Возникновение представительных учреждений

В истории государства и права появление сословно-представительных учреждений обычно связывается с развитием капиталистического строя, появлением буржуазного общества, выходом на политическую арену третьего сословия – буржуазии, крупной – средней – мелкой. Два первых сословия – это самодержавие и знать, дворянство. С формальной точки зрения тут нет никаких вопросов. Так оно и было на практике. Хотя, если уточнить исторические реалии, то можно немало порассуждать на тему выборных органов власти, где решения принимались не единолично, а коллективно. Собственно, каким бы суперединоличным ни было правление, у всякого «единоличника» всегда был гласный или не гласный, официальный или теневой институт советников, некий коллективный орган, помогавший в выработке решений.

Скажем, в Древнем Египте у фараона был консилиум из верховных жрецов и правительства. Он не избирался народом, представлял наиболее богатую и влиятельную часть египетского общества, его экономическую, политическую и идеологическую элиту. В древнегреческих городах-государствах (полисах) существовал так называемый ареопаг, куда входили опять-таки опытнейшие и мудрейшие граждане полисов. Платон, ученик Сократа, которого, кстати, к смерти приговорил ареопаг, мечтал, чтобы Афинами правили философы, то есть, как он считал, самые умные. Благая мечта. Но она так нигде и не была осуществлена. В Древнем Риме существовал сенат. Он долгое время был высшим органом власти. Сотня опять-таки знатных римлян-сенаторов правила громадной империей, по сути, всем Древнем миром, кроме Китая и Индии.

На Руси тоже были свои предшественники нынешнего парламента. В Киевской Руси консультативным органом при великом князе выступала его дружина. В Великом Новгороде несколько столетий подряд эффективно работало вече – народное собрание. В Московском государстве – боярская дума, а при первых царях Романовых Михаиле и Алексее, – Земские соборы.

Так что хотя западные историки и политики гордятся своим первенством в учреждении института парламентаризма, оно по праву оспаривается другими народами. Для этого есть основания. Парламент, парламентаризм как система – не производные органы государственной законодательной власти исключительно стран Запада. Это – общемировое явление. Его вариантом является тип западноевропейского парламентаризма. Этот тип более удобен и приемлем с практической точки зрения. Западной протестантско-католической цивилизации нельзя отказать в способности превращать любые явления в предмет массового потребления. Именно Запад сделал парламент достоянием массового сознания и массового участия в его деятельности. Поэтому и начинаем рассматривать зарубежный парламентаризм с его западного образца.

Во время феодальной раздробленности короли неохотно прибегали к созыву широких представительных собраний дворянства и духовенства. Весьма нередко из руководителей они делались пленниками этих собраний.

Возникновение городов меняло дело. Различие интересов и борьба сословий выдвигали короля в качестве их законного арбитра и тем усиливали его власть.

Сами сословия не только не возражали против того, чтобы их привлекали к обсуждению политики, но даже стремились к этому. Возникают представительные учреждения. Во Франции это – генеральные штаты, в Германии – рейхстаг и ландтаги, в Испании – кортесы, в Англии – парламент.

Главное отличие всех этих учреждений от феодальных съездов прошлой эпохи определяется участием в них трех сословий (а не двух). Феодальные съезды и собрания были чаще всего орудием знати в борьбе против централизаторской политики королей. Напротив, сословно-представительные учреждения были орудием этой политики.