Этапы психодиагностического процесса

Количество и содержание этапов психодиагностического процесса зависит от задачи, имеющихся в распоряжении практического психолога психодиагностических средств и уровня его подготовки. Основными этапами психодиагностического процесса являются:

- принятие заказа на психодиагностику профессиональных способностей. На данном этапе требуется осознание проблемной ситуации (кого, на какие специальности отбирать, какие требования предъявляются к специалисту (разработаны ли профессиограмма и психограмма специалиста), какого уровня специалисты нужны в организации и др.;

- организация профессионально-психологического изучения персонала. На этом этапе опреде-ляются рабочие места для проведения обследования, состав групп психологов, необходимое оборудование (компьютеры, планы и программы обследования и др.);

- постановка задачи обследования, выбор методик. На данном этапе определяется круг диагностируемых людей на конкретные специальности, определяется пакет психодиагностических программ;

- сбор данных об объекте на феноменологическом уровне. На данном этапе все материалы обследования испытуемого комплексируются в общую базу данных (в терминах современной психологии: профессиональная направленность, черты характера, развитие общих и специальных способностей и др.):

- аналитическая обработка результатов обследования и интерпретация данных; на этом этапе происходит статистическая обработка результатов с применением специальных критериев профессиональной пригодности, определения ее уровней у обследуемых, ранжирование резуль-татов и определение их по степени предпочтения для данной организации;

- выдвижение гипотезы о причинных основаниях, обусловивших данное состояние объекта. На данном этапе выявляются причины отклонений от установленных требований к психоло-гическим качествам специалистов и пути возможного их устранения (психологическое консуль-тирование, рекомендации по развитию необходимых ПВК, обучение и профессиональная подготовка);

- построение общей формулы психологического заключения (психологического диагноза), его индивидуализация и обсуждение с обследуемым, психологами и руководителями организации. На данном этапе представляется обоснованное заключение о степени профессиональной пригодности персонала и рекомендации по его повышению.

Будет полезно почитать по теме: