Понятие конфликта

В профессиональной деятельности налоговой службы порой возникают конфликты, эффек­тивность решения которых оказывает существенное влияние на решение налоговых проблем.

В отечественной и зарубежной литературе существуют различные взгляды на конфликты, их природу, социальную роль. Противоположные позиции представлены, с одной стороны, теориями бесконфликтного гармоничного развития социальных групп, с другой, воззрениями на конфликты как явление естественное, неизбежное и даже необходимое, поскольку они представляют собой одно из проявлений всеобщего закона диалектического развития – единства и борьбы противопо­ложностей.

Многие годы учеными мира активно разрабатывается теория и практика конфликтов и путей их разрешения.

Люди по характеру, по темпераменту и многим другим критериям неодинаковы. Поэтому они по-разному воспринимают ситуацию, в которой оказываются. Человек, насколько бы бескон­фликтным он ни был, не в состоянии избежать разногласий с окружающими. Сколько людей – столько мнений, и интересы разных людей вступают в противоречия друг с другом. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом по определенному поводу. Это несогласие возникает, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон (личности, группы или организации) нарушает интересы другой стороны.

Если говорить, например, о работе руководителя (а налоговый служащий, который является таковым во взаимоотношениях с налогоплательщиками), то 70-80% ее находится под грузом скрытых и явных противоречий и противостояний, игнорирование которых приводит к конфликтам.

Руководитель, согласно своей роли, находится обычно в центре любого конфликта и призван разрешать его всеми доступными ему средствами.

Управление конфликтом является одной из важнейших функций налогового служащего. В среднем они тратят около 20% своего рабочего времени на разрешение различного рода конфликтов. Поэтому, чтобы эффективно управлять конфликтом, необходимо знать, какие бывают конфликты, как они возникают и протекают, как их можно устранить.

Понятие конфликта имеет множество определений и толкований, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Деловое общение – это, прежде всего, взаимодействие партнеров, обмен информацией, согла­сование позиций и точек зрения, и здесь мы также сталкиваемся с конфликтами и конфликт­ными ситуациями. Необходимо определить конфликт, манеру поведения себя в конфликтных ситуа­циях, выявить причину и разрешить конфликты.

Конфликт(от лат. conflictus – столкновение) – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы принята была ее точка зрения и цель, и мешает другой стороне делать то же самое.

Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью и т.п. В результате бытует мнение, что конфликт – явление всегда неже­лательное, что его следует немедленно разрешать, как только он возникает. Но во многих ситуа­циях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем.

Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т.д. Однако, как уже отмечалось, конфликт не всегда выражается в форме явного столкновения. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разно­гласия нару­шают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия и вступают в открытое конфликтное взаимодействие.

Конфликты, способствующие принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, называют конструктивными конфликтами. Конфликты, препятствующие эффективному взаимо­действию и принятию решений, называют деструктивными конфликтами.