Рыночные методы управления природопользованием

Рыночные методы управления природопользованием – самые «молодые» из методов управления в данной сфере. К их числу относят создание рынка квот на выбросы загрязняющих веществ или на использование природных ресурсов. Рынок прав на загрязнение дает предприятиям или регионам, странам дополнительные возможности варьировать затраты на охрану среды. Предприятие (страна, район), снизившее свои загрязнения до уровня ниже нормативного или договорного, может продать разницу в виде квоты на выброс другому предприятию (район – другим районам, страна – другим странам и т.д.). Это позволяет одним природопользователям компенсировать свои затраты на соблюдение нормативов загрязнения среды, а другим – оплачивать сверхлимитные объемы загрязнения. В США этот метод используется с конца 70-х годов ХХ века. В Дании и Великобритании применяется торговля правами на выбросы углекислого газа. Важно отметить, что продажа квот разрешается только по одноименным загрязнителям (без права замены одних загрязнителей выбросами других).

Межгосударственный механизм продажи квот на загрязнение впервые был установлен Конвенцией об изменении климата (1992 г.) и дополняющим ее Киотским протоколом (1997 г.). Применение рыночных методов регулирования в сфере природопользования, как и в любой другой сфере деятельности, предполагает наличие основных элементов рыночной инфраструктуры, обслуживающей сделки по торговле квотами и обеспечивающей контроль (биржи, брокерские конторы, система распространения информации о спросе и предложении на рынке квот, система регистрации сделок, мониторинга выполнения обязательств участвующих в сделке сторон и т.д.).

Принцип «пузыря» предполагает установку допустимого объема загрязнения для некоего территориально ограниченного региона (промышленного узла, зоны, ареала и т.п.). Находящиеся в пределах этого региона предприятия могут совместно найти наиболее выгодный (оптимальный) для них способ не превышать установленный лимит на загрязнение. Принцип действия аналогичен экономическому эффекту от агломерации, от укрупнения производства, комбинирования, создания территориально-производственных комплексов. Экономический и одновременно экологический эффект достигаются за счет сокращения вредных выбросов на тех очистных сооружениях и предприятиях, где это наиболее эффективно. В то же время более мелкие и технически отсталые предприятия, находящиеся в «пузыре», могут не вкладывать средства в собственные очистные технологии, а финансировать экологически более эффективно работающие крупные или передовые предприятия. Таким образом, достигается существенная экономия издержек на охрану среды при заданном ее качестве для конкретной территории.

Банки прав на загрязнение возникают, когда предприятие, успешно сократившее свои выбросы, вкладывает сэкономленные права на загрязнение в специальный банк, который является посредником, владеющим правом распоряжаться запасами «прав на загрязнение», продающим и покупающим их, а также осуществляющим учет. Кроме того, банки могут предоставлять предприятиям-загрязнителям эмиссионные кредиты (временные права на увеличение выбросов).

Биржи прав на загрязнение – посреднические организации для осуществления сделок по торговле квотами на выброс.

Будет полезно почитать по теме: