Методика и методы психодиагностики

Методика - это конкретная, частная процедура, или система действий, предназначенная для получения информации о конкретном психическом свойстве (предмет обследования) у конкрет-ного контингента испытуемых (объект обследования) в определенном классе ситуаций (условия обследования) для решения определенных задач (цель обследования).

Под методами психодиагностики понимаются приемы оценки индивидуальных психологи-ческих различий и определения с точки зрения нормы в конкретных жизненных ситуациях деятельности и общения состояния психологических переменных, характеризующих конкретную личность или коллектив. Метод следует отличать от методик.

Классификация методов психодиагностики призвана облегчить практическому работнику (психологу) выбор методики, максимально соответствующей его задаче.

Классификация методов психодиагностики отражает связь методов, с одной стороны - с диа-гностируемыми психическими свойствами, с другой стороны - с практическими задачами, ради решения которых эти методы разрабатываются.

Критерии разделения методов практической психодиагностики:

- Тип применяемых в методике тестовых задач: опросные (в них используются вопросы, адресуемые испытуемым); утверждающие (употребляются некоторые суждения, с которыми испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие); продуктивные (применяется тот или иной вид собственной творческой активности испытуемого: вербальной, образной, материальной); действенные (испытуемый получает задание выполнить некоторый комплекс практических действий, по характеру которых судят о его психологии); физиологические (диагностика производится на основе анализа непроизвольных физических или физиологических реакций организма человека).

- По адресату тестового материала: сознательные (апеллируют к сознанию испытуемого); бессознательные (направлены на неосознаваемые реакции человека).

- По форме представления тестового материала: бланковые (представляют тестовый ма-териал в письменной форме, либо в форме рисунков, схем и т.п.); технические (представляют материал через аудио-, видео- или киноформ, а также через иные технические устройства); сенсорные (представляют материал в виде физических стимулов, непосредственно адресованных органам чувств).

- По характеру данных, используемых для психодиагностических выводов: объективные (используются показатели, не зависящие от сознания и желания экспериментатора или испы-туемого); субъективные (данные зависят от особенностей экспериментатора или испытуемого).

- По критерию наличия тестовых норм: имеющие тестовые нормы; не имеющие тестовых норм.

- По внутренней структуре: мономерные (диагностируется и оценивается единственное качество или свойство); многомерные (предназначены для выявления и оценки сразу нескольких психологических качеств).

Одна и та же методика может одновременно рассматриваться и квалифицироваться по различ-ным критериям, поэтому может быть отнесена сразу к нескольким классификационным группам.

Наиболее часто употребляется подход, при котором все психодиагностические методики делятся на стандартизированные (формализованные) и экспертные (малоформализованные, клинические).

Методы психодиагностики должны удовлетворять следующим требованиям.

Стандартизированные (тесты): а) должны иметь однозначно сформулированные цели, предмет и область применения методики; б) процедура их проведения должна быть задана в виде однозначного алгоритма, пригодного для передачи лаборанту, не имеющему специальных психологических знаний или ЭВМ, используемой для предъявления заданий и анализа ответов;

в) процедура обработки их результатов должна включать статистически обоснованные методы подсчета и стандартизации тестового балла (по статистическим и критериальным тестовым нормам). Выводы (диагностические суждения) на основе тестового балла должны сопровождаться указанием на вероятностный уровень статистической достоверности; г) тестовые шкалы должны быть проверены на репрезентативность, надежность и валидность; д) процедуры, основанные на самоотчете, должны быть снабжены средствами контроля за достоверностью.

Экспертные: а) инструкция по применению конкретного метода (методики) снабжается указанием на требуемую квалификацию экспертов, их необходимое количество для получения надежных данных по методу независимых оценок; б) инструкции к проведению должны пройти специальные испытания на однозначность их выполнения экспертами по отношению к некоторому эталонному набору данных (тестов, рисунков, звуко- или видеозаписей и т.п.);

в) процедура обработки результатов должна включать в себя такое документирование промежу-точных этапов обработки, которое позволило бы передавать конечный результат другому эксперту; г) пользователи - разработчики должны иметь возможность воспроизвести (повторить) нормативные исследования по измерению экспертной согласованности на эталонном наборе данных.

К стандартизированным (формализованным) методам относятся тесты, анкеты, опросники, проективные техники и психофизиологические процедуры обследования.

Под стандартизированностью методик имеется в виду то, что они всегда и везде должны применяться одинаковым образом, начиная от ситуации и инструкции, получаемой испытуемым, кончая способами вычисления и интерпретации получаемых показателей.

Эту группу методов отличает: регламентация процедуры обследования (единообразие инструкций и способов их предъявления, бланков, предметов или аппаратуры, используемых при обследовании, условий проведения испытания), способов обработки и интерпретации результатов; стандартизация (наличие строго определенных критериев оценки: норм, нормативов); надежность и валидность методик.

Положительными сторонами стандартизированных (формализованных) методов являются: учет объективных показателей и возможность их перепроверки; меньшее влияние уровня психологической компетентности психолога на диагностический процесс; оперативность и экономичность; количественный дифференцированный характер оценки, возможность различать категории обследуемых; возможность компьютеризации процедуры обследования и обработки результатов; возможность проведения группового обследования.

В качестве недостатков отмечается: жесткая регламентация процесса получения психо-диагностической информации; расчленение личности обследуемого на отдельные изолированные показатели; отсутствие доверительной обстановки (при тестировании); опора в основном на количественные показатели; статичность получаемой структуры индивидуальности.

Охарактеризуем более подробно каждый из методов, относимых к высокоформализованным (стандартизированным).

К высокоформализованным (стандартизированным) методам относятся:

1. Психологическое тестирование.

Тест (от английского test - задача, проба) - метод исследования личности, построенный на ее оценке по результатам стандартизированного задания, испытания, пробы с заранее определенной надежностью и валидностью.

Результат выполнения теста оценивается в количественных показателях. Количественные показатели, выражающие различные отдельные свойства, можно представить в виде специальной диагностограммы - психодиагностического профиля.

Психодиагностический профиль - это графическое представление результатов многофак-торного теста или батареи тестов в виде ломаной кривой, подъемы и спады которой указывают на уровень выраженности у данного испытуемого определенного психического свойства (фактора).

По результатам обследования строится "Профиль личности" (рис. 3).

Рис. 3. Личностный профиль на основе опросника 16PF Кеттела

Тесты имеют различного рода нормы-шкалы значений: социальные, возрастные и т.п. Индивидуальный показатель теста соотносится с его нормой. Норма теста обычно определяется в результате тестирования большой выборки испытуемых определенного возраста и пола и усреднения полученных оценок с их последующей дифференциацией по возрасту, полу и ряду других показателей.

Норма теста - это средний уровень развития большой совокупности людей, похожих на данного испытуемого по ряду социально-демографических характеристик. То есть, это средний диапазон значений на шкале измеряемого свойства.

Каждый тест имеет несколько составных частей: руководство по работе с тестом, тестовую тетрадь с заданиями, стимульный материал или аппаратуру, лист ответов (для бланковых методик), ключи и шаблоны для обработки данных, инструкции по их интерпретации.

В руководстве приводятся данные о целях тестирования, выборке, для которой тест предназначен, результатах проверки теста на надежность и валидность, способах обработки и оценки результатов.

В тестовой тетради помещены тестовые задания для обследуемых, сгруппированные в субтесты (совокупность заданий, направленных на выявление определенного свойства).

К тестам (как к методам точной психодиагностики) предъявляются особые требования.

- Во-первых, необходимость их социокультурной адаптации, т.е. соответствие тестовых заданий и оценок особенностям культуры, сложившейся в том или ином обществе. В противном случае получаемые результаты будут, скорее всего, неточными. Задания теста и их оценка должны соотноситься с социокультурным нормативом - уровнем свойства, который явно или неявно считается в обществе необходимым.

- Во-вторых, простота формулировок и однозначность тестовых заданий, исключающих их различное толкование.

- В-третьих, ограниченное время выполнения тестовых заданий (общее время выполнения заданий на один тест не должно превышать полутора-двух часов).

- В-четвертых, необходимость наличия тестовых норм для данного теста (т.е. репрезента-тивные средние показатели по данному тесту, представляющие большую совокупность людей, с которыми можно сравнивать показатели данного индивида, оценивая уровень его психического развития).

Относительная "простота" тестирования таит в себе возможность совершить ошибки, сни-жающие достоверность полученной информации. В целях повышения достоверности инфор-мации, получаемой в результате тестирования, кроме требований, предъявляемых к нормам теста, необходимо соблюдать следующие правила проведения тестирования, обработки данных и интерпретации его результатов.

- Прежде чем применять тест, психологу необходимо попробовать его на себе или на другом человеке. Это позволит избежать ошибок, связанных с проведением тестирования и обусловлен-ных недостаточно хорошим знанием его нюансов.

- Важно позаботиться о том, чтобы испытуемые перед началом выполнения тестовых заданий хорошо поняли их и сопровождающую инструкцию.

- Обследование проводить только при хорошем самочувствии и настроении испытуемых. Поэ-тому тестирование лучше планировать на утренние часы, не следует допускать лиц после тяжелой работы (если психолог не преследует цели изучить ее влияние на состояние человека), нужно снять эмоциональное напряжение, объяснив цели и задачи обследования.

- Во время проведения тестирования необходимо следить за тем, чтобы все испытуемые рабо-тали самостоятельно и не оказывали друг на друга никакого влияния.

- Не следует как-либо менять инструкции, материалы, время, отведенное для решения теста, или вносить в стандартизированную процедуру какие-либо другие изменения.

- Нельзя делать никаких пояснений или задавать наводящие вопросы, помимо тех, возмож-ность которых оговорена в описании теста.

- Во время тестирования психологу запрещается высказывать свое отношение к обсле-дуемому.

- Для каждого теста должна существовать обоснованная и выверенная процедура обработки и интерпретации его результатов, позволяющая избежать ошибок.

Наиболее значимыми основаниями классификации тестов являются: форма, содержание, характер стимульного материала, характер действий испытуемых по решению тестовых задач.

Выбор конкретного теста зависит от цели исследования, квалификации психолога и мате-риально-технической обеспеченности проводимой работы.

1. По форме проведения тесты могут быть: - индивидуальными (тестирование проводится с одним испытуемым) и групповыми (с несколькими испытуемыми).

2. По характеру тестового материала, предъявляемого испытуемому: бланковые - материал представлен в виде различных бланков: схем, рисунков, таблиц, опросников и т.п.; аппара-

турные - для предъявления и обработки результатов тестирования, а также фиксации результатов используются специальные технические средства (например, аудио- и видеотехника), компью-терные - тестовые задания предъявляются с экрана дисплея, а ответы заносятся в память ЭВМ.

3. По характеру действий испытуемых: предметные - задания теста требуют совершения предметных действий с объектом в наглядно-действенном плане; вербальные - деятельность испытуемого осуществляется в словесно-логической форме, а задания направлены на оперирование словами (определение понятий, умозаключения, сравнение объема и т.п.); невербальные (образные) - материал представлен в виде чертежей, картинок, графических изображений, упражнения с которыми требуют активного использования воображения, мысленных преобразований образов.

4. По содержанию тесты могут быть выделены в несколько групп: а) тесты интеллекта;

б) тесты достижений; в) тесты способностей; г) личностные тесты; е) групповые тесты.

а) Тесты интеллекта предназначены для оценки уровня развития мышления (интеллекта) человека и его отдельных когнитивных процессов, таких, как память, внимание, воображение, речь, восприятие.

Тесты интеллекта являются исторически наиболее ранними методиками психодиагностики. Среди наиболее известных тестов интеллекта, использующихся отечественными психологами, можно назвать тесты Д. Векслера, Р. Амтхауера, Дж. Равена, Стэнфорд-Бине. Коллективом сотрудников Психологического института РАО в нашей стране разработан тест ШТУР (школьный тест умственного развития) и АСТУР, для абитуриентов и старшекласников.

В большинстве тестов интеллекта испытуемому на специальном бланке предлагается установить указанные инструкцией логические отношения - классификации, аналогии, обобщения и др. - между терминами и понятиями, из которых составлены задачи теста.

Свои решения он сообщает либо в письменном виде, либо отмечая один из нескольких вариантов, имеющихся на бланке. Иногда задачи строятся из рисунков, геометрических фигур и т.п. Например, в задачах тестов действия для верного решения нужно сложить из представленных деталей изображение предмета, геометрическую фигуру, собрать из кубиков с разноокрашенными сторонами заданный рисунок.

Успешность испытуемого определяется числом правильно выполненных задач теста, по нему определяется "коэффициент интеллектуальности" (IQ) - количественный показатель, указываю-щий на общий уровень развития мышления индивида по сравнению с выборкой, на которой проходила стандартизация интеллектуального теста. Среднее значение IQ обычно принимается за 100 очков, стандартное отклонение (сигма) на шкале IQ равно 16 (в некоторых тестах 15).

Успешность испытуемого всегда и неизбежно связана с тем, насколько в своем предшествую-щем опыте он усвоил термины и понятия, из которых построены задачи теста, насколько были им усвоены именно те умственные действия, которые необходимы для решения задач теста, и может ли он эти действия произвольно актуализировать. Наконец, насколько сложившиеся у испытуе-мого в его прошлом опыте мыслительные стереотипы пригодны для решения задач теста.

Таким образом, результаты тестирования выявляют не умственный потенциал испытуемого, а те особенности его прошлого опыта, обученности, которые неминуемо сказываются на его работе над тестом.

Это обстоятельство послужило основанием для того, что бы называть результаты получаемые при применении тестов "тестовым", или "психометрическим" интеллектом.

Наблюдающиеся рассогласования между фактическими достижениями в умственной работе индивида и его "тестовым" интеллектом привели к тому, что некоторые тестологи ввели понятие "несправедливых" тестов. Эта "несправедливость" наиболее резко обнаруживается в тех случаях, когда тесты, разработанные для общности с известным уровнем и своеобразием культуры, предлагаются индивидам другой общности.

Вообще, тесты, "свободные от культуры", создать нельзя. По существу, "тестовый'' интеллект показывает уровень умственного развития индивида, критерием которого выступает набор поня-тий, терминов и логических отношений между ними, предложенных автором конкретных тестов. Понятно, что этот набор неправомерно считать критерием для индивидов, представляющих разнообразные культуры и субкультуры.

б) Тесты достижений предназначены для того, чтобы оценить, в какой степени испытуемый владеет конкретными знаниями и навыками в определенном виде деятельности, в той или иной сфере познания (например, по определенному разделу учебной дисциплины). Тесты достижений являются более объективным показателем обученности, чем оценка.

Отличие тестов достижений от других тестов (интеллекта, способностей) состоит в следую-щем: с их помощью изучают успешность овладения конкретным, ограниченным определенными рамками учебным материалом, выявляют наличие пробелов в знаниях; они диагностируют прошлый опыт и не претендуют на прогнозирование выбора для индивида определенной профес-сии, профиля обучения; результаты, показанные испытуемым в ходе ответов на задания теста достижений, трудно соотнести с определенным уровнем развития каких-либо способностей

(т.е. определить, за счет чего показан высокий результат - за счет хорошей памяти или высокого уровня мышления).

Отдельные тесты достижений можно объединять в тестовые батареи, что позволяет получать профили показателей успешности обучения по разным дисциплинам.

При составлении заданий теста достижений необходимо соблюдать следующие правила: задания теста должны составляться с учетом равной представленности в тесте разных учебных тем, понятий, действий и т.п.; тест не должен быть перегружен второстепенными терминами; задания теста и ответы на них должны быть сформулированы четко, кратко и недвусмысленно.

Наряду с тестами учебных достижений широко используются тесты профессиональных достижений. Они применяются: во-первых, для измерения эффективности профессионального обучения или тренировок; во-вторых, для отбора персонала на более ответственные должности; в-третьих, для определения уровня квалификации персонала на предмет соответствия занимаемым постам.

Известны три формы тестов профессиональных достижений.

- Тесты действия. В данных тестах требуется выполнить ряд заданий, наиболее важных для успешного осуществления определенной профессиональной деятельности. Тест имеет отдельные нормативы для мастеров высокой квалификации и для начинающих работников.

- Письменные тесты. Представляют собой серию вопросов, которые предъявляются на блан-ках и направлены на проверку специальных знаний, уровня осведомленности, информирован-ности.

- Устные тесты. Представляют серию вопросов, касающихся специальных профессиональ-ных знаний и задаются в форме интервью.

в) Тесты способностей направлены на выявление определенных групп качеств, которые в качестве профессионально важных определяют успешность выполнения конкретного вида деятельности. Тесты способностей делятся на общие и специальные. Поскольку под общими способностями подразумеваются в первую очередь интеллектуальные (рассмотренные выше), то здесь речь пойдет только о специальных.

Тесты специальных способностей стали разрабатываться для того, чтобы получить данные об особенностях человека, не связанных с его интеллектуальным развитием, а как бы дополняющих его.

В этой связи различают тесты способностей по видам психических функций (сенсорные, моторные) и по видам деятельности (технические и профессионализированные - математические, художественные и др. способности).

- Моторные тесты направлены на изучение точности и скорости движений, зрительно-моторной и кинестезически-моторной координации, ловкости движений пальцев и рук, тремора, точности мышечного усилия и пр. Для выполнения подавляющего большинства тестов требуется специальная аппаратура и приспособление.

- Сенсорные тесты предназначены для изучения и оценки характеристик восприятия: острота слуха и зрения, различительная светочувствительность, цветоразличение, дифференциальная высота, тембр, громкость звуков и др.

- Технические тесты направлены на выявление особенностей человека, позволяющих ему успешно работать с разнообразным оборудованием (например, способность правильно воспри-нимать пространственные модели, сравнивать их друг с другом, находить различия, оперировать зрительными образами).

- Профессионализированные тесты позволяют оценивать способности, необходимые для конкретных видов деятельности или отдельных профессий (художественные, артистические, математические и др.).

г) Личностные тесты предназначены для оценки устойчивых и индивидуальных особен-ностей человека, определяющих его поступки. Сюда относятся тесты мотивации, темперамента, характера, эмоционального склада.

е) Групповые тесты применяются при диагностике групповых психических процессов - уровня сплоченности групп и коллективов, особенностей группового психологического климата, межличностных взаимоотношений, силы "давления" группы на ее членов и др.

Проективные техники - методики, основанные на феномене проекции. Они предназначены для исследования тех глубинных индивидуальных особенностей личности, которые менее всего доступны непосредственному наблюдению или опросу. Проекция - особый феномен психической жизни, который выражается в приписывании внешним объектам (в частности, другим людям) особых свойств, находящихся в определенной взаимосвязи с психическими свойствами, присущими самому индивиду. Она основана на том, что восприятие и интерпретация действитель-ности, предъявляемых стимулов и пр. в определенной степени зависит от потребностей, мотивов, установок, психического состояния личности.

Методический прием проективных методов заключается в предъявлении испытуемому недостаточно структурированного, неопределенного, незавершенного стимула.

Стимульный материал, как правило, не безразличен испытуемому, так как вследствие апелляции к прошлому опыту приобретает тот или иной личностный смысл.

Это порождает процессы фантазии, воображения, в которых раскрываются те или иные характеристики личности. При этом происходит проекция (приписывание, перенос) психических свойств испытуемого на материал задания (фотоизображение, рисунок, двусмысленный незавер-шенный текст, неоднозначную ситуацию, проективную роль и т.п.).

Таким образом, специфика проективного метода состоит в его направленности на выявление прежде всего субъективно-конфликтных отношений и их представленности в индивидуальном сознании в виде "личностных смыслов" или "значимых переживаний".

Применение проективных методик требуют высокой профессиональной подготовки и развитой интуиции психолога, проводящего обследование. Различают несколько групп проектив-ных методик.

Методики структурирования: тест чернильных пятен Роршаха, тест облаков, тест трехмерной проекции;

Методики конструирования: МАР, тест мира и его разнообразные модификации;

Методики интерпретации: ТАТ, тест фрустрации Розенцвейга, тест Сонди;

Методики дополнения: неоконченные предложения, неоконченные рассказы, ассоциативный тест Юнга;

Методики изучения экспрессии: анализ почерка, особенностей речевого общения и др.;

Методики катарсиса: психодрама, проективная игра;

Методики изучения продуктов творчества: тест рисования фигуры человека (варианты Гуденау и Маховер), тест рисования дерева К. Коха, тест рисования дома и т.д.

3. Опрос. Под опросом понимается метод сбора первичной информации посредством обраще-ния с вопросами к опрашиваемым (респондентам). Источником информации в опросе являются письменные или устные суждения-ответы испытуемого. С помощью опроса можно получить как информацию о фактах, событиях, так и сведения о мнениях, оценках и предпочтениях опраши-ваемых, их потребностях, интересах, ценностных ориентациях, жизненных планах и т.д. Причем эту информацию можно получить довольно быстро и от большого количества людей.

Для получения более достоверной информации создаются специальные опросники, позволяю-щие получить ту информацию, которая соответствует определенной гипотезе.

Метод опроса используется в психологии в двух основных формах: письменные (анкети-рования) и устные (беседы, интервью). Различают несколько вариантов опроса: свободные и стандартизированные, экспертные, выборочные и сплошные и т.п.

Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы, что позволяет в личном общении получить ответы на интересующие вопросы, предусмотренные программой изучения, исследования. В отли-чие от других видов опроса он способствует возникновению непринужденного общения и повы-шению искренности ответов, позволяет изменять соответственно ход опроса.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество испытуемых, требует меньше времени на его проведение. Наиболее распространенной формой его является анкетирование. Недостатком, однако, является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции собеседника и, исходя из этого, изменить вопросы.

Свободный опрос - разновидность письменного или устного опроса. Он проводится, как правило, в тех случаях когда надо уточнить представления исследователя по тем или иным вопросам, проверить выводы и предложения. В этих случаях составляется только примерный план и задача психолога - как можно более детально выяснить и записать позиции опрашиваемых.

Стандартизированный опрос проводится с помощью интервью-анкеты, в которой заранее подготовлены вопросы и возможные ответы на них ограничены узкими рамками. Данный вид опроса более экономичен во времени и материальных затратах, чем свободный опрос.

Метод экспертного опроса позволяет исследователю (психологу) получить интересующую его информацию от специалистов в определенной области - экспертов. Число экспертов состав-ляет, как правило,10-15 человек. Они должны обладать широким кругозором в своей области, быть способными к аналитическому мышлению, решать творческие задачи и отстаивать собствен-ное мнение.

Анкетирование - одна из наиболее распространенных форм опроса. Анкета - это структурно организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования.

Известно несколько типов анкет: анкеты, основанные на самооценке опрашиваемыми своих свойств и качеств; анкеты, вопросы которых направлены на оценку опрашиваемыми своих действий в конкретных жизненных ситуациях; анкеты, в которых предлагается дать оценку, высказать свое отношение к другим людям или каким-либо событиям.

Полученные в ходе анкетирования данные могут быть статистически обработаны. В психологии разработан ряд правил составления вопросов, расположения их в определенном порядке, группировки в отдельные блоки и т.д. Одно из основных предполагает, что вопросы анкеты должны быть доступны для понимания. Анкета не должна быть монотонной и стерео-типной. Количество вариантов ответов в предъявляемых вопросах, как правило, не должно быть более 5-6, а расчетное время заполнения анкеты - не более 30 минут.

При разработке анкеты используются закрытые либо открытые вопросы.

Закрытые - это такая форма вопросов, на которые в анкете даются заранее сформулирован-ные варианты ответов. Преимуществами закрытых вопросов являются возможность исключить неверное понимание вопросов, сопоставимость ответов, сравнительно более легкая форма заполнения ответов и статистическая обработка полученных данных.

Открытые вопросы - когда опрашиваемый свободно отвечает на предложенный вопрос без каких-либо ограничений, например, биографической анкеты. Данная форма вопросов предпочти-тельнее, когда психолог не знает каковы могут быть оценки изучаемого явления, хочет получить совет по какому-либо поводу, углубленную социально-психологическую характеристику испытуе-мого, откровенные самостоятельные ответы.

4. Метод эксперимента. Эксперимент - как метод обследования предполагает создание некоторых искусственных (экспериментальных) условий и направлен на выявление причинно-следственных зависимостей, существующих между изучаемыми переменными. Специфика экспе-римента заключается в том, что в нем целенаправленно и продуктивно создается ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего.

Основная задача эксперимента заключается в том, чтобы сделать доступными для объектив-ного внешнего восприятия существенные особенности внутреннего психического процесса. Особенностями эксперимента являются: возможность психолога самому варьировать и изменять условия протекания эксперимента; возможность попеременного включения (исключения) отдельных условий.

Выделяют три вида эксперимента: лабораторный, естественный и формирующий.

Лабораторный эксперимент протекает в специально создаваемых и контролируемых усло-виях, как правило с применением специальной аппаратуры и приборов. Отличительной особен-ностью лабораторного эксперимента является строгое соблюдение условий исследования и точность получаемых данных. Научную объективность и практическую значимость данных снижает искусственность создаваемых ситуаций, не вполне моделирующих реальную жизнь.

Естественный эксперимент сочетает экспериментальность исследования с естественностью условий проведения. Воздействие психолога на испытуемых осуществляется в привычных условиях их деятельности или поведения.

Формирующий эксперимент - это метод исследования психологических особенностей чело-века в условиях специально организованного экспериментального процесса. В ходе эксперимента, на основе предварительного теоретического анализа закономерностей психического развития реализуется гипотетическая модель условий и характера формирования важнейших способностей личности.

Результаты эксперимента позволяют подтвердить либо отвергнуть разработанную модель.

5. Приборные психофизиологические методики позволяют с помощью специальных прибо-ров регистрировать диагностически значимые показатели (дыхание, пульс, кожное сопротивление, мышечный тонус и т.п.). Это не сами поведенческие реакции, а их физиологические индикаторы. Это косвенный вид диагностики, и чаще всего он применяется для диагностики функционального состояния человека.

6. Малоформализованные методы психодиагностики (наблюдение, анализ продуктов дея-тельности, метод интроспекции или самонаблюдения) позволяют фиксировать некоторые внешние поведенческие реакции испытуемых в разных условиях, а также такие особенности внутреннего мира, которые трудно выявить другими способами, например, переживания, чувства, некоторые личностные особенности.

Использование малоформализованных методов требует высокой квалификации диагноста, поскольку зачастую нет стандартов проведения обследования и интерпретации результатов.

Положительными сторонами данных методов выступают: гибкость и вариативность психо-диагностической процедуры; возможность глубокого проникновения в уникальную жизненную ситуацию; высокая эффективность при изучении изменчивых явлений; стремление к всесторон-нему описанию личности.

В качестве недостатков необходимо отметить следующие: субъективизм диагностических суждений; сильная зависимость получаемых результатов от квалификации психолога; значи-тельные временные затраты на их проведение; непригодность для проведения групповой диагностики (кроме наблюдения).

1. Метод наблюдения. Наблюдение - один из наиболее объективных и надежных методов психологии. Под наблюдением понимается целенаправленное, систематическое восприятие иссле-дуемого объекта на основе регистрации избранных единиц (показателей, признаков), характе-ризующих особенности изучаемого явления.

Объектом наблюдения являются: отдельные лица в различных ситуациях социального взаимодействия; большие и малые группы, общности.

Предметом наблюдения выступают вербальные и невербальные акты поведения отдельного человека, группы или нескольких групп в определенной социальной среде и ситуации: а) речевые акты, их содержание, последовательность, направленность, частота, продолжительность, интен-сивность, экспрессивность, особенности семантики, лексики, грамматики, фонетики, синхро-низация; б) выразительные движения, экспрессия лица, глаз, тела, звуков; в) движение, переме-щения и неподвижные состояния людей, дистанция между ними, скорость и направление движе-ния, соприкосновения; г) физическое воздействие: касание, толчки, удары, поддержка, совместные усилия, передача, отнятие, задержка; д) сочетание перечисленных признаков.

Объективное наблюдение направлено не на внешние действия сами по себе, а на их психологическое содержание. Здесь внешняя сторона деятельности и поведения - лишь исходный материал наблюдения, который должен получить свою психологическую интерпретацию и быть осмыслен в рамках определенной теории.

В зависимости от характера проводимого исследования и его этапа возможными задачами наблюдения могут быть: предварительная ориентировка в объекте; выдвижение рабочих гипотез и их проверка; уточнение результатов, полученных с помощью других методов; иллюстрация концептуальных положений.

Для того, чтобы наблюдение было эффективным, оно должно отвечать ряду требований: оно должно быть избирательным, т.е. исходить из четко поставленной цели, выделять определенный аспект изучаемого объекта; оно должно быть плановым и систематическим, т.е. строиться на основе определенного плана и проводиться на протяжении определенного времени; как можно подробнее фиксировать наблюдаемое явление, т.е. необходима полнота наблюдения; необходимо определять ситуации наблюдения, выделять единицы и признаки наблюдения, а также способы их фиксации.

Для максимального учета всех этих требований, как правило, составляется программа наблюдения, которая в формализованном виде включает в себя следующие пункты: цели и задачи наблюдения, объект наблюдения, предмет, наблюдаемые ситуации, единицы наблюдения, инстру-ментарий наблюдения.

Ситуации наблюдения должны выбираться с таким расчетом, чтобы изучаемое свойство в них проявлялось наиболее полно.

Под единицами (признаками) наблюдения принято понимать доступные наблюдению простые или сложные действия объекта наблюдения. Например, для определения тревожности у школь-ников при ответе на экзамене такими единицами могут быть: речевая запинка, мышечный тремор, покраснение или побледнение лица. Причем каждому из этих признаков могут приписываться различные баллы, характеризующие их значимость для выявления и оценки интересующего психического свойства.

Для максимального учета всех этих требований, как правило, составляется программа наблюдения, которая в формализованном виде включает в себя следующие пункты: цели и задачи наблюдения, объект наблюдения, предмет, наблюдаемые ситуации, единицы наблюдения, инструментарий наблюдения (табл. 3).

Таблица 3

Примерный план наблюдения

За какими явлениями или процессами наблюдать

В какой обстановке наблюдать (место время, периодичность)

Что фиксировать

Критерии оценивания

Выявленные причины
проявления

наблюдаемого явления или процесса

Реакции испытуемых

Особенности деятельности

Поведенческие акты

1

2

3

4

5

6

7

Для регистрации единиц наблюдения используются соответствующие методические документы.

