Понятия этикета, делового этикета и имиджа

Этикет – слово французского происхождения, означающее манеру поведения. Этикет пред­пи­сывает нормы поведения на улице, в общественном транспор­те, в гостях, в театре, на деловых приемах, на работе и т.д.

Этикет – это совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы общения и приветствия, поведение в обще­ственных местах, манеры и одежду).

Этикет, как и общение, можно условно разделить на деловой и неофициальный.

Деловой этикет регламентирует поведение людей, связанное с выполнением ими служебных обязанностей.

Деловой этикет– это свод правил поведения сотрудников в деловых, слу­жебных отноше­ниях. Он является важнейшей стороной морали профессионального поведения делового человека.

Хотя этикет и предполагает установление лишь внешних форм поведения, но без внутренней культуры, без соблюдения этичес­ких норм не могут сложиться настоящие деловые отношения. Джен Ягер в своей книге «Деловой этикет» отмечает, что каждая про­блема, связанная с этикетом, начиная от хвастовства и кончая обменом подарками, должна решаться в свете этических (моральных) норм. Этическая (моральная) норма – это простая форма нравственного требования, выступающая как элемент нравственных отношений и как форма мо­рального сознания. Деловой этикет предпи­сывает соблюдение правил культурного поведения, уважительного отношения к человеку.

Джен Ягер сформулировала шесть основных заповедей делового этикета:

1. Делайте все вовремя. Опоздания не только мешают работе, но и являются первым признаком того, что на человека нельзя поло­житься. Принцип «вовремя» распространяется на отчеты и любые другие поручаемые вам задания.

2. Не болтайте лишнего. Смысл этого принципа в том, что вы обязаны хранить секреты учре­ждения или конкретной сделки так же бережно, как и тайны личного характера. Никогда нико­му не пересказывайте того, что вам приходится иногда услы­шать от сослуживца, руководителя или подчиненного об их личной жизни.

3. Будьте любезны, доброжелательны и приветливы. Ваши клиен­ты, сослуживцы или подчи­ненные могут сколько угодно придираться к вам, это неважно: все равно вы обязаны вести себя вежливо, приветливо и доброжелательно.

4. Думайте о других, а не только о себе. Внимание должно распространяться на сослуживцев, начальство и подчиненных. Всегда прислушивайтесь к критике и советам коллег, начальства и подчиненных.

5. Одевайтесь, как положено.

6. Говорите и пишите хорошим языком.

Этикет выражается в самых разных сторонах нашего поведения. Например, этикетное значение могут иметь разнообразные дви­жения человека, позы, которые он принимает. Сравните вежли­вое положение лицом к собеседнику и невежливое – спиной к нему. Такой этикет называется невер­бальный (т.е. бессловесный). Однако самую важную роль в этикетном выражении отношений к людям играет речь – это словесный этикет. Речевой этикет – этовесь стиль речи, принятый в общении деловых людей опре­деленного круга.

Наряду с деловым этикетом в жизнедеятельности людей используется и неофициальный (светский) этикет. Неофициальный этикет упорядочивает общение в процессе жизнедеятельности.

Четко разделить деловой и неофициальный этикет затруднительно. Деловой этикет, в отличие от неофициального, ориентирован на деловых людей, отличается большей гибкостью и формали­зацией.

Во все времена были и есть люди с разным отношением к этикету. Это отношение зависит от воспитанности, этической образованности и развитости моральных потребностей личности, в том числе и личности налоговых служащих, которые предполагают наличие желания нравственного отношения к себе со стороны окружающих и такого же желания нравственно относиться к людям.

Для каждого человека важно, как он выглядит в глазах окружающих, что характеризует его с точки зрения имиджа.

Имидж (от англ. image – «образ», «ореол») – это сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо, чего-либо. Забота о своем имидже – это запечатление его в сознании людей.

Понятие имиджа включает не только естественные свойства личности, но и специально созданные. Кроме того, оно говорит как о внешнем облике, так и о внутреннем мире человека, о его психологическом типе. Именно этой проблемой и занимается новая отрасль научного знания – имиджелогия.

Под имиджем обычно понимают сформировавшийся образ делового человека (организации), в котором выделяются ценностные характеристики и черты, оказывающие определенное воздей­ствие на окружающих.

Имидж складывается в ходе личных контактов человека, на основе мнений, высказываемых о нем окружающими.

При прочих равных условиях люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоционально-позитивное отношение, и наоборот, труднее принимают (и нередко отвергают) позицию человека, к которому испытывают эмоционально-негативное отношение.

Эмоция – это аффективная форма проявления моральных чувств, в отли­чие от волевой формы их выражения – побуждений. Многие люди от природы обладают привлекательным имиджем, но, как правило, симпатии людей приобретаются благодаря искусству самопрезентации, без которого не достичь крупных успехов в любой деятельности, в том числе и деятельности налоговых служащих. Обаяние – это не столько визуальная привлекательность, сколько полнота доверия, душевная распо­ложенность к людям. Из десяти случаев, по меньшей мере в восьми, наше первоначальное впечат­ление о других людях складывается по их внешним данным. Однако отсутствие внешней привле­кательности не должно мешать созданию благоприятного имиджа. Более того, каждый индивид владеет способностью нравиться людям.

Обретение профессионального имиджа не самоцель, однако обладание им составляет весьма существенную личностную и профессиональную характеристику, имеет глубокий практический смысл. От имиджа во многом зависит желание сотрудничать с конкретным человеком или фирмой. Привлекательный имидж является одним из факторов, определяющих деловой успех налоговых служащих и налоговых органов в целом.

Имидж обладает следующими свойствами:

• имидж – это социальное явление, он не существует только на уровне отдельного человека, т.е. личность должна быть известна какой-либо группе людей (партнеров, потребителей, клиентов, налогоплательщиков и т. п.);

• благоприятный имидж должен иметь точный адрес, вызывать к себе интерес, привлекать опре­деленные группы партнеров по деловому общению;

• имидж активен по своей сути, он способен воздействовать на сознание, эмоции, деятельность как отдельных людей, так и целых групп;

• имидж не является чем-то однажды заданным, сформированным;

• имидж динамичен, его атрибуты преобразуются, видоизменяются в соответствии с изменениями в самом себе;

• имидж должен быть пластичным, оперативно изменяться, откликаясь на экономические, психо­логические, социальные условия;

• имидж должен быть правдоподобным (соответствовать тому, что есть на самом деле или произ­водить такое впечатление), в противном случае имиджу не верят, и он не достигает постав­ленной цели, в том числе и в деловом общении сотрудников налоговых органов.

Имидж – это комплексное образование, складывающееся из многих составляющих.

Репутация – это сложившееся у окружающих мнение о нравственной оценке (авторитете) человека или коллектива на основании их предшествующего поведения и выражающееся в при­знании заслуг, авторитета в том, чего от них ожидают в дальней­шем.

Хорошую репутацию приобрести трудно, на это уходят годы, а утратить ее можно мгновенно и часто из-за пустяка: не ответив вовремя на телефонный звонок или письмо, не послав факс, которого ждут, проявив невоспитанность в любой форме. Для привлекательного имиджа важно все: и культура речи, и манера одеваться, и интерьер офиса. И в прошлое, и в настоящее время невежды и грубые люди не обладали магией обаяния. Индивиду, в частности налоговому служа­щему, имеющему дурной вкус, трудно рассчитывать на благоприятное впечатление. Самоуверен­ность и стереотипное поведение негативно воздействуют на восприятие налогоплательщиками личности налогового служащего, которая заинтересована в признании и доброжелательном к себе отношении.

Во всех странах кодекс поведения хорошо воспитанного человека включает, по меньшей мере, четыре основных правила: вежливость, естественность, достоинство, такт. Сотрудники налоговых органов всего мира практически единодушны относительно трех наиболее предпочитаемых, пози­тивных свойств, которые должны характеризовать делового партнера, – это компетентность, поря­дочность и надежность. Компетентность – это соответствие уровня знаний, умений, навыков и других качеств работника, требованиям занимаемой им должности. Именно эти качества обеспе­чивают главное в деловых отношениях – их предсказуемость, возможность опереться на партнера, уверенность в его обязательности. Они высоко ценятся повсюду в мире, поскольку являются фунда­ментом незаменимого условия успешных, плодотворных деловых отношений – взаимного доверия.

Как правило, симпатии людей приобретаются не только благодаря врожденным качествам, но и умению себя преподнести. Деловой имидж все чаще специально проектируется в интересах человека или фирмы с учетом особенностей деятельности, внутренних достоинств, качеств и характеристик носителя имиджа.

Имидж – это некий образ, который человек, его «я», представляет миру, своего рода форма самопрезентации. С одной стороны, мы стараемся дать информацию окружающим, с другой – преследуем какие-то свои определенные цели, т.е. имидж нужен нам.

Человек поистине нравственен лишь тогда, когда он повинуется внутреннему побуждению помогать людям и удерживается от того, чтобы причинить человеку какой-либо вред. Обладание высшей духовностью выступает в качестве непременного условия создания достойного имиджа.