Правовые механизмы регулирования природопользования

Структура природоохранного и ресурсного законодательства может быть рассмотрена и по предметно-отраслевому принципу: от нормативных актов наиболее общего характера (в РФ к таковым относятся Конституция РФ от 12 декабря 1993 г., Закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г.) – к нормативным актам, регламентирующим действия в отношении отдельных компонентов природной среды и видов природных ресурсов (в РФ это – Водный кодекс, Земельный кодекс, Закон о животном мире и др.), а затем – к нормативным актам, регламентирующим различные виды и стороны хозяйственной деятельности (использование природных ресурсов, плата за ресурсы и за их загрязнение, экологическая экспертиза проектов, экологическая безопасность отдельных отраслей деятельности и др.).

Важную роль в совершенствовании законодательства играет общественное экологическое движение.

Можно выделить разделы права и по другим критериям, например – эколого-экономические нормативные акты, региональные нормативные акты и т.д.

Наиболее полным охватом правовых проблем в той или иной сфере отличаются кодексы законов, объединяющие и согласовывающие разрозненные законы и другие нормативные акты в единый документ (например, Земельный кодекс РФ).

Следующими по важности и полноте охвата проблем являются законы, действующие на уровне страны в целом (для РФ – это Федеральные законы), затем идут законы регионального уровня.

Недостаточность и незавершенность законодательной базы восполняется указами главы государства, постановлениями Правительства страны, а также приказами, инструкциями, письмами и другими нормативными актами министерств и ведомств, имеющих отношение к данной сфере деятельности. Эти так называемые «подзаконные акты» конкретизируют и дополняют основные законы и кодексы.

В целом законотворчество в сфере взаимодействия общества и природы отличается динамичностью и незавершенностью.

Методы правового регулирования отношений в сфере природопользования и охраны среды имеют свою специфику, заключающуюся в сочетании императивного, диспозитивного и экономического методов регулирования отношений субъектов права. Исторически в большинстве стран мира преобладает применение императивного метода регулирования взаимоотношений в сфере природопользования и охраны среды, построенного на использовании административных предписаний. Вероятно, по мере развития в обществе понимания сущности и важности природоохранных проблем и возрастания уровня правовой грамотности населения императивные методы правового регулирования постепенно будут уступать по частоте применения диспозитивным (при которых взаимодействующие стороны равны с точки зрения закона), а также экономическим методам. К числу последних относятся методы, воздействующие на имущественные интересы юридических и физических лиц, деятельность которых влияет на состояние природных ресурсов и среды.

Считается, что такой путь совершенствования законодательства – через конкретные договоры и договорной процесс – более приемлем для больших по территории и разнообразных по составу населения, природным условиям и ресурсам стран. Однако этот путь не получил пока должного развития в мире из-за доминирующей роли императивных методов регулирования.

Под природопользованием понимается использование объектов и свойств природной среды – экологических, экономических, культурных, оздоровительных. С юридической точки зрения различают два основных вида природопользования – общее природопользование и специальное природопользование.

Общее природопользование не требует какого-либо специального разрешения. Оно осуществляется гражданами в силу принадлежащих им естественных (гуманитарных) прав, возникающих и существующих как результат их рождения в той или иной стране. В общее природопользование входит пользование атмосферным воздухом, водой для питьевых, коммунально-бытовых и лечебно-оздоровительных нужд и т.д.

Специальное природопользованиереализуется гражданами и хозяйствующими субъектами (предприятиями, фирмами, организациями) на основе законов, постановлений и разрешений компетентных органов государства. Оно носит целевой характер и по видам используемых объектов подразделяется на землепользование, пользование недрами, лесопользование, водопользование, использование диких животных, птиц, запасов рыб и т.д., а также использование атмосферного воздуха и отдельных его компонентов в промышленных целях.

Специальное природопользование в правовом смысле регулируется природно-ресурсным законодательством – в частности в России – Земельным кодексом, Лесным кодексом, Законом «О недрах», Водным кодексом, Законом «Об охране атмосферного воздуха» и т.д.

Во всем специальное природопользование тесно связано с правом собственности на природные ресурсы. Право собственности на природные ресурсыпонимается как совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей, водами, лесными и другими природными ресурсами. Оно закрепляет за его обладателем экономическую власть над данным условием производства и потребления и позволяет использовать находящиеся в собственности природные ресурсы свободно, по своему усмотрению.

Частная собственность на природные ресурсы, особенно на землю, является преобладающим в мире видом собственности и одним из условий развития рыночных отношений в сельском хозяйстве.

Будет полезно почитать по теме: