться кабинетом |
13 |
Кунсткамера |
в буквальном переводе обозначает «кабинет искусств», но под «искусством» в данном случае подразумевались лишь необыч-ные и редкие творения, искусно созданные человеком или природой. Неординарность предмета могла заключаться в его красоте или уродстве, оригинальной технике изготовления, чрезвычайно больших или малых размерах, нетрадиционной форме или окраске, материале изготовления, непривычном для европейцев или вовсе им неизвестном |
14 |
Миниатюра |
живописные изображения, украшавшие и иллюстрировавшие рукописи в виде заставок или во всю страницу |
15 |
Мощи |
нетленные останки людей, причисленных церковью к лику мучеников и святых |
16 |
Музей |
понятие «музей» ввели в культурный обиход человечества древние греки, однако в античном мире оно никогда не употреблялось по отношению к собранию предметов. Академия – знаменитая философская школа Платона, объединившая в своих стенах разнообразные науки. В ней имелось святилище муз – мусейон, адля совершения положенных обрядов на каждый день месяца из числа слушателей назначались «служитель муз» и «приноситель священных жертв». Мусейон существовал и при философской школе Аристотеля – Ликее, но появился он уже после смерти великого ученого стараниями его ученика Теофраста. Нередко мусейоны становились центрами своего рода литературных сообществ, служа местом не только покло-нения музам, но и проведения творческих состязаний поэтов |
17 |
Музей эпохи Возрождения |
музеями часто называли свои кабинеты итальянские естество-испытатели, благодаря чему за понятием «музей» уже в эпоху Возрождения постепенно закрепилось значение помещения, в стенах которого на основе коллекционных образцов осуществлялась творческая работа по изучению и интерпретации окружающего мира |
18 |
Музеография |
отрасль музееведения, задачи которой состоят в описании музеев, их экспозиций и коллекций. В зарубежной литературе термин употребляется в качестве синонима музейной практики в отличие от музеологии как теоретической дисциплины |
19 |
Мюнц-кабинет |
кабинет монет и медалей |
20 |
Пинакотеки |
от греческого слова пинаки – картины, выполненные восковыми красками на деревянных или терракотовых дощечках. Пинакотеки – специальные хранилища произведений живопис-ной школы |
21 |
Портик |
(от лат. porticus) выступающая вперед часть здания, открытая на одну или три стороны и образуемая колоннами или арками, несущими перекрытие; чаще всего оформляет главный вход и завершается фронтоном или аттиком. Портики были широко распространены в античную эпоху (известны с периода архаики в храмах Древней Греции), когда часто сооружались также отдельно стоящие портики. Особое значение портики получили также и в европейской архитектуре Нового времени (преиму-щественно в классицизме XVIII – первой трети XIX вв.). |
22 |
Прогрессивная картинная галерея |
название экспозиции появились в конце XVIII в. в Италии. В основе этого словосочетания лежала идея поступательного, то есть «прогрессивного» развития искусства, в ходе которого происходит переход на качественно более высокую ступень |
23 |
Публичный музей |
музей, доступный широкой публике |
24 |
Реликварий |
святые останки помещали в специальные вместилища, которые изготавливались из благородных металлов, слоновой кости, дерева и украшались драгоценными камнями, резьбой, эмалью. Они могли иметь форму продолговатого домика с двускатной крышей или готического храма, иногда принимали вид крестов, нарядных ларцов, цилиндрических сосудов, башенок. Если же реликвией являлась часть тела святого, то реликварий создавался в форме руки, ноги, головы, пальцев, то есть сообразно тому, что должно было в нем храниться |
25 |
Студиоло |
кабинет для гуманистических занятий, в котором наряду с библиотекой размещались и художественные коллекции |
26 |
Форум |
(лат. forum) в городах Древнего Рима главная городская площадь - рынок и центр политической жизни. В самом Риме было несколько форумов - только рынков. Форум, где находи-лись храмы главных богов - покровителей города, базилики для суда и др. целей, здания для заседания сената или городского управления, окаймляли портики и украшали статуи. В импера-торский период число форумов растет, римский форум посте-пенно превращается в сложный по композиции парадный ансамбль-памятник военной славы императора |
27 |
Шатцкамера |
сокровищница с изделиями из драгоценных камней и металлов |
28 |
Эпоха Просвещения |
в европейской культуре это время, относящееся к XVIII сто-летию. Основное содержание этого исторического периода определялось идейно-политическим движением, деятели которого безгранично верили в то, что разум способен обеспечить всеобщий прогресс человечества. Они полагали, что все общест-венное неблагополучие – это результат невежества людей и заблуждений рассудка, что путем просвещения народа и его правителей можно построить новый миропорядок, который будет более правильным и справедливым, нежели сущест-вующий, поскольку будет более разумным и логичным |