Общее понятие о психометрике и ее применение в профдиагностическом обследовании персонала

Диагностика профессиональных способностей персонала немыслима без качественного и количественного анализа психологических показателей, признаков. Для этих целей существует такой важный раздел психодиагностики как психометрия.

Психометрия - это математизированная технология создания стандартизированных, измери-тельных психодиагностических мето¬дик. Она обосновывает требования, которым должны удовлетворять измерительные психодиагностические методы, обосновывает проце¬дуры и правила их разработки и применения. В психологии, как и в других науках о человеке, особое место занимает вопрос о качестве получаемой в процессе приме¬нения различных методов и средств информации. Оценка эффективности диагностических тестов тесно связана со статистическими методами, применяемыми для анализа психологических данных.

В использовании статистических методов существует ряд проблем, вытекающих, с одной стороны, из традиционно недостаточной подготовки по этим вопросам психофизиологов и психологов, с другой - из смежности объекта изучения. В результате на практике зачастую используются неадекватные, неэффективные или неверные приемы диагностики.

Для обоснованного применения методов психодиагностики необходимо иметь необходимый объем знаний в области психометрии. Каждый психологический признак, как результат измерения, может быть охарактеризован по нескольким параметрам:

Точность (надежность) измерения - качество, отражающее близость его результата к истин-ному значению измеряемой величины. Высокая точность соответствует малым систематическим и случайным погрешностям.

Правильность измерения - качество, отражающее близость к нулю систематических погреш-ностей его результатов.

Сходство измерения - качество, отражающее близость друг к другу результатов измерений, выполненных в одинаковых условиях.

Воспроизводимость измерений - качество, отражающее близость друг к другу результатов измерений, выполненных в разных условиях. В широком смысле воспроизводимость зависит от стабильности характеристик субъекта.

Психологический тест может быть охарактеризован как эффективный при условии, что он удовлетворяет определенным требованиям. Ос¬новные из них следующие: репрезентативность, валидность, надежность, достоверность, дискриминативность, использование измерительных шкал.

Использование нормативных данных (либо критериев, установленных экспертами).

Репрезентативность – (франц. – представляющий собой что-либо, показательный) – свойство выборочной совокупности (выборки) представлять собой характеристики генеральной совокуп-ности . Репрезентативность означает, что с некоторой наперед заданной или определенной статистической погрешностью можно считать, что представленное в выборке распределение изучаемых признаков соответствует реальному распределению.

Для обеспечения репрезентативности выборки необходимо соблюдать ряд важных для любого исследования условий: каждая единица генеральной совокупности должна иметь равную вероятность попадания в выборку, выборка переменных осуществляется независимо от изучаемого признака, отбор обследуемых должен проводиться из однородных совокупностей (возраст, пол, профессионализм и пр.), число единиц в выборке должно быть достаточно большим, выборка и генеральная совокупность должны быть по возможности статистически однородны.

Статистическое определение репрезентативности в практической психодиагностике необходимо для установления: а) репрезентативности норм психометрического теста, а также

б) обоснованности выборок, на которых проводится стандартизация методик.

Валидность теста (от англ. Valid - пригодный) - критерий качества теста, который пока-зывает, в какой мере он измеряет то качество (свойство, способность, характеристику и т.п.), для оценки которого он пред¬назначен; относительно каких групп психологических свойств личности могут быть сделаны выводы о степени обоснованности тестовых оценок, степени соответствия получаемой информации диагностируемому психическому свойству.

Для валидизации методик применяются различные критерии в зависимости от задач исследо-вания, предусматривающие количественную и качественную характеристику свойства (табл. 6).

Таблица 6

Типы критериев, определяющие различные виды валидности

Виды валидности

Критерии валидности

внутренняя

внешняя

прогностическая

валидность по критерию

валидность по содержанию

конструктивную, эмпирическую и др.

Внешняя валидность (face validity) - это валидность с точки зрения испытуемого. Она означает то впечатление о предмете измерения, которое формируется у испытуемого при знакомстве с инструкцией и материалом теста.

Внешняя валидность используется для маскировки содержательной валидности. С этой целью содержанию заданий и инструкции придается спе¬циальная форма, маскирующая истинную цель исследо¬вания.

