ГЛОССАРИЙ


п/п

Новое понятие

Содержание

1

2

3

1 

Алогизм

прием для разрушения логики мышления, который чаще всего применяется в юморе

2 

Вежливость

выражение уважительного отношении к дру­гим людям, их достоинству

3 

Визитная карточка

небольшой лист тонкого картона (или плотной бумаги высо­кого качества), на котором напечатаны основные сведения о ее владельце

4 

Внутриличностный конфликт

противоречие, возникающее в результате того, что общест­венные (или производственные) требования не согласуются с установками или моральными ценностями лич­ности (или со­трудника)

5 

Дебаты

споры, которые возникают при обсуждении докладов, сооб­щений, выступлений на собраниях, заседаниях, конференциях и т.д.

6 

Деловое письмо

документ, применяемый для связи, передачи информации на расстояние между двумя корреспондентами, которые могут быть как юридическими, так и физическими лицами

7 

Деловой этикет

свод правил поведения сотрудников в деловых, слу­жебных отношениях

8 

Деструктивный конфликт

конфликт, препятствующий эффективному взаимодействию и принятию решений

9 

Дискуссия

публичный спор, целью которого является выяснение и сопос­тавление различных точек зрения, поиск, выявление истин­ного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса

10   

Диспут

публичный спор на научную и общественную тему

11   

Долг

превращение требования морали в личную задачу конкрет­ного лица, сформулированную применительно к его поло­жению и ситуации, в которой он находится

12   

Имидж

сложившийся в массовом сознании и имеющий характер сте­реотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо, чего-либо

13   

Компетентность

соответствие уровня знаний, умений, навыков и других ка­честв работника, требованиям занимаемой им должности

14   

Конструктивный конфликт

конфликт, способствующий принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений

15   

Конфликт

отсутствие согласия между двумя или более сторонами, кото­рые могут быть конкретными лицами или группами

16   

Конфликт между личностью и группой

противоречие, проявляющееся между ожиданиями или требо­ваниями отдельной личности и сложившимися в группе нор­мами поведения и труда

17   

Конфликтоген

проявления, направленные на решение психологических про­блем или на достижение каких-то целей (психологических или прагматических)

18   

Культура разрешения конфликта

профессиональное грамотное, успешное решение проблемы, характеризующей конфликтную ситуацию

19   

Межгрупповой конфликт

противоречие, возникающее внутри формальных групп коллек­тива, внутри неформальных групп, а также между формальными и неформальными группами

20   

Межличностный конфликт

противоречие, в которое вовлекаются не менее двух индивидов, воспринимающих себя как находящихся в оппозиции друг другу в отношении целей, ценностей или поведения

21   

Модель поведения

постоянная модель поведения, требующая соблюдения после­довательности действий отдельного индивида или группы и являющаяся реакцией на заданный тип ситуации

22   

Обратная связь

информация, которую мы предоставляем другим и которая содержит нашу реакцию на их поведение

23   

Полемика

публичный спор принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента

24   

Предмет спора

положения и суждения, которые подлежат обсуждению путем обмена различными точками зрения, сопоставления разных мнений

25   

Профессиональный этикет

совокупность моральных норм, определяющих отношение со­труд­ника к своему профессиональному долгу

26   

Репутация

сложившееся у окружающих мнение о нравственной оценке (авторитете) человека, или коллектива на основании их пред­шествующего поведения и выражающееся в признании заслуг, авторитета в том, чего от них ожидают в дальней­шем

27   

Речевой этикет

весь стиль речи, принятый в общении деловых людей опре­де­ленного круга

28   

Спор

словесное состязание, обсуждение какого-либо вопроса или предмета между двумя или несколькими лицами, при котором каждая из сторон отстаивает свое мнение, свою правоту

29   

Спор-диалог

спор, при котором полемизируют два лица

30   

Спор-монолог

спор, называемый «внутренним спором»

31   

Спор-полилог

спор, который ведется несколькими или многими лицами

32   

Фрустрация

субъективное психологическое переживание личностью ощу­щения непреодолимости какого-либо препятствия, неразре­ши­мости возникшего противоречия

33   

Эгоизм

принцип жизненной ори­ентации, основывающийся на мотивах себялюбия и своекорыстия

34   

Эмоция

аффективная форма проявления моральных чувств, в отли­чие от волевой формы их выражения – побуждений

35   

Этикет

совокупность правил поведения, регулирующих внешние про­явления человеческих взаимоотношений (обхождение с окру­жающими, формы общения и приветствия, поведение в обще­ственных местах, манеры и одежду)

36   

Этическая (моральная) норма

простая форма нравственного требования, выступающая как элемент нравственных отношений и как форма мо­рального сознания