№ п/п |
Новое понятие |
Содержание |
1 |
2 |
3 |
1 |
Ангоб |
тонкорастертая белая или с примесью красителей жидкая глина, используемая для декорирования керамических из-делий |
2 |
Береста |
верхний слой коры березы, обладает высокой прочностью, гибкостью, устойчивостью к гниению |
3 |
Вологодские кружева |
кружева, отличающиеся резким делением на фон и рисунок, крупными выразительными формами, извилис-тым контуром. Орнамент кружевных изделий чаще всего геометрический – решетки, составленные из сквозных шестигранников, кругов, квадратов. Рисунки кружев имеют своеобразные народные названия: денежки, паучок, пуговка, березка. Часто для придания рисунку рельеф-ности вплетается утолщенная нить – скань |
4 |
Глина |
компонент фарфоровой массы, сырье для производства керамических изделий |
5 |
Древесный картон |
(папье-маше) – материал, используемый для изготовления художественных изделий и сувениров |
6 |
Елецкие кружева |
кружева, отличающиеся мелкими формами, воздуш-ностью, четким рисунком. В них много плавных перехо-дов от плотного плетения к ажурному. Орнамент кружев-ных изделий растительный, реже геометрический. Рисун-ки елецких кружев носят названия: круги, звездочка, речка, кораблик, жемчужинка, гречишка |
7 |
Жостовская лаковая роспись |
вид росписи (в основном, подносов); роспись производят обычно по черному фону, иногда по красному, синему, зеленому, серебряному; борта подносов украшают золотым орнаментом. После росписи жостовские изделия вновь трижды покрывают бесцветным лаком и полируют тонкими порошками до зеркального блеска |
8 |
Камыш |
многолетнее растение семейства осоковых |
9 |
Каолин |
непременный компонент фарфоровой массы, обладает высокой степенью пластичности |
10 |
Кап, капокорень |
наросты (наплывы) на стволах и корнях некоторых деревьев, благодаря свилеватому расположению волокон и наличию различных включений темного цвета, отличается красивой текстурой |
11 |
Кварц |
отощающий материал, компонент фарфоровой массы |
12 |
Керамика |
широко распространенный и очень древний вид народного художественного ремесла; керамикой называют все разновидности изделий, выполняемых из глины |
13 |
Киришские кружева |
кружева, созданные в сцепной технике, с характерным редким полотняным переплетением и сеткой, сплетенной из отбеленных ниток с добавлением синих и красных цветов |
14 |
Кировские кружева |
также их называют вятскими кружевами; для кировских кружевных (вятских) изделий характерно разнообразие узоров, переходящих из плотного плетения в сетку, паучки, узорную тесьму с ажурным рисунком; узоры кружев отличаются легкостью и носят растительный характер, часто цветы и листья имеют остроконечные формы |
15 |
Кружевоплетение |
вид народного художественного ремесла, широко распро-страненного на территории бывшего Советского Союза; кружевоплетение – производство предметов одежды и обихода, созданное переплетением различных видов нитей |
16 |
Лаки |
растворы твердых или жидких пленкообразующих веществ в летучих (испаряющихся) растворителях |
17 |
Лаковые художественные изделия |
предметы декоративного и утилитарно-бытового назна-чения, изготовленные из папье-маше, иногда из дерева и металла, покрытые пленкой лака и украшенные живописью или росписью |
18 |
Лоза |
тонкий, длинный, гибкий стебель некоторых кустарников, название различных побегов, а также побегов винограда |
19 |
Майолика |
вид керамики; имеет естественный цвет обожженной глины и пористый черепок; декорирование майолики обогащается нанесением ангоба - беложгущейся глины в виде очень тонкого слоя |
20 |
Михайловские кружева |
кружева мастериц Рязанской области с несложными кружевными узорами, которые носят народные названия: бубенцы, мыски и т.п. В богатую расцветку Михайловских кружев, кроме белых и серых, входят красный, синий, желтый и другие цвета. Для Михайловских кружевных изделий характерно также сочетание кружева с вышивкой |
21 |
Мстерская лаковая живопись |
особый вид лаковой живописи; цветовая гамма мстерских художественных изделий - голубовато-серебристая или охристо-желтая и красная. В тематике лаковых изделий из папье-маше преобладают сказки - ларец «Руслан и Люд-мила», шкатулки «Сказка о попе и работнике его Балде», «Гуси-лебеди», «Садко» и т.п.; действие в мстерских миниатюрах обычно происходит на фоне сказочного гористого или среднерусского ландшафта |
22 |
Палехская лаковая живопись |
вид лаковой живописи; отличительные черты палехских миниатюр - живопись по черному фону, обработанному прозрачным лаком до зеркального блеска, сложность многофигурных композиций, подробное раскрытие сюжета |
23 |
Парный способ |
способ кружевоплетения: парные кружева плетут многими парами коклюшек |
24 |
Ручные кружева |
узорная сетчатая ткань, представляющая собой произве-дение декоративно-прикладного искусства |
25 |
Свердловские гончарные изделия |
техникой изготовления свердловских керамических изделий является литье в гипсовых формах или формование на гончарном круге; украшают изделия цветными ангобами, покрытыми прозрачными и поточными глазурями |
26 |
Сколки |
своеобразный рисунок для кружевоплетения; проколы на бумаге или картоне |
27 |
Солома |
продукт, который остается после первичной обработки льна и других лубяных волокон |
28 |
Сцепные кружева |
способ кружевоплетения; для плетения сцепных кружев применяют лишь 6-12 пар коклюшек, а отдельные части выплетаемого кружева сцепляют вязальным крючком; сцепного кружева имеют преимущественно растительный характер |
29 |
Терракота |
изделие из обожженной глины светло красно-коричневого цвета, которое не покрывают глазурями |