Общие принципы управления использованием природных ресурсов

В сфере природопользования к числу административных механизмов относят следующие: использование прямых запретов или разрешений; лицензирование; введение нормативов и стандартов качественного и/или количественного использования ресурсов; сертификация, мониторинг, контроль, экспертиза проектов и др.

Нормативы (лимиты) использования и изъятия природных ресурсов устанавливаются с учетом экологической обстановки в регионе, возможностей самовосстановления природного ресурса или возобновления его человеком. Необходимо отметить, что их размер и порядок установления определяются соответствующим данному компоненту природы законодательством (земельным, водным, лесным, о недрах, о животном мире) и в соответствии с общими для всех видов ресурсов и компонентов природы требованиями по охране окружающей среды и природных ресурсов.

Лимитирование природопользования в России. Нормы (лимиты) отвода земель для строительства автомобильных, железных дорог, аэропортов, магистральных трубопроводов, для различных мелиоративных систем, нефтяных и газовых скважин, для предприятий рыбного хозяйства, для линий связи и электросетей и т.д. утверждены Земельным кодексом. По водным объектам применяются лимиты потребления воды для орошаемого земледелия, для животноводческих комплексов, для промышленного потребления, при эксплуатации систем коммунального водоснабжения и канализации. По лесным ресурсам основным лимитирующим показателем служит так называемая расчетная лесосека, определяющая баланс между количеством ежегодного прироста леса и вырубаемой в порядке заготовки древесины. Помимо этого лимита, в лесном хозяйстве используются и другие показатели: допустимое за определенный временной срок количество граждан, пребывающих в данном лесу (для особо охраняемых лесных массивов), численность тех или иных животных, от которых зависит состояние леса (например, лосей, поедающих молодую зеленую поросль, или кабанов, подрывающих корни деревьев в поисках подземных плодов). В области охраны и использования животного мира разрабатываются лимиты по отстрелу, отлову животных, лову рыб и других водных животных. Они могут утверждаться только на сезон или на отдельные периоды охоты или рыболовства, в целом по водоему или охотничьим угодьям, для индивидуальных пользователей (охотников, рыболовов) или охотничьих, рыбопромысловых хозяйств.

Мониторинг как метод управления - это совокупность организационных структур, методов, способов и приемов наблюдения за состоянием окружающей среды и изменениями, происходящими под влиянием как естественных процессов, так и антропогенного воздействия, включая природопользование, и их последствиями. Данные мониторинга окружающей природной среды служат основой для ведения кадастров природных ресурсов, а также для принятия экологически значимых управленческих решений.

Кадастрыявляются государственным информационным ресурсом, представляющим собой систематизированные сведения о количественном и качественном состоянии природных ресурсов и территорий, их экономической, экологической оценке и социальном значении, а также о составе и категориях пользователей. Кадастры служат основой планирования, информационного обеспечения использования и охраны окружающей среды и в целом – управления природопользованием, поэтому порядок их ведения устанавливается либо законом, либо специальными постановлениями правительства.

Существуют следующие виды государственных кадастров: кадастры отдельных природных ресурсов, кадастры особо охраняемых территорий, кадастры отходов, территориальные комплексные кадастры природных ресурсов и объектов и др.

Среди кадастров отдельных видов природных ресурсов особое место занимает земельный кадастр – систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель, сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов.

Государственный кадастр месторождений полезных ископаемых осуществляется для геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче, а также в других народнохозяйственных целях. Этот кадастр включает сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, горнотехнические, гидрологические, экологические и другие условия разработки месторождения, геолого-экономическую оценку по каждому месторождению, а также сведения по выявленным проявлениям полезных ископаемых.

Государственные промысловые кадастры охотничьих и рыбных ресурсов – это свод данных об объектах промысла, содержащий их качественную и количественную характеристику, сведения о динамике восстановления и допустимых нормах их отлова и отстрела.

Наряду с кадастром, ведется также Государственный баланс запасов полезных ископаемых. В нем содержатся сведения о степени изученности месторождений полезных ископаемых, их промышленном освоении и другие данные, необходимые для прогнозирования и проектирования в этой сфере природопользования.

Государственный лесной кадастр ведется с целью управления лесным хозяйством и для организации его ведения. Лесной кадастр содержит сведения об экологических, экономических и иных характеристиках лесного фонда.

Для ведения учета и оценки состояния вод применяются два документа: Водный кадастр и Государственный учет вод.

Государственный учет вод ведется для обеспечения текущего и перспективного планирования рационального использования водных объектов, их восстановления и охраны. Данные этого вида учета характеризуют состояние поверхностных и подземных водных объектов по качественным и количественным показателям, по степени их изученности и использования. Государственный водный кадастр основывается на данных государственного учета вод и представляет собой сведения о водных объектах, об их водных ресурсах, об использовании водных объектов и о водопользователях.

Государственный кадастр объектов животного мира ведется в целях обеспечения охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания.

Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий (ООПТ) включает сведения о статусе подобных территорий, их географическом положении и границах, режиме особой охраны, природопользователях, об их эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценностях. Ведется он в целях оценки состояния природно-заповедного фонда страны, определения перспектив развития сети ООПТ, повышения эффективности государственного контроля за соблюдением соответствующего режима охраны, а также для учета при планировании социально-экономического развития регионов.

Государственный кадастр отходов включает в себя классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах, банк данных по технологиям использования и обезвреживания отходов.

Территориальные комплексные кадастры природных ресурсов и объектов содержат данные о местоположении, количестве и качестве всех природных ресурсов на территории конкретного региона, их социально-экономическую и экологическую оценку. Важность такого вида кадастров определяется прежде всего задачей учета и оценки природно-ресурсного потенциала в целом на ограниченной территории, что позволяет скоординировать различные виды природопользования. Кроме того, данный вид кадастра содержит дополнительную информацию о правовом режиме природных ресурсов и природно-ресурсном потенциале, а также о распределении ресурсов среди собственников, пользователей и арендаторов.

Будет полезно почитать по теме: