Роль парламентаризма в функционировании демократических политических систем

В отличие от многих европейских стран, где парламентские традиции складывались веками, в России первое представительное учреждение в новейшем понимании этого термина как сочетание двух главных функций современного парламента – представительство и законодательство – было создано лишь в 1906 г., получив название Государственной Думы. Дважды Думу разгоняло правительство. Тем не менее, она просуществовала 12 лет, вплоть до падения самодержавия, в лице первой, второй, третьей, четвертой Государственных Дум.

Представительное учреждение – государственный орган, в котором сочетаются две главные функции современного парламента: представительство народа и законотворчество.

Несмотря на все ограничения избирательной системы, дооктябрьская Дума действительно отразила интересы подавляющей части российского общества. Прав был один из малоизвестных тогда, а тем более сегодня, авторов, который писал в 1906 г.: «Теперь уже для всякого очевидна та громадная роль, которую заняла в умах и сердцах русского народа Государственная Дума- первое собрание народных представителей». И далее: «Делается все более и более очевидным, что от направления работы и дальнейшей судьбы Государственной Думы в значительной степени зависит судьба всей страны, все ее будущее и самое международное положение» (Бородин Н.А. Государственная Дума в цифрах. – СПб., 1906, с. 7, 8).

Немногие обратили внимание на эти слова в то время. А ведь они по всей сути оказались пророческими. Работа Государственной Думы в России начала ХХ века стала важным фактором не только в истории отечественного парламентаризма, но и в политическом развитии страны, оказав влияние на многие стороны общественной жизни.

Российская Федерация – это:

1) демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления;

2) социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

3) светское государство;

4) состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации.

Избрание 12 декабря 1993 г. на всенародных выборах Федерального Собрания Российской Федерации, и в частности Государственной Думы первого созыва, явилось событием неординарным, по крайней мере, по двум принципиальным соображениям.

Первое. По воле россиян была восстановлена прерванная, во многом искусственно, связь времен: России дооктябрьской, исторической с Россией послеоктябрьской, современной.

Второе. Избиратели недвусмысленно заявили о своем стремлении быть активными субъектами обновления Российской Федерации, подтвердили магистральный путь на укрепление демократических принципов государственного устройства, недопустимость исключения миллионов рядовых граждан из державного творчества.

Этим обусловлено то обстоятельство, что самым важным принципом, которым с первых же дней стало руководствоваться вновь избранное Федеральное Собрание и в своей организации, и в своей деятельности, явился принцип преемственности в отношении лучших образцов отечественной демократии и парламентаризма, наследуя ту государственную, правовую, духовную культуру, которая является нашим достоянием.

Знакомство с разными источниками, и прежде всего со стенографическими отчетами четырех Государственных Дум дооктябрьского периода, убеждает в том, что в их опыте можно найти ответы на многие вопросы, стоящие перед парламентом и в наши дни.

Вторым основополагающим принципом в деятельности Федерального Собрания является конструктивизм, созидательное законотворчество, в котором призваны участвовать все депутаты без различия в политических взглядах и партийных пристрастиях. Работа парламента показала, что давно назрела и перезрела общественная потребность отказа от односторонностей и рецидивов политического сектантства, делившего представительные органы, а вместе с ними и все общество, на «своих» и «чужих», «красных» и «белых», «реформаторов» и «консерваторов».

Конструктивизм – созидательное законотворчество, в котором призваны участвовать все депутаты парламента без различия в политических взглядах и партийных пристрастиях.

Россию вывести из кризиса невозможно без гражданского мира, согласия, спокойствия и созидания. Сегодня друг без друга не могут прожить даже те, кто считает себя политическими оппонентами.

Наконец, третья несущая конструкция российского парламентаризма – участие представительных и законодательных органов в формировании нового конституционного поля, в рамках которого складывается иная, чем прежде, политическая система, основанная на разделении трех ветвей власти.

При этом Федеральное Собрание исходит из того, что разделение властей не означает их отчуждения, тем более соперничества, ожесточения и даже враждебности. Согласие и взаимодействие между Президентом, Правительством, Советом Федерации, Государственной Думой, Конституционным Судом непременные условия деятельности парламентаризма в Российской Федерации. Без этого попросту бессмысленным становится пребывание депутатов в высших структурах законодательной власти страны.

Коль скоро мы хотим обустроить Россию действительно на демократических основах, когда суверенитет трех властей – законодательной, исполнительной и судебной – прочно укоренится в реальной жизни, обеспечивая согласный с законом ритм общественных, экономических и гражданских взаимоотношений, мы не уйдем от ответа на вопросы, волнующие не только исследователей, политиков, но и всех граждан страны.

А именно: возможен ли вообще парламентаризм на российской почве? Если да, то при каком содержательном наполнении и в какой правовой форме? Почему оказалась столь трагически кричащей биография предыдущих Государственных Дум, из которых первым двум был отведен отсчитанный по дням срок деятельности? Что из опыта нынешнего парламентаризма утвердится не только в настоящем, но и послужит опорой для его будущего?

Эти и многие другие вопросы четко обозначают круг проблем, требующих научного анализа, политологического осмысления и обобщения, разработки методологии развития парламентской деятельности. Тем более что практика современного российского парламентаризма пока что значительно опережает его теорию.

Институт государственной власти – парламент – рассматривается политической наукой и всеми другими общественными дисциплинами как основа парламентаризма, то есть как особый элемент системы политического управления. Парламент обладает определенным набором признаков и качественных характеристик, в отсутствие которых парламентаризм в виде системы государственной законодательной власти не состоится. В числе этих признаков и принципов традиционно значатся следующие:

1) представительность;

2) главенство закона;

3) относительная самостоятельность парламента;

4) разделение и сбалансированность полномочий всех ветвей власти;

5) система взаимных сдержек и противовесов;

6) высокий уровень законодательной компетенции;

7) способность обеспечивать реальные права и свободы граждан.

Парламент – институт государственной власти, являющийся основой парламентаризма, особый элемент системы политического управления, осуществляющий представительность, главенство закона, разделения властей, законодательную компетентность права и свободы граждан.

Эти основные принципы парламентаризма не подлежат сомнению. С большей или меньшей полнотой определенности они реализуются и в системе российской государственности. После принятия Конституции Российской Федерации в 1993 г. и избрания Федерального Собрания Российской Федерации практически ни один из этих принципов не оспаривается.

Как явление государственной общественной жизни парламентаризм – гораздо более сложная и многогранная система организации власти, чем просто разделение властей или ее представительность. Парламентаризм представляет собой определенную шкалу социальных ценностей, включающую общественные и личностные приоритеты, господство в жизни общества закона, принципа верховенств права, наконец, наличия гражданского общества, характеризующегося политико-правовой культурой и ответственностью граждан. Только при этих предпосылках и условиях в стране утверждается парламентаризм.

Система парламентаризма предполагает приоритет парламента в структуре социального управления. Сам по себе представительный и законодательный орган не означает утверждения парламентаризма как социального и политического института общества. Парламентаризм – комплексное явление. Он представляет общество во всем его многообразии.

С точки зрения роли парламента в системе государственных органов, его места в функционировании демократии как разновидности политического режима парламентаризм обычно рассматривается в разделе форма правления государства. Под формой государства имеется в виду его строение и совокупность внешних признаков. В мире известно более двухсот государств. Они формируются в зависимости от уровня экономического и политического развития, от идеологической и религиозной направленности, от того, какую осуществляют международную политику. В пределах одной группы при единой сущности, одних и тех же задачах государства различаются по форме.

Существенное значение приобретает характеристика того, как реализованы в Конституции Российской Федерации принципы парламентаризма. При разработке Конституции ни один принцип парламентаризма не отвергался ни одной политической силой общества. Спор вызвала проблема реализации принципа разделения властей. Оппоненты действующей Конституции указывают на несбалансированное разделение властей. Имеются в виду как минимум два аспекта. Первый – Президент России оказался как бы вне рамок разделения властей. Он возвышается над всеми ветвями власти, подавляет их обширностью своих полномочий.

Практика показывает, что в деятельности самого парламента политические функции зачастую доминируют над законодательными, превращают парламент в арену идейно-политических дискуссий и столкновений. Действует закон бумеранга – результат оказывается прямо противоположным заявленным намерениям. В этом главная трудность становления и развития системы парламентаризма в Российской Федерации.