1) Карточка наблюдения - предназначена для регистрации первичных признаков наблюдения в строго формализованном виде и, как правило, в закодированном виде (например, "трм" - тремор, "взм" - вазомоторика, "зпк" - запинка). В ходе наблюдения наблюдатель может использовать несколько карточек (по одной на каждую единицу наблюдения);

2) Протокол наблюдения - предназначен для комбинированной регистрации результатов наблюдения в формализованных и неформализованных процедурах по нескольким объектам наблюдения. Он отражает в себе алгоритм взаимодействия различных карточек наблюдения;

3) Дневник наблюдения - предназначен для фиксации результатов наблюдения. В нем отмечаются не только сведения об объекте, но и действия исследователя в ходе наблюдения, дается оценка инструментария.

Преимуществами метода наблюдения являются: непосредственное восприятие и фиксация признаков в реальном времени; оперативность получения информации; объективность и конкретность данных; более точное измерение степени интенсивности актов или способов поведения; возможность проверки опосредованных способов получения информации (анкет и опросников); снятие влияния установок на стереотипность ответов вопросников и соответствую-щих форм психологической защиты; возможность целостной оценки социальной ситуации.

К числу недостатков следует отнести: сильное влияние установок и психических состояний наблюдателя; перцептивную готовность на подтверждение своей гипотезы; возможность утомле-ния исследователя вследствие монотонии; влияние на исследователя наблюдаемых им лиц; значительные затраты времени;

Ошибки наблюдения личностного и психологического происхождения: а) "гало-эффект", основывающийся на обобщенном впечатлении наблюдателя, тенденции к оценке ситуации в "черно-белых красках"; б) "эффект снисхождения", который состоит в тенденции давать слишком положительную оценку происходящему под влиянием действительно положительной, но частной черты; в) "ошибка центральной тенденции", которая заключается в стремлении усреднять оценки наблюдаемых процессов, т.к. крайние признаки поведения встречаются реже; г) логическая ошибка, основывающаяся на ложности суждения о тесноте связи каких-либо качеств человека ("любезность" = "добродушие") и др.; д) "ошибка контраста", т.е. подчеркивание черт наблюдае-мого, противоположных имеющимся у наблюдателя; е) стереотипы "первого впечатления" про-фессионального, этнического, возрастного планов (например, имеющиеся у наблюдателя стерео-типы, ранее сложившиеся по отношению к подросткам вообще, милиционерам вообще и т.п., сказываются в отношении наблюдаемых лиц - представителей этих же категорий).

Виды наблюдения. Существует несколько разновидностей метода наблюдения в зависимости от: 1) степени формализованности: контролируемое и неконтролируемое; 2) степени участия наблюдателя в исследуемой ситуации: включенное и невключенное; 3) условий организации: открытое и скрытое; 4) места проведения: полевое и лабораторное, 5) регулярности проведения: систематическое и случайное. Виды наблюдения наглядно представлены в таблице 4.

Таблица 4

Виды наблюдений

Основания различий видов наблюдения

Особенности видов наблюдения

Позиция наблюдателя

- Наблюдатель не вступает в общение с наблюдаемыми людьми (невклю-ченное наблюдение);

- Участник-наблюдатель включается в действия наблюдаемых полностью, открыто (включенное открытое наблюдение);

- Естественный участник наблюдатель включается в действия наблюдае-мых инкогнито;

- Самонаблюдатель регистрирует факты своих действий, состояний (самонаблюдение);

Уровень стандартизации процедур

- Запрограммированное - с регистрацией строго выделенных признаков наблюдения с применением карточек (контролируемое наблюдение);

- Незапрограммированное - без строгого выделения фиксируемых призна-ков, регистрация которых производится в свободной форме (неконтро-лируемое наблюдение);

Требования к обстановке наблюдения

- Лабораторное - со строго заданными параметрами наблюдаемой си-туации;

- Полевое - естественное, не ограниченное условиями наблюдение си-туации;

Регламентированность времени наблюдения

- Систематическое - со строго определенной регулярностью регистрации признаков;

- Случайное - не предусмотренная программой фиксация фактов.

Контролируемое наблюдение заранее предусматривает ситуации наблюдения и конкретные способы регистрации фактов. Чаще всего оно применяется в исследованиях описательного и экспериментального плана, когда психолог знаком с изучаемым явлением и его интересуют только его описательные характеристики.

Неконтролируемое наблюдение применяется в целях предварительного знакомства с проблемой. При его проведении отсутствует детальный план действий наблюдателя, определены лишь самые общие черты ситуации. Эта разновидность наблюдения широко применяется на начальном этапе изучения человека, группы и дополняется другими методами сбора информации.

Открытое наблюдение предполагает оповещение наблюдаемых о том, что за ними ведется наблюдение.

При скрытом наблюдении наблюдаемые не знают, что являются объектом изучения. Эта разновидность наблюдения наиболее эффективна, т.к. позволяет выявить действительные инте-ресы и увлечения человека, систему отношений в группе, наличие микрогрупп, их направлен-ность, неформальных лидеров и т.д.

Включенное наблюдение предполагает непосредственное участие психолога (наблюдателя) в происходящих событиях. Исследователь может не выделяться, как наблюдатель (скрытое включенное наблюдение), осуществляя изучение объекта (например преступной группы, группы наркоманов и т.п.) как бы изнутри, что позволяет ему выявить скрытые социальные явления.

В случае предварительного информирования людей о проводимом наблюдении говорят о включенном открытом наблюдении (например, совместное с наблюдателем выполнение произ-водственных задач, спортивные игры и т.д.). Такой вид наблюдения полезен тогда, когда наблю-датель может дать правильную оценку явлению, лишь прочувствовав его на самом себе.

Невключенное наблюдение осуществляется со стороны. Наблюдатель не является участником происходящих событий. Оно может быть как скрытым, так и открытым.

Полевое наблюдение - наблюдение, осуществляемое в естественных для наблюдаемых людей условиях жизнедеятельности (по месту работы, в походе, парке и т.д.).

Лабораторное наблюдение характеризуется искусственными условиями, которые только моделируют естественные. Условия, место и время проведения наблюдения определяются психо-логом (другим наблюдателем). Такая организация наблюдения позволяет более глубоко изучить интересующие стороны жизнедеятельности людей.

Систематическое наблюдение проводится регулярно с заданной периодичностью. Обычно оно осуществляется по детально разработанной методике с высокой степенью конкретизации работы наблюдателя.

Случайное наблюдение обычно не планируется, но является богатым источником информации. В повседневной жизни часто возникают психологически значимые и информативные ситуации, которые невозможно смоделировать в лабораторных условиях. Такие ситуации требуют от психолога (наблюдателя) высокой готовности, поскольку трудность наблюдения состоит в непред-сказуемости и случайности их возникновения.

2. Анализ результатов (продуктов) деятельности исходит из общей предпосылки о связи внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности. Изучая объектив-ные продукты деятельности, можно сделать выводы о психологических особенностях ее субъекта или субъектов.

Самым распространенным методом данной группы является анализ документов.

1. По форме фиксации информации документы обычно делятся на: письменные (сведения изложены в форме буквенного текста); содержащие статистические данные (в них форма изложения в основном цифровая); иконографические (кино-фото-видеодокументы, картины и т.д.); фонетические (магнитофонные записи, лазерные диски, грампластинки). В последние годы появилось большое число новых источников для хранения письменной документации. Все более распространенным способом хранения и распространения является представление информации в машиночитаемой форме на магнитных носителях (лентах или гибких дисках) для ЭВМ.

2. По содержанию информации документальные источники делятся на: нормативные документы (приказы, директивы, руководства, наставления и инструкции, спецификации, стандарты (ГОСТы) и т.п.; документы информационно-справочного, научного и литературного характера (справочные издания, базы данных, диссертации, отчеты по НИР, монографии, учебная и методическая литература, художественная литература).

Одним из вариантов данного метода является контент-анализ - метод психологического изучения текстов, позволяющий по их содержанию определенно судить о психологии авторов этих текстов или тех людей, о которых говорится в тексте. Вследствие выделения определенных элементов (фактов, единиц анализа) и подсчета их частоты становится возможной статистическая обработка получаемых данных, а по соотношению этих частот делаются психологические выводы.

Для каких целей социально-психологического анализа может применяться контент-анализ? Выделим главные из них: изучение через содержание сообщений психологических особенностей их создателей (авторов); как отдельных личностей, так и группы, в том числе скрытых (порой неосознаваемых) проявлений и тенденций, дающих себе знать лишь кумулятивно, в потоке сообщений; изучение реальных социально-психологических явлений, которые отражены в содержании сообщений (в том числе явлений, имевших место в прошлом, которые недоступны для исследования другими методами); изучение через содержание сообщений социально-психоло-гических особенностей их адресатов; изучение через содержание сообщений (и ответных на них сообщений) социально-психологических аспектов воздействия авторов на адресатов как предста-вителей личных социальных микро- и макрогрупп, а также изучение успешности общения; обработка и уточнение данных, полученных другими методами (обработка открытых вопросов анкет и интервью, данных проективных методик и т.д.).

Потенциальными объектами изучения могут быть любые документальные источники - книги, газеты, речи, выступления, письма, дневники, песни, поэмы, ответы на открытые вопросы анкет и т.п. При этом подразумевается, что изучаемая характеристика определенным образом распре-делена в некоторой массовой совокупности слов, фраз, параграфов, книг, журналов, авторов и т.д.

При контент-анализе содержание текста определяется как совокупность имеющихся в нем сведений, оценок, объединенных в некую целостность единой концепцией, замыслом. В данном случае формализованный анализ документов имеет дело с текстом, но направлен он прежде всего на изучение той социально-психологической реальности, которая стоит за текстом. Следует особо подчеркнуть, что внетекстовой реальностью являются не только события, факты, человеческие отношения, отраженные в тексте, но и принципы отбора материалов при подготовке текстов. Другими словами, для психолога может быть в равной степени важно и то, что вошло в содержание текста, и то, что оказалось вне его рамок.

Необходимо обратить внимание на словарный состав речи в тексте. Автор следует, как правило, доминирующему содержанию общественных и индивидуальных настроений, социаль-ных установок.

Образец гибкого исследования письменной речи за меняющейся во Франции обстановкой можно найти у Е.В. Тарле. Он приводит наблюдение за спецификой подбора слов в парижской прессе для описания продвижения Наполеона с момента его высадки в бухте Жуан до вступления в Париж (период Ста дней). Первая публикация: "Корсиканское чудовище высадилось в бухте Жуан", вторая - "Людоед идет к Граcсу", третья - "Узурпатор вошел в Гренобль", четвертая - "Бонапарт взял Лион", пятая - "Наполеон приближается к Фонтенбло", шестая - "Его импера-торское величество ожидается сегодня в своем верном Париже".

Вся эта литературная гамма извлечена из одних и тех же газет, издававшихся при одном и том же составе редакции на протяжении нескольких дней: менялись ситуации и вместе с ними - слова.

Специфической формой метода анализа результатов деятельности выступает также графо-логия - метод исследования почерка с точки зрения отражения в нем индивидуально-психоло-гических особенностей пишущего человека.

3. Биографический метод. Предметом биографического метода является жизненный путь человека, в процессе которого формируется личность, происходит сложный процесс становления человека, формирование готовности к выполнению различных общественных функций, выработка индивидуальных ценностей, мировоззрения, характера и способностей человека.

Основными источниками биографических данных являются официальные биографические документы (характеристики, отзывы, автобиографии) и практические результаты деятельности (активность в общественной работе, успешность в выполнении различных нормативов и заданий и т.п.).

Биографические данные, полученные с помощью различных методов, для облегчения их последующего анализа упорядочиваются в хронологической таблице 5.

Таблица 5

Хронологическая таблица

Хронология

События, факты

Характеристика

Оценка периода

Используя хронологическую таблицу, проводят интерпретацию жизненного пути человека на основе: динамического анализа различных форм активности, установления последовательности зарождения свойств и особенностей личности, их выраженности, обусловленности теми или иными факторами биографии.

