Виды и методы экономических оценок природных ресурсов

Одним из важнейших условий экономического управления в сфере рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды является использование адекватной экономической оценки природных ресурсов и условий (природных услуг).

Реальное значение окружающей среды и природных ресурсов в экономической форме оценить достаточно сложно. Занижение цены природных ресурсов и экологических условий или их нулевая оценка приводят, в частности, к занижению экологического ущерба и экстернальных издержек.

Наряду с другими производственными затратами, экологические издержки включаются в число общих затрат предприятия, т.е. являются для него внутренними (интернальными) издержками. Издержки, вызываемые загрязнением и деградацией окружающей среды, являются для предприятия-загрязнителя внешними, экстернальными издержками, так как они не влияют непосредственно на издержки данного производства.

Экстернальные издержки проявляются в увеличении затрат других предприятий и общества в целом на предварительную очистку загрязненной воды, воздуха, почвы и т.д., в прямых потерях дохода от снижения урожайности сельскохозяйственных культур под воздействием вредных выбросов, ускорения коррозии металлов, ухудшения здоровья населения и т.п. Следовательно, общество в целом заинтересовано в снижении экстернальных издержек, а конкретный предприниматель (производитель – загрязнитель среды) – только в снижении своих природоохранных внутренних затрат. Для того чтобы заинтересовать его вкладывать средства в природоохранные мероприятия и экономить природные ресурсы, необходимо внешние издержки превратить во внутренние, или, иными словами, «интернализировать внешние издержки». Это сложная проблема, которая до конца не решена даже в экономически развитых странах. Наиболее перспективным методом интернализации экстернальных издержек считается введение имущественных прав на ассимиляционный потенциал природной среды и создание механизма последующего перераспределения прав собственности на него. В этом случае экстернальные издержки общества превращаются в интернальные издержки владельца ассимиляционного потенциала. Им может стать как государство в лице местных или центральных органов власти, так и частное лицо или предприниматель, в том числе загрязнитель среды. Как собственники они будут заинтересованы в сохранении и улучшении ассимиляционного потенциала среды, а следовательно – в снижении экстернальных издержек общества. Однако для введения этого метода в практику необходимо прежде всего разработать адекватные механизмы оценки природных ресурсов и условий, в том числе ассимиляционного потенциала среды.

Будет полезно почитать по теме: