№ п/п |
Новое понятие |
Содержание |
1 |
2 |
3 |
1 |
Авторское право (копирайт) |
право, распространяемое на произведения науки, литературы, искусства, которые являются результатом творческой деятель-ности независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его выражения |
2 |
Банк нововведений |
комплексно обоснованный перечень новшеств, приобретенных и собственной разработки, подлежащих внедрению (введению) и дальнейшему использованию |
3 |
Видение |
предназначение, обоснование смысла существования вуза, проб-раз будущего и контуры этого будущего, истоки, предпосылки которого заложены в настоящем |
4 |
Высшее учебное заведение (вуз) |
образовательное учебное заведение, учрежденное и действую-щее на основании Закона РФ «Об образовании», имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с рецензией образовательные программы высшего профессионального обра-зования |
5 |
Задача инновационной культуры |
определение и предписание форм и правил поведения в профессиональной деятельности; придание целостности и интег-рированности профессиональной сфере; создание особой ауры в жизнедеятельности образовательного учреждения |
6 |
Инновация |
(англ. inovation -нововведение, новшество, новаторство) – результат инновационной деятельности, получивший воплоще-ние в виде нового или усовершенствованного продукта, внедрен-ного на рынке, нового или усовершенствованного технологи-ческого процесса, используемого в практической деятельности, либо новой или усовершенствованной организационно-экономи-ческой формы, обеспечивающей необходимую экономическую и (или) общественную выгоду |
7 |
Инновационная деятельность |
вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в новый или усовершенство-ванный продукт, внедренный на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, использован-ный в практической деятельности, либо в новый подход к социальным услугам |
8 |
Инновационная культура |
специфический способ организации и развития, представленный в системе духовных ценностей, правил и норм деятельности, отношений человека к новому |
9 |
Инновационный менеджмент в сфере образования |
одна из форм функционального менеджмента, объектом которой выступают инновационные процессы в сфере образования |
10 |
Инновационное обучение |
обучение, под которым понимается деятельность, проводимая для качественного развития инновационных способностей персонала, для развития его потенциала, необходимого для выполнения научно-образовательной деятельности в будущем |
11 |
Инновационная продукция |
результаты инновационной деятельности, которые могут иметь как конкретную вещественную форму, так и быть в неовещест-вленной форме (например "ноу-хау") |
12 |
Инновационный процесс |
процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация «вызревает» от идеи до конкретного продук-та, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании |
13 |
Инновационный стиль вуза |
совокупность ценностных ориентаций и моральных норм вуза |
14 |
Инновационное развитие высшей школы |
процесс качественных и количественных изменений системы, предпосылкой, условием и содержанием которых выступают инновации и нововведения, обеспечивающие ее оптимальное и устойчивое развитие |
15 |
Интеллектуальная собственность |
исключительное право физического или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, продукции, выполняемых работ, услуг |
16 |
Лидер-преобразователь |
носитель определенных качеств, образцов поведения, адекват-ных конкретным ситуациям, способный создать авторское видение инновационного развития вуза и, используя свою харизму, вдохновить последователей и вызвать у них потреб-ность в инновационной деятельности |
17 |
Лицензия |
правовой документ, дающий разрешение на использование другими физическими или юридическими лицами изобретений, технологий, технических знаний, производственного опыта и т.д., а также на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности |
18 |
Миссия |
внешние и внутренние ориентиры деятельности вуза, основные направления и природа его деятельности, причина существо-вания вуза |
19 |
Мониторинг инновационного развития вуза |
специально организованное, непрерывное изучение показателей процесса инновационного развития вуза; выявление отклонений от заданных целей, миссии, видения, разработка системы мер по минимизации отклонений, а также выделение тенденций разви-тия вуза и предпосылок к формированию нового этапа развития |
20 |
Научный потенциал |
потенциал, представленный новыми знаниями, идеями в сфере научно-образовательной деятельности; самый дефицитный товар на мировом рынке |
21 |
Нововведение |
целенаправленное изменение, которое вносит в определенную социальную единицу – организацию, население, общество, группу – новые относительно стабильные элементы |
22 |
"Ноу-хау" |
полностью или частично конфиденциальные знания техни-ческого, организационно-административного, финансового, эко-номического, управленческого характера, которые не являются общеизвестными и практически применимы в производственной и хозяйственной деятельности |
23 |
Образование |
целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констата-цией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней |
24 |
Образовательный процесс |
целенаправленный, организационный процесс получения знаний, умений, навыков в соответствии с целями и задачами образо-вания, развития личности |
25 |
Объект интеллектуальной собственности |
документально подтвержденные права на результаты интеллек-туальной деятельности |
26 |
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) |
межгосударственная экономическая организация, созданная в 1961 году с целью координаций экономической политики и согласования программ помощи развивающимся странам. Штаб-квартира в Париже |
27 |
Патент |
(от лат. patens - свидетельство, грамота) – документ, удосто-веряющий приоритет и авторство изобретения, полезной модели и исключительное право на их использование в течение срока действия патента |
28 |
Паушальный платеж |
единовременное вознаграждение за право пользования предме-том лицензионного соглашения до того, как будет получен экономический эффект |
29 |
Потенциал вуза |
возможности вуза, характеризуемые квалификационным соста-вом преподавателей и научных работников, наличием признан-ных научных школ, наличием и прогрессивностью учебного и научно-исследовательского оборудования и т.п. |
30 |
Принципы управления инновационным развитием вуза |
принципы, определяющие характер и содержание инновацион-ной деятельности вуза |
31 |
Профессорско-преподавательский состав (ППС) |
основная категория персонала, осуществляющая образователь-ный процесс, продуктом которого являются знания и умения учащегося и студента |
32 |
Псевдоинновации |
кажущиеся инновации, не содержащие потенций будущего и не способные выступать источником развития |
33 |
Реактивные инновации |
инновации, вводимые вынуждено, как реакция на действия конкурента с целью обеспечения выживания вуза в конкурент-ной борьбе на рынке образовательных услуг |
34 |
Результаты педагогического мониторинга |
выводы и рекомендации, сделанные на основе проведенных исследований, а также сведения об опытно-экспериментальной работе, основанной на проектировании и гипотетическом внед-рении в научно-образовагельную деятельность новых средств и технологий |
35 |
Роялти |
(от англ. Royalty - авторский гонорар) - периодические отчисле-ния от стоимости продукции, произведенной по лицензии, продавцу данной лицензии |
36 |
Руководство Осло |
действующий методологический документ, подготовленный Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) совместно с Евростатом и содержащий рекомендации в области статистики инноваций, которые признаны в качестве международных статистических стандартов. |
37 |
Руководство |
(«Manual Frascati») первый документ (1963 г.), посвященный методологии статистики науки и инноваций. Было разработано и постоянно дополняется Группой национальных экспертов по показателям науки и техники, действующей в рамках ОЭСР. Последнее издание этого документа (1993 г.) стало основным международным стандартом |
38 |
Стратегические инновации |
инновации, применение которых направлено на получение конкурентных преимуществ в процессе реализации перспектив-ных стратегических задач инновационного менеджмента |
39 |
Управление научно-педагогическим коллективом |
процесс, направленный на сохранение высокого уровня нацио-нального научно-образовательного потенциала как совокупности накопленных знаний, специалистов, профессионально владею-щих этими знаниями и использующих их в практических целях |
40 |
Ученые |
ведущая часть персонала учебного заведения, занятого в сфере научно-исследовательской деятельности, результатом труда которого является интеллектуальный продукт |