Профессионально-этические аспекты психодиагностики

Как любой научный инструмент, психодиагностичес¬кие тесты, чтобы быть эффективными, должны правиль¬но использоваться. Многие из распространенных крити¬ческих замечаний в их адрес объясняются неверным пред¬ставлением о природе и цели тестов, а также неправиль¬ной интерпретацией результатов. Используемые недобро¬совестным или неквалифицированным пользователем тес¬ты могут принести серьезный вред. В России практическая психология является относи¬тельно молодой и недостаточно структурированной от¬раслью. Пока не существует действующих органов и спо¬собов контроля за практикой и результатами деятельнос¬ти отдельных психологов.

Разработаны международные стандарты пси¬хологической профессиональной этики, приня-тые в стра¬нах с широкой и хорошо организованной сетью психоло¬гических служб. В основе этих нормативных документов лежат общепризнанные права человека, а основным кри¬терием и контролером их выполнения должна являться профессиональная честность и гуманность самих психо¬логов. Практическая психодиагностика - это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности психологов. Она требует соответствующего образования, про-фессионального мастерства и может затрагивать судьбы людей (когда, например, ставится медицинский или судебно-психологический диагноз). В этой связи к психодиагностике и психо-диагностам предъявляется ряд социально-этических и профессиональных требований.

Профессионально-этические нормы - это требования, предъявляемые к уровню профес-сиональной квалификации психодиагноста, реализации им в своей деятельности специфических нравственных норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми. При разработке сценария и технологии обследования психолог-диагност должен соблюдать ряд профессиональ¬но-этических принципов.

1. Ответственность — необходимость отвечать за со¬держание, интерпретацию и заклю-чение психологичес¬кого обследования, за все решения, принимаемые в его ходе; обеспечение достоверности, валидности и надеж¬ности используемых методик;

2. Компетентность — владение методологией, тео¬рией психологии и психодиагностики, практическими и методическими умениями и навыками;

3. Этическая и юридическая правомочность психоло¬гического исследования — соответ-ствие статуса и обра¬зовательного уровня диагноста существующим требова¬ниям;

4. Благополучие респондента — соблюдение правил добровольности участия в тестировании и информирова¬ние его о целях исследования, забота о психологическом состоянии обследуемого в ходе и при завершении психо¬диагностического обследования;

5. Морально-позитивный эффект обследования — прин¬цип «Не навреди»; использование результатов обследова¬ния в целях личностного и профессионального роста че¬ловека;

6. Профессиональная кооперация и квалифицирован¬ная пропаганда психологии.

7. Принцип соблюдения тайны. Данный принцип предполагает неразглашение результатов без персонального согласия на это того лица, по отношению к которому проводилась психо-диагностика. Исключение составляют случаи, когда психодиагностика проводится в научных целях как часть экспериментального исследования, но и в этом случае не рекомендуется указывать в публикациях точные имена и фамилии испытуемых.

8. Принцип научной обоснованности психодиагностической методики требует того, чтобы она, как минимум, была валидной и надежной, то есть давала такие результаты, которым можно вполне доверять.

9. Принцип ненанесения ущерба предполагает, что результаты психодиагностики ни в коем случае нельзя использовать во вред тому человеку, который подвергается обследованию. Если психодиагностика проводится в целях конкурсного отбора или при приеме человека на работу, то данный принцип применяется вместе с принципом открытости результатов для обследуемого, который требует информации о том, что и как у него будет тестироваться, каковы результаты его обследования, а также о том, кем и каким образом они будут использованы для решения его судьбы.

10. Принцип объективности выводов из результатов тестирования требует, чтобы они были научно обоснованными, т.е. вытекали из результатов тестирования, проведенного при помощи валидных и надежных методик, а не определялись и никак не зависели от субъективных установок тех, кто проводит тестирование или пользуется его итогами. При подборе методик в батарею (программу обследования) психолог не руководствуется субъективными предпочтениями и предубеждениями в оценке методик, а исходит из требований максимальной эффективности диагностики - максимум надежности при минимуме затрат.

Психолог обязательно рассматривает наряду с наиболее вероятной и альтернативную психо-диагностическую гипотезу (интерпретацию данных), применяя в психодиагностике принцип, аналогичный принципу" презумпции невиновности" в судопроизводстве.

11. Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций предполагает, что такие реко-мендации обязательно должны быть полезными для того человека, которому даются.

12. Принцип комплексной диагностики - принцип сочетания различных методических приемов при диагностике одного и того же психического свойства, а также сочетаний методик, направленных на родственные психические свойства, для повышения валидности диагности-ческого заключения. Психолог обеспечивает необходимый уровень надежности диагноза, приме-няя стандартизированные и нестандартизированные методики, а также метод независимых экспертных оценок.

К людям, занимающимся психодиагностикой, предъявляются особые квалификационные требования. Основные из них следующие: хорошая теоретическая подготовка, доскональное знание психодиагностических методик и правил их применения, наличие достаточного опыта практического использования соответствующих методик.

Психолог-пользователь психодиагностических средств должен: знать и применять на практике общие теоретико-методологические принципы психодиагностики, владеть основами дифференциальной психометрики, следить за текущей методической литературой по психодиагностике, самостоятельно вести картотеку и личную библиотеку методик, применяемых в заданной области.

Требования к психологу-пользователю.

Психолог-пользователь должен обеспечить тщатель¬ное соблюдение при использовании методики всех стан¬дартных требований. Он не имеет права вносить моди¬фикацию в уже изданную методику и распространять скор¬ректированные инструктивные материалы. Недопустимо тестирование по почте. Такой способ тестирования не обеспечивает необходимый контроль за соблюдением его условий, а также предполагает интерпретацию результатов без привлечения для этого требуе¬мой информации о респонденте. В этом случае итоги тес¬тирования могут оказаться бесполезными и даже вред¬ными.

Психолог-пользователь лично несет ответственность за принимаемое решение по интерпретации результатов. В сомнительных и спорных случаях психолог обязан про-консультироваться с экспертом в соответствующей об¬ласти и объективно рассмотреть полученные результаты.

Пользователь имеет право собирать статистический и психологический материал по изданным методикам для публикации научных статей и в случае необходимости отсылки таких материалов разработчикам методик.

Будет полезно почитать по теме: