Актуальные проблемы управления природными ресурсами

Проблемы совершенствования управления природными ресурсами стали особенно актуальны для России в последние годы, когда в стране началось формирование рыночных отношений.

Изучение структуры затрат и доходов в добывающих отраслях позволяет сделать вывод о том, что при политике сдерживания роста цен на природные ресурсы, и в первую очередь на энергоносители, практически нет резерва для дальнейшего увеличения платежей. А учитывая необходимость осуществления инвестиций, направленных на поддержание объемов добычи природных ресурсов, прежде всего углеводородного топлива, ощутимая доля этих поступлений должна быть возвращена добывающему сектору.

Для того, чтобы ввести в природно-ресурсном секторе налоги, имеющие в основе дифференцированную ренту, необходимо:

· провести поэтапную либерализацию цен на природные ресурсы, и прежде всего на энергоносители;

· решить проблемы неплатежей природоэксплуатирующим отраслям.

Для упорядочения отношений по поводу распределения дохода от использования природных ресурсов и его использования для нужд формирования консолидированного бюджета долгосрочная реформа налогообложения ресурсодобывающего сектора предполагает:

· разграничение прав собственности на природные ресурсы;

· формирование соответствующей институциональной структуры, обеспечивающей реализацию отношений собственности;

· определение экологических и некоторых других общесистемных ограничений на способы использования природных ресурсов;

· определение механизма изъятия и перераспределения доходов от эксплуатации природно-ресурсного потенциала.

Заслуживает внимания анализ следующих форм собственности: федеральной, субъекта федерации, совместной, частной, малых народов. Россия является федеративным государством, но баланс власти между федеральным уровнем и субъектами федерации не всегда устойчив. Во взаимоотношениях сырьевых регионов с центром преобладает стремление первых получить значительную часть доходов от эксплуатации природных ресурсов в свой бюджет. В таких условиях генерирование доходов на уровне региона создает еще больше стимулов к усилению этих тенденций. Последовательная реализация реформы налоговой системы сводится к обеспечению изъятия собственником рентных доходов на основании прямого налогообложения пользователя, может послужить в современных условиях причиной усиления конфликтов между регионами и центром.

Вот почему сейчас используются косвенные методы изъятия рентных доходов через налог на добавленную стоимость, экспортные пошлины и т.д. В этом случае доход, подлежащий налогообложению, генерируется везде, а не только в сырьевых районах. Однако в условиях неплатежей потребителей сырья поставщикам косвенная система изъятия налогов неэффективна и нуждается в кардинальном преобразовании.

В России пока нет четких критериев, позволяющих разделить ресурсы между различными уровнями на основе их (ресурсов) естественных свойств. В мировой практике известны попытки такого разделения.

В разных странах законодательные определения природных ресурсов заметно разнятся, и, классифицируя их в управленческих целях, приходится принимать во внимание множество факторов: сравнительную ценность, естественную составляющую, способ использования, стратегическую важность, возможные методы извлечения, концентрацию и т.п.

Постепенный рост цен на природное сырье создаст условия для реформирования существующей системы распределения и перераспределения доходов от использования природных ресурсов. Для России могут быть рекомендованы две схемы: введение платежей и специальных налогов на эксплуатацию природных ресурсов и раздел продукции. Оба подхода обеспечивают первичное распределение и изъятие рентного дохода от эксплуатации природных ресурсов. Кроме того, налоговая система в целом обеспечивает вторичное изъятие (перераспределение) рентных доходов.

К таким платежам и налогам относятся:

· платежи и рента за пользование поверхностью;

· импортная пошлина;

· налог на добавленную стоимость;

· налог на собственность;

· роялти (процент от выпуска или от единицы выпуска) + бонус;

· «налог суверена»;

· экспортная пошлина;

· налоги на прибыль;

· другие налоги.

Будет полезно почитать по теме: