Классификация конфликтов

В научной литературе существуют различные классификации конфликтов. Наиболее оптималь­ным является подразделение по объему, по длительности протекания, по источнику возникновения.

По объему конфликты подразделяют на:

- внутриличностные;

- межличностные;

- между личностью и группой;

- межгрупповые.

Внутриличностный конфликт – это противоречие, возникающее в результате того, что об­щественные (или производственные) требования не согласуются с установками или моральными ценностями лич­ности (или сотрудника).

Участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности (потребности, мотивы, ценности, чувства и т.п.).

Внутриличностный конфликт может принимать различные формы. Одна из самых распро­страненных – ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требо­вания по поводу того, каким должен быть результат его работы.

Внутриличностный конфликт может также возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями.

Межличностный конфликт– это противоречие, в которое вовлекаются не менее двух инди­видов, воспринимающих себя как находящихся в оппозиции друг другу в отношении целей, цен­ностей или поведения.

В деятельности служащих налоговых органов он проявляется по-разному. Многие служащие считают, что единственной его причиной является несходство характеров. Действительно, встре­чаются люди, которым из-за различий в характерах, взглядах, манере поведения очень непросто ладить друг с другом. Однако, более глубокий анализ показывает, что в основе таких конфликтов, как правило, лежат объективные причины. Чаще всего это борьба за материальные средства и т.д. Конфликты возникают между налоговыми служащими и налогоплательщиками, например, когда налогоплательщик убежден, что налоговый служащий предъявляет к нему непомерные требования, а налоговый служащий считает, что налогоплательщик уклоняется от закона.

Конфликт между личностью и группой– это противоречие, проявляющееся между ожида­ниями или требованиями отдельной личности и сложившимися в группе нормами поведения и труда. Этот конфликт возникает из-за неадекватности стиля поведения налогового служащего уровню гражданской зрелости налогоплательщика.

Конфликт между отдельной личностью и группой может возникнуть, если личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы.

Межгрупповой конфликт– это противоречие, возникающее внутри формальных групп кол­лектива, внутри неформальных групп, а также между формальными и неформальными группами.

Обычно такие конфликты носят интенсивный характер и при неправильном управлении ими не дают ни одной из групп выигрыша.

По длительности протекания конфликты можно подразделить на кратковременные и затяжные. Первые, чаще всего являются следствием взаимного непонимания или ошибок, которые быстро осознаются. Вторые же связаны с глубокими нравственно-психологическими травмами или с объек­тивными трудностями. Длительность конфликта зависит как от предмета противоречий, так и от характера столкнувшихся людей. Длительные конфликты очень опасны, поскольку в них конфлик­тующие личности закрепляют свое негативное состояние. Частота конфликтов может вызвать глубокую и длительную напряженность отношений.

По источнику возникновения конфликты можно разделить на объективно и субъективно обу­словленные. Объективным считается возникновение конфликта в сложной противоречивой ситуации, в которой оказываются люди. Плохие условия труда, нечеткое разделение функций и ответствен­ности – такого рода проблемы относятся к числу конфликтных, т.е. объективно оказываются той почвой, на которой легко возникает напряженная обстановка.

Если люди поставлены в такие условия, то независимо от их настроения, характеров, сложив­шихся в коллективе настроений и призывов к взаимопониманию и сдержанности вероятность воз­никновения конфликта довольно велика. Устранить конфликты, вызванные такими причинами, можно только изменив объективную ситуацию. В этих случаях конфликт выполняет своего рода сигнальную функцию, указывая на неблагополучие в жизнедеятельности коллектива.

Субъективным будет возникновение конфликта в связи с личностными особенностями конфлик­тующих, с ситуациями, создающими преграды на пути удовлетворения наших стремлений, желаний, интересов. Принятое решение кажется ошибочным, оценка труда неправильной, поведение коллег неприемлемым.

Люди неодинаково ведут себя в конфликтных ситуациях: одни чаще уступают, отказываясь от своих желаний и мнений, другие жестко отстаивают свою точку зрения.