Внутренняя валидность или однородность заданий по оценке измеряемого качества данным тестом достигается за счет отбора таких заданий, которые значительно коррелируют с результатом теста и минимально между собой. «Внутренняя» валидность показывает способность заданий (утверждений) теста дифференцировать обследуемых относительно «максимального» и «мини-мального» результата выполнения всей методики.

Конструктная (концептуальная) валидность (construct validity) - характеристика теста, представляющая собой теоретическую концеп¬цию, взгляд автора на исследуемое психологическое свойство (конструкт): чем больше результаты теста соответствуют теоретической гипотезе о природе измеряемой переменной, тем выше конструктная валидность теста.

Критериальная валидность – комплекс характеристик, включающий валидность диагности-ческую (конкурентную, текущую) и прогностическую и отражающий соответствие диагноза и прогноза определенному кругу критериев измеряемого явления.

Прогностическая валидность - информация о тесте, характеризующая степень точности и обоснованности суждения о диагностируемом психологическом качестве по его результату спустя определенное время после измерения. Прогностическая валидность (иногда употребляется термин «предсказательная валидность») отражает временной интервал, на который распространяется обоснование суждения об изменении диагностируемого свойства.

Заключение об этом типе валидности может быть получено, например, путем сравнения корреляции тестовых оценок в одной и той же группе испытуемых спустя определенное время с некоторым критерием, характеризующим измеряемое свойство (например, корреляция показа-телей интеллекта одних и тех же испытуемых в 11 и 16 лет с успеваемостью). Основной проблемой здесь является выделение критерия предсказания (по отношению к которому произо-дится оценка корреляции тестовых оценок).

Валидность содержательная (content validation) - основана на детальном исследовании содержания фактического материала, входя¬щего в пункты тестов, посредством просмотра каж-дого пункта, с тем, чтобы определить, соответствует ли он тесту в целом, а также оценки общей согласованности нескольких пунктов. Кроме того, контроль содержания должен определять, насколько полно тест охватывает представительную выборку по совокупности измеряемых параметров.

Установление содержательной валидности — в значительной степени субъективная операция, основанная на мнениях "экспертов" относительно уместности используемых материалов.

Надежность психодиагностической методики - качество методики, характеризующее точ-ность психодиагностических измерений, а также устойчивость результатов теста к действию посторонних случайных факторов, постоянство показателей тестовых испытаний при неоднократ-ном обследовании.

На практике различают следующие типы надежности:

- ретестовая надежность (измеряется коэффициентом корреляции между результатами, полученными у одних и тех же испытуемых при повторном проведении обследования).

- надежность параллельных форм теста (основана на корреляции показателей, получен-ных по двум обследованиям одних и тех же испытуемых),

- надежность методом расщепления (разбиение теста на две составляющие части: на четные и нечетные задания и расчетом корреляции между его половинами),

- надежность отдельного задания теста (определяется с применением метода надежности отдельных заданий).

Валидность и надежность - связанные понятия. Валидность лучших психодиагностических тестов, полученная на основе применения коэффициентов корреляции, составляет 0,3-0,8, а надежность - 0,8-0,9.

Их соотношение может быть проиллюстрировано следующим примером.

Допустим, имеются два стрелка А и Б. Стрелок А выбивает 90 очков из 100, а стрелок

Б - только 70 очков.

Соответственно, надежность стрелка А равна 0,90, а стрелка Б - только 0,70. Однако стрелок А всегда стреляет по чужим мишеням, поэтому на соревнованиях его результаты не засчитываются. Второй стрелок всегда правильно выбирает мишени. Поэтому валидность стрелка А нулевая, а стрелка Б - 0,70, т.е. численно равна надежности. Если стрелок А будет правильно выбирать мишени, его валидность тоже будет равна его надежности.

Следовательно, надежность является необходимым условием валидности. Надежность теста не может быть меньше его валидности.

К сожалению, бывают случаи, когда тесты применяются без проверки их на валидность. В результате оказывается, что они бесполезны или даже вредны.

Дискриминативность - это способность отдельных заданий теста и теста в целом дифферен-цировать обследуемых относительно "максимального" и "минимального" результата теста. Точ-ность информации измеряется тем, насколько дробной шкалой являются применяемые метрики, или, другими словами, насколько чувствителен инструмент.