Основными направлениями интерпретации биографического материала являются: опреде-ление факторов развития данного человека (среды развития, собственной деятельности человека и др.); определение индивидуальных фаз жизненного пути; анализ структуры факторов в каждой фазе; выявление связей между фазами индивидуального развития.

4. Индивидуальная беседа является более "психологичной" формой опроса. В отличие от классического интервью она строится на принципах равноправного и равнопозиционного общения психодиагноста с испытуемым. В зависимости от целей использования данного метода, беседа может быть: ознакомительной, диагностической, экспериментальной, профилактической и т.д.

Основной задачей ознакомительной беседы психолога с испытуемым является первичное индивидуальное знакомство с ним, как с человеком. В ходе этой беседы, которая, как правило, строится в виде свободного разговора двух собеседников, взаимную информацию получает каждый из них.

Довольно распространенным видом беседы является диагностическая беседа. При умелом ее проведении психолог может оценить не только потребности, мотивы, склонности, интересы, черты характера, познавательные процессы, но и выявить глубоко личные переживания человека. Результаты беседы помогут составить психологический "диагноз", на основе которого строится дальнейшая индивидуальная работа с этим человеком.

Наиболее сложным видом индивидуальной беседы является экспериментальная беседа, кото-рая может быть заключительным этапом социально-психологического изучения личности, когда психолог уже собрал и обобщил полученную другими методами информацию, выработал несколько рабочих гипотез, характеризующих данную личность, и в беседе подтверждает одну из них. В результате проведения этой беседы создается окончательный психологический портрет личности.

Любая индивидуальная беседа не должна сводиться к беспредметному разговору. Она является целенаправленной формой изучения и требует соблюдения определенных условий проведения: четкое определение основной цели, последовательности вопросов; непринужден-ность, доверительность обстановки, простота и понятность вопросов; исключение каких-либо записей во время беседы; позитивное (оптимистическое), конструктивное завершение беседы.

5. Метод самонаблюдения (интроспекции) исходит из рефлексивной природы человеческой психики, т.е. способности человека наблюдать проявления собственных психических состояний и явлений сознания. Интроспекция есть "всматривание" во внутренние процессы сознания, явления душевной жизни, психические переживания. Так же как и внешнее восприятие, внутреннее восприятие происходит с помощью логических процессов - различения, анализа, абстрагирования, синтеза, обобщения.

6. Метод эмпатического слушания основан на способности человека понять собеседника в сопереживании ему - переживании психологом (диагностом) тех же эмоциональных состояний, которые испытывает собеседник, через отождествление с ним. Основные правила, способствую-щие установлению тесного психологического контакта: близкая дистанция между сидящими друг против друга собеседниками; контакт глаз; полная поглощенность собеседником ("центрирован-ность" на нем); эмоциональное сопереживание содержанию высказываемого.

Создание батареи тестов. В системе комплексной психодиагностики архиваж¬ной является проблема создания батареи тестов. Батарея тестов должна быть узкоспециализированной, но разносторонней, направленной на состояние индиви¬да (или группы) на сегодня. Тестовая батарея может состоять из следующих эле¬ментов: инструкция для испытуемого; содержание теста (группы тестовых методик), ключ к расшифровке полученных результатов; инструкция тестологу по интерпретации результа¬тов тестирования; методика обучения тестолога; инструкция по повтор-ному тестированию испы¬туемого через определенные интервалы времени.

При подборе батареи тестов следует в первую очередь избрать критерии, по которым затем можно судить об эффективности тестирования. Необходимо также выбрать несколько наименее трудоемких диагностических мето¬дик, адекватных избранным исходным критериям, позво-ляющих повторное применение. Для получения отсро¬ченных результатов следует подготовить равнотрудные варианты тестовых заданий. Для исследования конкретного индивида часто при-ходится видоизменять не только состав тестов в диагнос¬тической батарее, но и корректировать методику прове¬дения самого теста.

Таким образом, выбор тестовой батареи для диагнос¬тики (оптимально — четыре-пять тестов) определяется прежде всего целеполагаюшей задачей, а также интел¬лектуальным уровнем испытуемого индивида, его психи¬ческим состоянием и отношением к процессу тестирова¬ния.

Особое место в применении тестовых батарей имеет составление тестологом итогового заключения по данным диагностики, а также целый ряд организационных вопро¬сов использования тестовых батарей и методик, имею¬щихся в данный момент в наличии. Подобно тому, как нет и не может быть стереотипного построения тестиро¬вания, стереотипного подбора методик, — не может быть и стандарта в составлении итогового заключения.

Каждое заключение составляется обычно как ответ на поставленный заказчиком вопрос. Заключение по тес¬тированию не может быть понято и не должно рассмат¬риваться вне этого социального заказа, вне конкретной задачи тестирования. Заключение составляется после де-тального анализа полученных данных, изучения резуль¬татов тестирования.

Примерный алгоритм заключения: 1. Описание проблем, жалоб индивида (например, на состояние умственной работоспособности, памяти, вни¬мания, утомляемости). 2. Описание плана и программы диагностики. 3. Краткое описание специфики работы индивида-испытуемого с тестами (уровень сопротивления, защит¬ные реакции, заинтересованность в исследовании, кри-тичность в самооценке). Чем сохраннее личность, тем обычно глубже выраже¬на эмоциональная реакция на тестовую диагностику в целом. Безучастное отношение к факту тестирования на-блюдается при глубокой депрессии и существенных от¬клонениях (распад личности) от нормы. 4. Ответ на конкретный вопрос заказчика. Эта часть заключения излагается в виде отдельных положений, до¬казывающих или опровергающих исходную гипотезу, и иллюстрируется данными тестирования. 5. В конце заключения резюмируются наиболее важ¬ные данные, полученные при тестировании. Резюме ни в коем случае не должно содержать суждение о диагнозе, так как психотерапевти-ческий диагноз может быть лишь итогом общего клинического изучения субъекта.

Таким образом, рассмотренные нами методы психодиагностики при условии их комплексного применения и высокой квалификации психодиагноста способны обеспечить предоставление довольно полной информации о личности испытуемого (группе), что является необходимым условием для определения дальнейшей работы с ним.

Будет полезно почитать по теме: