Парламентский вариант сдержек и противовесов во властных отношениях

Современный парламент – это общегосударственный представительный орган, главная функция которого в системе разделения властей заключается в осуществлении законодательной власти. Она включает и верховное распоряжение государственной казной, то есть принятие государственного бюджета и контроль за его исполнением. В большей или меньшей степени в зависимости от формы правления парламент осуществляет контроль за исполнительной властью. Правда, в зависимости от формы правления и государственного режима, нередко сам парламент на практике, в свою очередь, также находится под контролем правительства или, во всяком случае, испытывает с его стороны достаточно сильное воздействие. Деятельность парламента контролируется и конституционной юстицией.

В ст. 102 п. 1 Конституции Российской Федерации к ведению Совета Федерации отнесено, цитируем: «отрешение Президента Российской Федерации от должности». В ведении Государственной Думы согласно статье 103 пункт 1 Конституции России: «выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности». Не менее серьезное положение. В совокупности с Советом Федерации Государственная Дума как палата Федерального Собрания способна влиять на политику Президента страны.

Есть у Федерального Собрания рычаги влияния и на Правительство. В статье 103 п. 1 Конституции России предусмотрено полномочие Госдумы по участию в формировании Правительства Российской Федерации.

Президент либо его полномочный представитель в Государственной Думе официально представляет кандидатуру на должность Председателя Правительства. Кандидат на эту должность представляет Думе программу основных направлений деятельности будущего Правительства. Перед обсуждением кандидатуры кандидат отвечает на вопросы депутатов в течение времени, определенного Государственной Думой, но не свыше 30 мин. По окончании ответов на вопросы депутатов представители фракций и депутатских групп высказываются за выдвинутую кандидатуру или против нее.

Если Дума отклонит кандидатуру на должность Председателя Правительства, Президент в течение недели со дня ее отклонения вносит предложение о новой кандидатуре. Обсуждение и согласование новой кандидатуры на должность Председателя Правительства происходят в том же порядке в течение недели со дня ее представления Президентом.

В случае двукратного отклонения Думой представленных кандидатур на должность Председателя Правительства Президент в течение недели со дня отклонения второй кандидатуры вправе представить третью кандидатуру. Обсуждение и согласование третьей кандидатуры на должность Председателя Правительства происходят в срок и в порядке, которые предусмотрены настоящим регламентом для обсуждения и согласования первых двух кандидатур.

Полномочие, записанное в комментируемом пункте, дает Государственной Думе возможность, хотя и в ограниченной мере, препятствовать осуществлению нежелательной для нее политики Правительства. Данная конституционная норма тесно связана с положениями в

ст. 83, п. б, ст. 84, ч. 1, ст. 109, ч. 3 и 4, ст. 117 Конституции. Вотум недоверия Правительству означает правительственный кризис, который может быть разрешен либо отставкой Правительства и созданием нового, которое пользовалось бы доверием Государственной Думы, либо роспуском Думы и избранием новой, с которой Президент легче нашел бы взаимопонимание в вопросе о кандидатуре главы Правительства и, соответственно, о правительственной политике.

Федеральное Собрание обладает возможностью влиять и на деятельность судебной ветви власти. К ведению Совета Федерации относится согласно ст. 102 п. 1 Конституции России:

- назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российского Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

- назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

- назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Предусмотренное комментируемым пунктом полномочие Совет Федерации осуществляет по представлению Президента (п. «е» ст.83 Конституции). Таким образом, формирование высшего эшелона судебной власти производится путем согласования воли главы государства и палаты парламента. Сам Совет Федерации и его члены выдвигать кандидатуры судей не могут. Они вправе внести Президенту предложения о таких кандидатурах, и то лишь когда речь идет о кандидатурах судей Конституционного Суда (ст. 9 ФКЗ от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ

«О Конституционном Суде Российской Федерации». – СЗ РФ, 1994 г. № 13, ст. 1447).

Применительно к Генеральному прокурору полномочие Совета Федерации по его назначению сходно с вышеизложенным. Сходна и процедура, установленная в гл. 21 Регламента. Однако есть и отличие, заключающееся в том, что, согласно самой Конституции, Совет не только назначает, но и освобождает Генерального прокурора от должности по представлению Президента. По своей инициативе он этого сделать не может, равно, как и Президент не может сместить Генерального прокурора без решения Совета Федерации.

Независимость и самостоятельность каждой из трех ветвей власти, и особенно законодательной и исполнительной, не должны быть препятствием к их взаимодействию. Эффективная власть невозможна без их сотрудничества.