Причины конфликтов

У всех конфликтов есть несколько причин. Некоторые могут сказать, что крупные упущения, приводящие к человеческим страданиям, ему не знакомы. Но человека ломает совокупность многих мелких обид. Отметим некоторые типичные ситуации данного явления. Каждый припомнит что-то свое, ситуации, в которых он сам был или свидетелем, или потерпевшим. Больно и обидно бывает, когда:

- достается за то, за что ты не несешь ответственности;

- тебя не спрашивают при решении вопросов, в которых ты компетентен;

- награды за то, что сделал ты, достаются другим (что происходит? как отстоять себя?);

- тебя считают неспособным что-то сделать самостоятельно; задание достается другому; и он, другой, становится свидетелем того, как низко тебя ценят (как реагировать на унижение собствен­ного достоинства?);

- ты выдвигаешь идеи и предложения, кто-то выдает их за свои собственные (как выйти из этой роли?);

- перед тобой рисуют заманчивые перспективы, чтобы привлечь к этой работе, а в итоге, когда ты соглашаешься, выясняется, что работа выглядит совсем иначе; появляется чувство досады, которое является почвой для недовольства и сопротивления;

- за свою готовность выполнить несвойственную или дополнительную работу тебе тоже при­ходится расплачиваться.

Подобные примеры можно продолжать до бесконечности. Но именно так возникают интриги и рушится взаимное доверие, этому подвержен практически каждый. И в такие моменты мы редко задумываемся, да и не важно для нас в тот момент, что же является истинной причиной этой ситуации. Как спокойно проанализировать ситуацию? Ведь она возникла не сразу, существует первоначальный импульс или первый конфликтоген, что спровоцировало ситуацию (рис. 1).

Рис. 1. Схема возникновения самопроизвольных конфликтов

Эта схема позволяет понять, почему 80% конфликтов возникают самопроизвольно.

Первый конфликтоген часто появляется ситуационно, помимо воли людей, а дальше вступает в действие эскалация конфликтогенов... и вот уже конфликт налицо.

Большинство конфликтогенов можно отнести к одному из трех типов:

- стремление к превосходству;

- проявление агрессивности;

- проявление эгоизма.

Объединяет все эти типы то, что конфликтогены представляют собой проявления, направ­ленные на решение психологических проблем или на достижение каких-то целей (психологических или прагматических).

Перечислим наиболее распространенные конфликтогены каждого типа.

Стремление к превосходству:

- прямые проявления превосходства: приказание, угроза, замечание или любая другая отрица­тельная оценка, критика, обвинение, насмешка, сарказм;

- снисходительное отношение, т.е. проявление превосходства, но с оттенком доброжелатель­ности;

- хвастовство, т.е. восторженный рассказ о своих успехах, истинных или мнимых, вызывает раздражение, желание «поставить на место» хвастуна;

- категоричность является проявлением излишней уверенности в своей правоте, самоуверен­ности и предполагает свое превосходство и подчинение собеседника. Сюда относятся любые выска­зывания категоричным тоном, например «Я считаю», «Я уверен»;

- навязывание своих советов. Есть правило: давай совет лишь тогда, когда тебя об этом просят. Советующий, по существу, занимает позицию превосходства;

- перебивание собеседника, повышение голоса или когда один поправляет другого. Тем самым показывается, что его мысли более ценны, чем мысли других, именно его надо слушать.

Проявление агрессивности:

- природная агрессивность. Человек с повышенной агрессивностью конфликтен, является «ходячим конфликтогеном». Человек с агрессивностью ниже средней рискует добиться в жизни намного меньше, чем он достоин. Полное отсутствие агрессивности граничит с апатией или бес­характерностью, ибо означает отказ от борьбы. Ситуационная агрессивность возникает как ответ на внутренние конфликты, вызванные сложившимися обстоятельствами. Это могут быть неприят­ности (личные или по работе), плохое настроение или самочувствие, а также ответная реакция на полученный конфликтоген.

В психологии это состояние названо фрустрацией. Фрустрация – это субъективное психоло­гическое переживание личностью ощу­щения непреодолимости какого-либо препятствия, неразре­шимости возникшего противоречия. Оно возникает вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению целей. Защитные реакции при фрустрации связаны с проявлением агрессивности.

Проявление эгоизма:

- слово «эгоизм» имеет корнем латинское слово «ego», обозначающее «я» – это принцип жиз­ненной ори­ентации, основывающийся на мотивах себялюбия и своекорыстия. Всевозможные прояв­ления эгоизма являются конфликтогенами; ибо эгоист добивается чего-то для себя (обычно за счет других), и эта несправедливость, конечно, служит почвой для конфликтов.

Все причины конфликтов можно объединить в пять групп в соответствии с обусловливаю­щими их факторами – информацией, структурой, ценностями, отношениями и поведением.

В основе многих конфликтов лежит информация, приемлемая для одной из сторон и непри­емлемая для другой. Это могут быть неполные и неточные факты, слухи, что дезинформирует партнеров по общению: подозрения в умышленном сокрытии информации; сомнения в надежности и ценности источников информации; спорные вопросы законодательства, правил порядка дей­ствий и т.д.

Структурные факторы возникновения конфликтов обычно связаны с существованием фор­мальной и неформальной организаций социальной группы. Сюда могут быть отнесены вопросы собственности, социального статуса, властных полномочий и отчетности, различные социальные нормы и стандарты, традиции, системы поощрения и наказания, распределения ресурсов, товаров, услуг, доходов.

Ценностные факторы это те принципы, которые мы провозглашаем или отвергаем. Это обще­ственные, групповые или личностные системы убеждений, верований и поведения (предпоч­тения, стремления, предрассудки, опасения), идеологические, культурные, религиозные, этические, политические, профессиональные ценности и нужды.

Факторы отношений связаны с чувством удовлетворения от взаимодействия или его отсутствия. При этом важно учитывать основу отношений (добровольные или принудительные), их сущность (независимые, зависимые), взаимоожидания, длительность отношений, совместимость сторон в отношении ценностей, поведения, личных и профессиональных целей и личной сочетаемости, различия в образовательном уровне, жизненном и профессиональном опыте.

Поведенческие факторы неизбежно ведут к конфликтам, если ущемляются интересы, подры­вается самооценка, возникает угроза безопасности (физической, финансовой, эмоциональной или социальной), если создаются условия, вызывающие негативные эмоциональные состояния, если в поведении людей проявляется эгоизм, безответственность, несправедливость.

Такая группировка причин конфликтов способствует их пониманию и анализу, но следует помнить, что реальная жизнь богаче любой схемы и можно выделить множество иных причин возникновения противоречий, а также выявить тесное переплетение различных факторов в том или ином конфликте.

Настоящий конфликт часто проявляется при попытке убедить другую сторону. Человек может попытаться убедить других принять его точку зрения или заблокировать чужую с помощью таких средств, как принуждение, вознаграждение, обращение к традициям, экспертные оценки, харизма, убеждения.

Важно уметь правильно классифицировать конфликты. Но еще важнее – научить управлять ими, уметь разрешать их и предвидеть возможные последствия.