Организационные структуры управления в области природопользования и охраны окружающей среды России

В последние годы система центральных органов федеральной исполнительной власти в области природопользования и охраны окружающей среды неоднократно изменялась, причем зачастую решения носили узковедомственный характер. Так, в 1993 г. природоресурсные ведомства, на базе которых создавался Государственный комитет по экологии и природопользованию, вышли из его состава и стали вновь самостоятельными государственными структурами. В 1996 г. решением Президента РФ Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов было упразднено. Вместо него был создан Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (Госкомэкология). Одновременно на базе упраздненных Минприроды, Комитета РФ по водному хозяйству и Комитета по геологии и использованию недр было образовано Министерство природных ресурсов РФ (МПР). В 2000 г. Указом Президента РФ были упразднены Государственный комитет по охране окружающей среды и Федеральная служба лесного хозяйства, их функции были переданы Министерству природных ресурсов (Минприроды), в котором функции государственного контроля оказались совмещенными с эксплуатацией подконтрольных природных ресурсов.

Полномочия органов государственной власти РФ в сфере охраны окружающей среды и природопользования определены в ст. 5 нового Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. Согласно Конституции РФ охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности составляют совместную компетенцию Федерации и субъектов Федерации. В апреле 2004 г. в рамках реформы управления в Российской Федерации были созданы в составе министерств, в том числе и МПР, два вида структур: федеральные службы по контролю и надзору и агентства по использованию в соответствующей сфере управления.

Таким образом, функции контроля и надзора за отдельными компонентами природной среды, ресурсов и особо охраняемых территорий вновь целенаправленно отделены от функций использования и управления, что является прогрессивным направлением в сфере регулирования любой деятельности. Кроме Министерства природных ресурсов, вопросами управления, использования, надзора и контроля в сфере природопользования ведают: Министерство здравоохранения и социального развития (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия, в ведении которой находятся вопросы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения РФ); Министерство сельского хозяйства РФ (Федеральное агентство по рыболовству и Департамент регулирования охоты); Министерство промышленности и энергетики РФ (Федеральные службы по атомному надзору, по технологическому надзору, Федеральные агентства по атомной энергии, промышленности, по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, по энергетике, космическое агентство); Министерство экономического развития и торговли (Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, которое занимается в том числе и вопросами кадастра земельных участков) и ряд других, функционально связанных с проблемами охраны среды и природопользования (МЧС, МВД, Минюст и др.).

Разграничение полномочий между управленческими структурами происходит по двум признакам – пространственному и ресурсовому. Например, разрешение на использование земель, недр, вод, лесов, составляющих исключительные федеральные ресурсы, выдается исполнительными органами Федерации. Органы власти субъектов Федерации распоряжаются природными ресурсами, находящимися в их ведении. Этим правом обладают и местные исполнительные органы, но лишь в отношении общераспространенных полезных ископаемых, отдельных видов лесопользования, водопользования на водоемах местного значения и т.п.

Все органы управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды (как и в других сферах управления) могут быть подразделены на две основные категории: общей и специальной компетенции.

К государственным органам общей компетенцииотносятся, например: Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, представительные и исполнительные органы власти различного уровня, а также органы самоуправления, поскольку они ведают широким кругом вопросов, в том числе и вопросами природопользования.

На органы власти специальной компетенциивозложены наиболее ответственные задачи, связанные с нормированием, лицензированием, сертификацией, контролем и т.д. Поскольку власть государственных органов по специальным вопросам природопользования и охраны природы распространяется на все отрасли народного хозяйства и сферы деятельности, их называют также межотраслевыми, или надведомственными.

Одним из видов государственного управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды является планирование, в том числе – территориальное, активно разрабатывающееся, например, в большинстве стран ЕС.

Будет полезно почитать по теме: