Парламент западноевропейских стран. Великобритания. Германия. Франция

Выбор указанных заглавий раздела стран тоже не случаен. Великобритания – парламентская монархия. Германия – федеративное государство с земельным принципом устройства парламента. Франция – президентская республика с парламентскими традициями.

Великобритания – парламентарная монархия. Ее парламент включает монарха, нижнюю палату – Палату общин, 651 депутат, и Палату лордов, 1196 пэров.

Палата общин не имеет единого писаного регламента. Правила работы содержатся в законах, в постоянных и сессионных правилах, решениях спикера и в практике. Палата в случае необходимости может образовать специальный комитет по этому вопросу. В Палате лордов имеется специальный комитет. Регламент устанавливается резолюциями палаты. Бюджет Палаты лордов подготавливается клерком палаты по согласованию с подкомитетом по финансам.

В Палате общин бюджет подготавливается комитетом, включающим спикера (руководитель (председатель) парламента) – лидера парламентского большинства, одного члена, назначаемого лидером оппозиции, и трех других членов. Бюджет палат им же утверждается.

На сессии палаты созываются решением короны (фактически правительством). Дни заседаний годичной сессии определяются самими палатами. В конце 80-х годов Палата лордов заседала в среднем 140 дней в году, а Палата общин – 170. На чрезвычайные сессии Палату лордов созывает лорд-канцлер, а Палату общин – ее спикер.

Палатой лордов руководит лорд-канцлер, назначаемый королевой по предложению премьер-министра на пятилетний срок. Палата общин возглавляется спикером, избираемым палатой с одобрения короны (фактически правительства). Секретарские функции в палатах выполняют клерки (руководитель аппарата парламента Великобритании). В Палате лордов клерк назначается короной (фактически правительством). Клерк уходит в отставку по достижении 65 лет. В Палате общин клерк – пожизненная должность (на практике уходит в отставку по достижении 65 лет).

В Палате общин клерк является советником палаты и спикера по вопросам процедуры, практики и парламентских привилегий. Отвечает за расходование бюджета палаты. В Палате лордов клерк контрассигнирует все законопроекты, посылаемые в нижнюю палату или из нее получаемые, назначает и контролирует работу персонала палаты, отвечает за расходование бюджета палаты, является советником палаты по вопросам процедуры, выполняет функции клерка при выполнении Палатой лордов судебных полномочий.

Официальная повестка дня определяется после консультации правительства с лидерами оппозиции в палатах и с другими партиями, представленными в палатах.

Предоставление слова во время дебатов в Палате лордов определяется традициями палаты; каждый лорд имеет право выступить. В Палате общин предоставление слова зависит от спикера. Члены правительства и оппозиции, сидящие на передних скамьях, выступают в центре зала; остальные – с места. За нарушение правил во время дебатов Палата лордов может вынести резолюцию «благородный лорд не может быть выслушан» (применяется очень редко). Палата общин может принять решение об отказе в предоставлении слова, об удалении из зала до конца дня, а также об отстранении от участия в работе палаты от 5 до 20 заседаний или до конца сессии.

В Палате лордов голосование проводится голосом; таким же образом голосование проводится и в Палате общин. Кроме того, здесь возможно голосование вставанием. Депутаты могут передавать свое право голоса, если они больны, но находятся в помещениях палаты.

Кворумом (необходимое число голосов депутатов для принятия парламентского решения) в Палате лордов является наличие трех членов палаты, включая лорд-канцлера или его заместителя. Когда принимается решение по законопроекту, то кворум составляет 30 членов. В Палате общин для работы достаточно присутствие 40 депутатов.

Каждая из палат публикует отчеты о дебатах в официальных органах; о дебатах в верхней палате публикация производится на следующее утро, а о дебатах в нижней – на следующий день.

В британском парламенте существует официальное признание оппозиции правительству Ее величества. Оппозицией признается политическая партия, имеющая наибольшее число мест в Палате общин и не входящая в состав правительственного большинства.

В Палате лордов образуется 14 (с 17-ю подкомитетами), а в Палате общин – 30 постоянных комитетов. Могут образовываться специальные комитеты. Обе палаты могут заседать в качестве комитета всей палаты. В Палате лордов круг ведения постоянных комитетов не соответствует кругу вопросов, подведомственных министерствам; в Палате общин постоянные комитеты занимаются вопросами соответствующих министерств. Комитеты могут приглашать экспертов на временной (у лордов) или на постоянной или временной основе (в Палате общин).

Посты председателей комитетов в верхней палате не распределяются между фракциями (называемыми в английском парламенте парламентскими партиями); в нижней палате некоторые посты председателей комитетов замещаются по согласованию между фракциями в палате. Члены правительства не могут входить в состав комитетов в обеих палатах, но могут участвовать в их работе. В Палате лордов нечлены комитетов могут участвовать в их заседаниях и выступать; в Палате общин – могут присутствовать без права выступления.

Английский парламент осуществляет законодательную власть. Монарх утверждает законы, принятые обеими палатами. Правом законодательной инициативы обладают все члены парламента. Проекты законов о финансах представляются сначала в Палату общин. Чтобы стать законами, проекты должны быть одобрены обеими палатами. Однако Палата общин имеет перевес при принятии законов. Когда эта палата принимает проект на двух последовательных сессиях, то королевское утверждение может быть дано без утверждения проекта Палатой лордов, если она не примет проекта на второй сессии. Между датой второго чтения на первой сессии Палатой общин и датой принятия проекта на второй сессии должен пройти срок в один год. Проекты, удостоверенные спикером Палаты общин как финансовые, не могут изменяться Палатой лордов. Они могут получить королевское утверждение через месяц после принятия Палатой общин, если в течение этого времени не будет получено согласия на проект со стороны верхней палаты.

В законодательной процедуре активную роль играют постоянные комитеты, куда законопроекты отсылаются после каждого чтения в палатах. В Великобритании не существует какой-либо процедуры направления проектов, принятых палатами, на их повторное рассмотрение, как не существует и права вето со стороны монарха. Юридически таким правом монарх обладает, причем это вето является абсолютным, но практически оно не используется. Последний случай применения этого института датирован 1707 г.

Парламент может делегировать свои законодательные полномочия правительству путем принятия закона, в котором устанавливаются принципы и условия пользования этими полномочиями. Акты делегированного законодательства рассматриваются смешанной комиссией обеих палат в отношении главным образом их редакционного оформления и соотносимости с предоставленной областью законотворчества. Акты такого законодательства передаются на утверждение палат; некоторые аспекты этого законодательства могут быть аннулированы решением только одной палаты.

Из числа лидеров политической партии, завоевавшей большинство мест в Палате общин, монарх назначает премьер-министра. Другие министры предлагаются премьером. Юридически не обязательно, чтобы министры входили в состав парламента в момент назначения; согласно конституционному обычаю они должны быть членами одной или другой палаты или должны стать этими членами.

На основе существующего конституционного обычая члены правительства коллективно и индивидуально несут ответственность перед обеими палатами; формами ответственности являются вотум доверия и резолюции порицания. Другими формами контроля за деятельностью правительства являются устные и письменные вопросы. В Палате лордов обычно для них отводится 20 минут на заседании. Ответ на письменный вопрос в этой палате должен быть представлен в течение двух недель. В Палате общин ежедневно (кроме пятницы) отводится на устные вопросы 55 минут. Ответ должен быть дан в течение двух дней недели заседания, а по так называемым срочным вопросам – в тот же день. Разновидностью интерпелляции, существующей в других странах, является применяемая в палатах форма предложения, в котором указывается позиция по определенному вопросу; палата может вынести решение по такому предложению. Эта форма влечет возможность обсуждения правительственной политики, но может привести к отставке правительства.

Парламент назначает Парламентского уполномоченного по делам администрации – разновидность омбудсмена. Он рассматривает жалобы граждан на действия администрации.

Юридически парламент не обладает правом ратификации международных соглашений, но, согласно обычной норме, такие соглашения вносятся в парламент за 21 день до ратификации, чтобы позволить парламентариям высказать свое мнение по ним. Какого-либо акта о таком праве не существует.

В Великобритании отсутствует институт конституционного контроля за актами парламента. Акт, принятый парламентом, становится законом, который применяется судами. Законность акта не может быть оспорена или опротестована.

Палата общин может быть досрочно распущена монархом по предложению премьер-министра. Парламент (т.е. Палата общин) может принять решение о самороспуске (последний раз в 1911 г.), посредством издания закона Палата общин может продлить срок своих полномочий сверх пяти лет. Последнее случалось во время обеих мировых войн.

Палата лордов является высшей судебной инстанцией по гражданским и уголовным делам. Юридически существует право парламента осуществлять суд импичмента в отношении высших должностных лиц государства. В таких случаях Палата общин является камерой придания суду, а Палата лордов выступает в качестве суда.

Германия – парламентарная республика. Ее парламент включает две палаты; нижнюю – бундестаг, в котором заседает 662 депутата, и верхнюю – бундесрат из 69 членов. Организация работы каждой палаты осуществляется на основе их регламентов, ими принимаемых и изменяемых. Конституционность положений регламентов может проверяться Конституционным судом ФРГ. В бундестаге формируется комиссия по регламенту из 13 членов, назначаемых пропорционально численности фракций в палате. Б бундесрате такой комиссии нет, но образован постоянный консультативный совет из 11 членов, обсуждающих вопросы внутреннего регламента палаты. Бюджет бундесрата подготавливается названным советом и направляется министру финансов для включения в федеральный государственный бюджет. В бундестаге бюджет палаты разрабатывается советом старейшин. Правительство передает этот бюджет в бундестаг, который утверждает посредством издания закона.

Согласно основному закону ФРГ 1949 г. (ст. 39), парламент сам устанавливает время открытия и закрытия сессий. Члены палат созываются на сессии президентами палат. Бундесрат созывается на чрезвычайную сессию по требованию двух земель или федерального правительства. Бундестаг на такую же сессию созывается по требованию 1/3 членов палаты, федерального президента или федерального канцлера.

Руководящими органами бундесрата являются избираемые на один год президент палаты и президиум (президент и три вице-президента). Президенту в работе помогает постоянный совет, включающий руководителей групп членов от каждой земли. Бундестагом руководит избираемый им тайным голосованием и абсолютным большинством голосов на срок легислатуры президиум, включающий президента палаты и четырех вице-президентов, и совет старейшин (президиум и

23 других члена, назначаемых политическими фракциями пропорционально их численности).

Президент бундесрата осуществляет полномочия главы государства в случае отсутствия последнего (смерть, досрочное освобождение от должности, возникновение каких-либо препятствий при осуществлении полномочий) до выборов нового президента республики.

В бундесрате повестка дня устанавливается самой палатой на шесть дней вперед; в бундестаге повестка дня вырабатывается советом старейшин в присутствии одного из членов правительства также на неделю вперед.

В бундесрате его члены выступают с трибуны в порядке записи у президента палаты. Ограничений времени для выступлений не установлено, но по общему правилу обсуждения обычно являются короткими. Члены правительства имеют приоритетное право выступать. Разрешается читать текст выступления. В бундестаге выступают с трибуны или с места, пользуясь установленным на нем микрофоном. Выступающие от фракций предварительно записываются у секретаря палаты. Если дебаты предварительно не организованы, то президент учитывает расстановку политических сил в палате, предоставляя слово с учетом численности фракций. Обычно ораторам предоставляется не более десяти минут, если предварительно не было специального распределения времени, предложенного советом старейшин. Читать текст при выступлении разрешается только с позволения председательствующего, но всегда можно пользоваться заметками. Оратор может быть прерван только с его разрешения.

За нарушение порядка во время работы в бундесрате каких-либо санкций не предусмотрено; в бундестаге возможны призыв к порядку, лишение слова, исключение из палаты до конца заседания, исключение из палаты до 30 заседаний; в случае серьезных нарушений возможно прекращение заседания палаты. Санкции накладываются президентом палаты,

В бундесрате голосование производится поднятием руки; поименное голосование проводится по требованию представителей какой-либо земли и для избрания президента палаты.

В бундестаге голосование проводится поднятием руки, вставанием; бюллетенями с именем парламентария (если того требует какая-либо политическая фракция или 26 депутатов); при производстве некоторых выборов возможно проведение тайного голосования. Голосование проводится публично.

Кворумом для бундесрата является присутствие большинства голосующих членов; в бундестаге – абсолютное большинство членов палаты. Для принятия решений в бундесрате требуется получение абсолютного большинства голосов. Голоса членов от одной земли подаются блоком, "едино", т.е. все они голосуют однозначно. В бундестаге для принятия решения требуется абсолютное большинство поданных голосов. Поправки к конституции требуют большинства в

2/3 голосов в бундесрате и 2/3 – в бундестаге.

Публикация дебатов в палатах производится в раздельных специальных изданиях – в бундесрате через два дня после заседания, в бундестаге – через день.

Официальным языком парламента ФРГ является немецкий язык.

В бундесрате не существует официального деления членов на фракции; в бундестаге для образования фракции требуется 5% членов палаты, но могут признаваться и более мелкие фракции.

В бундесрате действуют 14 постоянных комиссий; их сфера деятельности в основном соответствует кругу ведения министерств. В палате могут создаваться комиссии ad hос (комиссия, образованная для данного случая). В Бундестаге действуют 20 постоянных комиссий; рассматриваемые в них вопросы соответствуют кругу ведения министерств. В комиссии назначаются члены пропорционально численности политических фракций в палате. Могут образовываться комиссии ad hoc, комиссии по расследованию, смешанные комиссии.

В бундесрате в комиссии назначаются представители от каждой земли. Председательские посты в комиссиях бундесрата pacпределяются среди представителей различных земель. Председатели избираются палатой из членов комиссий. В бундестаге председатели избираются самими комиссиями по согласованию с советом старейшин; председательские посты распределяются пропорционально представительству фракций в палате.

Комиссии в обеих палатах могут приглашать на свои заседания членов правительства, но последние не могут входить в состав комиссий. В бундесрате на заседаниях комиссий могут присутствовать и выступать члены палаты, но нечлены комиссии не имеют права голосовать.

В бундестаге члены палаты могут присутствовать на большинстве заседаний комиссий. Президент палаты, председатели фракций, авторы проектов и резолюций могут выступать на заседаниях.

Парламент ФРГ осуществляет законодательные полномочия. Конституция 1949 г. разделяет компетенцию между федерацией и землями. Она выделяет исключительную компетенцию федерации, конкурирующую компетенцию федерации и земель. Правом законодательной инициативы обладают бундесрат (в целом палата), федеральное правительство, члены бундестага (в количестве минимум 26 депутатов), земли. Проекты правительства сначала должны вноситься в бундесрат.

Законы, имеющие финансовый характер или затрагивающие административную организацию земель, требуют одобрения бундесратом. В случае разногласий палат по остальным законам бундестаг может принять окончательное решение. Принятые бундестагом законы передаются бундесрату, который в течение трех недель по получении принятого закона может потребовать созыва комитета из членов обеих палат (по 11 членов) для совместного обсуждения проектов. Если для принятия закона требуется согласие бундесрата, то бундестаг и федеральное правительство могут потребовать созыва такого же комитета. Если комитет предложит внести изменения в принятый законопроект, то бундестаг снова должен принять решение.

Если для принятия закона согласия бундесрата не требуется, бундесрат может по окончании процедуры, указанной выше, в течение двух недель заявить протест против принятого бундестагом закона. Если протест принят большинством голосов бундесрата, то он может быть отклонен решением большинства членов бундестага. Если бундесрат принял протест большинством не менее 2/3 своих голосов, то для отклонения его бундестагом требуется большинство 2/3, но не менее большинства членов бундестага.

Роль постоянных комиссий в бундесрате весьма значительна, в бундестаге комиссии играют по общему правилу важную роль при принятии бюджета и иных финансовых законов.

В бундесрате каждая земля может представлять поправки. По общему правилу они должны вноситься в письменном виде с пояснительными замечаниями; поправки вносятся до заседания, во время заседания они могут вноситься в устной форме. Поправки, отвергнутые в постоянной комиссии, не могут рассматриваться на пленарном заседании, за исключением случая, когда их вновь вносят представители какой-либо земли от имени субъекта федерации. В бундестаге депутаты могут вносить поправки во время рассмотрения проекта в комиссии и во время второго и третьего чтений. Поправки должны быть представлены в письменном виде, и если они не отпечатаны палатам и не распространены среди депутатов, то читаются во время дебатов. Поправки, представляемые в течение третьего чтения проекта, должны быть подписаны, по меньшей мере, 26 депутатами, содержать положения, уже рассмотренные во втором чтении. Поправки всегда рассматриваются на пленарном заседании бундестага.

Парламент ФРГ может делегировать федеральному правительству, федеральному министру или правительству земли право издания актов по вопросам, входящим в законодательную компетенцию. При этом в законе должны быть определены содержание, цели и объем предоставленного полномочия. При делегации полномочий требуется согласие бундесрата в отношении правовых постановлений федерального правительства или федерального министра об основных принципах и тарифах при использовании федеральных железных дорог и учреждений почты, о строительстве и эксплуатации железных дорог, а также такое же согласие требуется при издании на основании делегирующего закона таких правовых постановлений, которые нуждаются в согласии бундесрата или выполняются землями по вручению федерации либо в порядке их собственной компетенции.

Бюджет ФРГ, представляемый правительством не позднее начала сентября, принимается парламентом с соблюдением обычной законодательной процедуры. Важнейшую роль в этом процессе играют постоянная комиссия по финансам бундесрата, бюджетная комиссия бундестага.

В бундестаг ФРГ в качестве составной части федерального собрания в последнее время входит также равное с численностью бундестага количество представителей ландтагов земель. Он принимает участие в избрании федерального президента сроком на пять лет. Федеральный канцлер избирается бундестагом по предложению президента страны, и последний официально назначает канцлера. Члены правительства назначаются федеральным президентом по предложению канцлера. По букве закона члены правительства не должны быть обязательно членами парламента, но по общему правилу они всегда таковыми являются.

Члены правительства коллективно и индивидуально несут политическую ответственность перед бундестагом. В ФРГ бундестаг может сместить канцлера путем выражения ему так называемого конструктивного вотума недоверия, т.е. путем избрания преемника главы правительства. Известна и форма контроля в виде вотума доверия. Вопрос о вотуме доверия ставится канцлером. Если предложение федерального канцлера о выражении ему доверия не встречает согласия большинства членов бундестага, то федеральный президент может по предложению федерального канцлера в течение 21 дня распустить бундестаг. Право на роспуск прекращается, как только бундестаг большинством своих членов изберет другого федерального канцлера. Между предложением и голосованием должно пройти 48 часов. Из других форм контроля за деятельностью правительства в парламенте ФРГ применяются вопросы – устные и письменные. В бундесрате можно ставить вопросы по любому поводу; земли также могут задавать вопросы правительству в предварительном порядке за две недели. На устные вопросы в бундестаге отводится три часа в неделю. На устный вопрос должен быть дан ответ в течение следующей за вопросом недели, на письменный вопрос отводится недельный срок. В бундестаге 26 депутатов могут требовать обсуждений в течение одного часа. Большой запрос (интерпелляция) также может быть сделан по требованию 26 членов бундестага.

Парламент ФРГ ратифицирует международные договоры, если они затрагивают политические отношения федерации или вопросы компетенции федерации. Некоторые международные соглашения административного характера требуют согласия бундесрата. В течение года в бундестаге рассматривается до 500 вопросов международного характера, причем примерно в

20 случаях из них проводятся дебаты.

Парламент ФРГ может объявить состояние обороны в случае, если федерация подверглась агрессии или ей угрожает такая агрессия. Если бундестаг в это время не может собраться, то совместный комитет из 33 членов (2/3 членов бундестага и 1/3 членов бундесрата) принимает решения. Они могут быть отменены бундестагом с согласия бундесрата. Действующая конституция содержит нормы и о состоянии напряженности (ст. 80), и о состоянии законодательной необходимости (ст. 81). Во время этих "состояний" увеличиваются полномочия федерального правительства.

Конституционный суд может рассматривать акты парламента с точки зрения их соответствия основному закону.

Срок полномочий бундестага составляет четыре года; легислатура оканчивается в день первого заседания вновь избранного бундестага. О роспуске бундестага при отказе в доверии уже говорилось. Еще один случай роспуска предусматривает ст. 63 конституции – при назначении канцлера после новых выборов палаты. Если предложенное президентом лицо на пост канцлера не избрано, бундестаг может в течение 14 дней после выборов избрать федерального канцлера абсолютным большинством голосов своих членов. Если в течение этого срока избрание не состоялось, незамедлительно проводится новый тур голосования, в котором избранным считается тот, кто получил наибольшее число голосов. Если избранный собрал голоса большинства членов бундестага, федеральный президент в течение семи дней после выборов должен его назначить. Если избранный не получил такого большинства, то федеральный президент должен в течение семи дней либо назначить его, либо распустить бундестаг.

Бундесрат не может быть распущен. Конституция не содержит норм о самороспуске парламента или о продлении им своих полномочий.

Каждая из палат избирает по восемь членов Конституционного суда. Бундестаг и бундесрат большинством в 2/3 голосов могут предъявить федеральному президенту обвинение в умышленном нарушении им основного закона или другого федерального закона. Предложение о предъявлении обвинения должно быть представлено от имени не менее чем 1/4 части членов бундестага или не менее чем 1/4 части бундесрата. Обвинение поддерживается представителем обвиняющей корпорации. Рассмотрение дела производит Конституционный суд.

Франция имеет форму правления смешанной республики. Ее парламент состоит из двух палат: Национальное собрание (нижняя палата) включает 577 депутатов; Сенат (верхняя палата) состоит из 321 члена. Палаты действуют на основе принимаемых и изменяемых ими регламентов. Вопрос об изменении регламентов рассматривается в постоянных комиссиях конституционных законов, законодательства и общей администрации республики. Специальных комиссий по регламенту в палатах не образуется. Принятые регламенты, их изменения в обязательном порядке рассматриваются Конституционным советом – органом конституционной юстиции – для проверки их соответствия основному закону страны.

Бюджет палат подготавливается комиссией, включающей квесторов обеих палат, председателя Счетной палаты, который в этой комиссии председательствует. Подготовленный бюджет направляется министру финансов для включения в проект финансового закона.

Парламент ежегодно собирается на две сессии. Первая начинается 2 октября и продолжается 80 дней; вторая открывается 2 апреля и не может длиться более 90 дней. В среднем в году Сенат заседает 121 день, а Национальное собрание – 149 дней. На внеочередные сессии парламент собирается по инициативе президента республики с тем, чтобы выслушать его послание, а также по требованию премьер-министра или большинства членов Национального собрания. Палаты могут заседать совместно только в единственном случае: для ратификации поправок к конституции, предложенных исполнительной властью – президентом республики, действующим по предложению премьер-министра (ст. 89 конституции 1958 г.).

Руководящими органами в Сенате являются председатель и бюро, включающее председателя палаты, четырех вице-председателей, трех квесторов и восемь секретарей; в Национальном собрании такими органами являются председатель палаты и бюро (председатель, шесть вице-председателей, три квестора и двенадцать секретарей). Председатели избираются палатами тайным голосованием абсолютным большинством голосов. Члены бюро избираются палатами с учетом их партийного состава. Председатель Сената избирается на три года; новые выборы проводятся после частичного обновления палаты; председатель Национального собрания получает полномочия на весь срок легислатуры палаты. В случае вакантности поста президента республики председатель Сената временно выполняет функции главы государства. В обязанности председателей палат входят поддержание дисциплины в палатах, применение дисциплинарных санкций; они могут участвовать в дебатах и голосовать, но последнее не практикуется. Дебатами обычно руководят вице-председатели. Технический персонал палат находится в ведении генерального секретаря Сената и генерального секретаря квесторов в Национальном собрании.

В обязанности названных лиц, кроме того, входят опубликование разных материалов палат, руководство библиотекой, оказание помощи председательствующим на заседании.

Повестки дня в обеих палатах устанавливаются конференциями председателей; в иx состав входят председатели палат, председатели постоянных комиссий и политических фракций.

В повестке дня всегда имеют приоритетное значение вопросы, вносимые правительством. Конференция председателей собирается еженедельно и определяет повестку дня на одну или две недели вперед. На конференциях может присутствовать представитель правительства. Регламент Сената отводит пятницу для устных вопросов правительству; по решению конференции председателей для вопросов может быть также зарезервирован вторник. Среда – день работы постоянных комиссий в этой палате. В Национальном собрании по решению конференции председателей для вопросов правительству отводится среда или пятница; утро каждого дня недели резервируется для работы постоянных комиссий.

Для участия в организуемых дебатах в палатах ораторы предлагаются политическими фракциями; они могут выступать в пределах отведенного для них времени; распределение времени относится к компетенции конференции председателей. Последняя, кроме того, устанавливает общий срок для обсуждения того или иного вопроса. Время строго ограничено для некоторых обсуждений (внесение поправок, объяснение мотивов голосования и др.). Например, в Сенате для объяснения мотивов голосования дается пять минут; во время процедуры вопросов с дебатами автору дается не более 20 минут и 10 минут после ответа члена правительства; ораторы соответственно получают от 5 до 10 минут, во время процедуры вопросов без дебатов автору для ответа министру отводится пять минут.

В Национальном собрании также введены ограничения. Например, во время процедуры вопросов с дебатами автору дается от 10 до 20 минут и 10 минут после ответа члена правительства. Другим ораторам время предоставляется по усмотрению председательствующего на заседании. Во время процедуры вопросов без дебатов автору отводится две минуты для постановки вопроса и пять минут для ответа министру.

Во время выступления оратора можно прерывать только с его разрешения и по просьбе об этом члена палаты и председательствующего. В палатах запрещено читать свою речь во время выступления.

При нарушениях во время дебатов в обеих палатах применяются следующие санкции: призыв к порядку: призыв к порядку с занесением в протокол; порицание; порицание с временным исключением до 15 дней, следующих за днем, когда к парламентарию была применена санкция (член палаты не может появляться в ее помещениях). Две первые санкции применяются председателями палат; две последние – самими палатами.

Голосование в палатах производится поднятием руки (по общему правилу, кроме голосований при назначении на какие-либо должности); вставанием; голосование с помощью электронных средств проводится в Национальном собрании, а также бюллетенями в случае неисправности электроники; голосование проводится публично. Характер голосования каждого члена палаты указывается в официальном органе государства. Разрешается голосование по доверенности; каждый член палаты может получить только одну доверенность.

Для кворума в обеих палатах требуется присутствие абсолютного большинства их членов. Проверка кворума может производиться по требованию председателя политической фракции. Для принятия простых законов требуется получение простого большинства голосов. Для внесения поправок в конституцию – также простое большинство в палатах, а если президент республики решил провести ратификацию поправок в Конгрессе (т.е. на совместном заседании палат), то требуется получение в нем 3/5 голосов членов Конгресса.

Материалы парламента публикуются в нескольких сериях официального органа государства – "Журналь оффисиель". Например, издаются серии "Законы и декреты", "Дебаты Национального собрания", "Дебаты Сената", "Документы Национального собрания", "Документы Сената" и др.

Официальным языком парламента является французский.

Для образования политической фракции (они называются группами) в Национальном собрании требуется объединение 20, а в Сенате – 14 членов. Фракция должна опубликовать политическую декларацию, содержащую сведения о целях фракции.

В палатах образуется по шесть постоянных, очень многочисленных комиссий; кроме того, могут образовываться специальные, расследовательские комиссии и комиссии по контролю. Круг вопросов, рассматриваемых постоянными и специальными комиссиями, не совпадает с кругом ведения отраслевых министерств. Состав комиссий формируется пропорционально численности политических фракций в палате. Каждый парламентарий не может входить более чем в одну постоянную комиссию. Председатели комиссий избираются их членами. Однако распределение председательских постов должно соответствовать численности фракций в палате.

Заседания комиссий не являются публичными. Они могут заседать как во время сессий, так и в межсессионное время. В сессию время заседаний определяется повесткой для работы палаты.

Члены правительства не могут входить в состав комиссий, но они могут присутствовать на их заседаниях. Нечлены комиссий не могут участвовать в работе, за исключением случая, когда парламентарий является автором законодательного предложения или поправок к проекту. Третьи лица присутствовать на заседаниях комиссий не могут, но с ними возможно проведение консультаций.

Парламент является законодательным органом. В области простых законов сфера законотворчества ограничена. Ст. 34 конституции 1958 г. указывает, что парламент может принимать законы, касающиеся гражданских прав и основных гарантий, предоставленных гражданам для пользования публичными свободами; обязанностей, налагаемых национальной обороной лично на граждан и на их имущество; гражданства, состояния и правоспособности лиц, семейных отношений, наследования и дарения; определения преступлений и деликтов, а также налагаемых законом наказаний; уголовного судопроизводства, амнистии; создания новых судебных установлений и статуса судей; установления тарифов, налогов и условий взимания всякого рода налогов; порядка выпуска денег.

В равной мере законом устанавливаются правила, касающиеся:

- порядка выборов в палаты парламента и в органы местного самоуправления;

- установления категорий публично-правовых учреждений;

- основных гарантий, предоставляемых гражданским государственным служащим и военнослужащим;

- национализации предприятий и передачи предприятий из государственного сектора в частный.

Также законом определяются основные принципы: общей организации национальной обороны; свободного управления местных коллективов, их компетенции и их доходов; режима собственности, вещных прав, гражданских и торговых обязательств; трудового права, профсоюзного права и социального обеспечения.

Все остальные области регулирования конституция 1958 г. отнесла к сфере регламентарной, т.е. правительственной власти.

Законодательная инициатива принадлежит правительству и парламентариям. Законопредложения парламентариев должны содержать изложение мотивов, постатейно составленный текст и краткое изложение действующих положений, которые предлагается реформировать. Законопроекты правительства, прежде чем быть представлены в парламент, должны в обязательном порядке пройти рассмотрение в Государственном совете. Проекты правительства могут быть внесены в любую из палат парламента. Только финансовые законопроекты представляются сначала в нижнюю палату. Парламентарии не могут представлять проекты, уменьшающие доходы или увеличивающие расходы государства.

Законопроекты или законодательные предложения должны быть приняты палатами в идентичной редакции. В случае разногласий между палатами правительство может потребовать созыва смешанной паритетной комиссией (по семь членов от каждой из палат), и после еще одного рассмотрения в палатах оно может потребовать, чтобы Национальное собрание приняло окончательное решение (сказало "последнее слово"). Это правило не распространяется на органические законы, касающиеся Сената.

После принятия проекта закона последний направляется к президенту республики для промульгаций. Президент может в 15-дневный срок после получения потребовать нового рассмотрения проекта. Парламент принимает вновь закон с соблюдением обычной процедуры. После повторного принятия президент должен промульгировать закон. Последний публикуется в официальном органе государства и вступает в силу в Париже на следующий день после опубликования, а в провинции – на следующий день после получения соответствующего номера официального органа.

В законодательной процедуре значительную роль играют постоянные комиссии, если для конкретного проекта не была создана специальная комиссия. После каждого обсуждения на пленуме палаты проект в обязательном порядке рассматривается соответствующей комиссией.

Парламентарии могут вносить поправки к законопроектам и законодательным предложениям. Это должно делаться в письменном виде. В Сенате конференция председателей устанавливает срок, в течение которого можно вносить поправки, а в Национальном собрании – в течение четырех дней после распространения доклада комиссии в отношении соответствующего проекта. Поправки обсуждаются на пленарных заседаниях палат, если они приемлемы с финансовой точки зрения, т.е. не содержат положений, уменьшающих доходы или увеличивающих расходы государства. Обсуждение поправок проводится в следующем порядке: сначала обсуждаются поправки, упраздняющие предложенные нормы, затем – поправки, в наибольшей мере изменяющие эти нормы, затем – поправки, включающие нормы и дополняющие какие-либо положения.

Парламент может делегировать правительству свои законодательные полномочия по определенному кругу вопросов и на определенный срок. На основе полученных полномочий правительство издает ордонансы по получении заключения Государственного совета. Ордонансы теряют свою силу, если они не были переданы на утверждение парламента. Однако они остаются в силе, если они были в надлежащем порядке переданы в парламент, но им не рассматривались, и по ним не проводилось голосование.

Закон о государственном бюджете (называется «финансовый закон») подготавливается правительством и передается на рассмотрение парламента. Проект должен сопровождаться докладом правительства об экономическом положении страны. Для принятия финансового закона установлены более жесткие условия, чем для принятия простых. Так, если Национальное собрание не приняло решения по проекту в первом чтении в течение 40 дней после его внесения, правительство передает проект на рассмотрение Сената, который должен принять решение в течение 15-дневного срока. Затем проект рассматривается в соответствии с обычной процедурой. Если парламент не принял решения в течение 70-дневного срока, положения проекта могут быть введены в силу путем издания ордонанса. Проект финансового закона вносится в Национальное собрание самое позднее в первый вторник октября месяца, в год, предшествующий осуществлению бюджета. Если проект не был внесен в названный срок, то парламент может разрешить правительству взимать налоги и производить расходы в соответствии с положениями, действовавшими за предыдущий финансовый год.

Парламент не участвует в назначении премьер-министра и членов правительства. Президент республики назначает премьер-министра и по предложению последнего – других министров. Премьер-министр может поставить перед Национальным собранием вопрос об ответственности правительства по программе правительства или об одобрении декларации об общей политике.

Формами ответственности правительства перед Национальным собранием являются вотум доверия (недоверия) и резолюция порицания. Последняя может быть внесена, по меньшей мере, десятой частью членов Национального собрания. Если резолюция порицания отклоняется, то ее авторы не могут внести новую резолюцию в течение той же сессии, за исключением случая, когда правительство ставит вопрос о доверии в связи с каким-либо законопроектом

(ст. 49 конституции 1968 г.)

Правительство во Франции несет коллективную ответственность перед Национальным собранием. Правда, последний абзац ст. 49 конституции указывает, что премьер-министр имеет право просить Сенат об одобрении декларации об общей политике; однако ни конституция, ни другое законодательство не указывают последствия такого одобрения или неодобрения.

Еще одной формой контроля за деятельностью правительства являются различные формы вопросов: письменные, устные с дебатами и без дебатов. На письменные вопросы правительство должно ответить в течение 30 дней; в палатах одно заседание в неделю, обычно два часа, отводится на устные вопросы членам правительства.

Парламент ратифицирует международные договоры. Мирные договоры, торговые договоры, договоры или соглашения, относящиеся к международной организации, договоры, налагающие обязательства на государственные финансы, договоры, изменяющие положения законодательного характера, относящиеся к положению личности, договоры об уступке, обмене или присоединении территории могут быть ратифицированы или одобрены только на основании закона. В течение года в Сенате в среднем задается около 55, а в Национальном собрании – около 400 вопросов, касающихся международной политики; также проводятся дебаты, посвященные этим же вопросам. В каждой палате действует постоянная комиссия по иностранным делам.

Французское законодательство знает различные виды чрезвычайного положения; парламент должен продлевать осадное положение, объявляемое правительством. Наиболее важной формой чрезвычайного положения является таковое, вводимое президентом республики в случаях, когда институты республики, независимость нации, целостность ее территории или выполнение ее международных обязательств оказываются под серьезной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование конституционных государственных органов прекращено. Президент в таких случаях должен проводить консультации до введения названного положения с премьер-министром, председателями парламентских палат и Конституционного совета. В этих случаях парламент собирается в силу закона. Национальное собрание не может быть распущено в период осуществления чрезвычайных полномочий.

Контроль за конституционностью законов осуществляет Конституционный совет. После принятия парламентом закона и до его промульгации президентом республики последний, а также премьер-министр, председатели парламентских палат, 60 сенаторов или 60 депутатов могут запросить Конституционный совет о соответствии принятого акта основному закону страны.

В обязательном порядке Конституционный совет осуществляет проверку принятых парламентом органических законов и регламентов палат.

Сенат не может быть распущен. Национальное собрание может быть распущено президентом республики после проведения им консультаций с премьер-министром и председателями обеих палат парламента. Роспуск Собрания не может быть произведен в течение года после его избрания, а также во время действия чрезвычайного положения, объявленного президентом республики на основании ст. 16 конституции.

Президент республики может быть привлечен к ответственности за государственную измену. Ему предъявляется обвинение обеими палатами парламента, выносящими идентичные решения публичным голосованием и абсолютным большинством членов своего состава. Члены правительства также могут быть привлечены парламентом за деяния, совершенные ими при исполнении своих функций и квалифицируемые во время совершения как преступления или деликты. Рассмотрение дел президента республики и министров осуществляет Высокая палата правосудия, формируемая палатами. В состав Палаты входят 24 члена и 12 заместителей (Собрание избирает 12 судей и 6 заместителей и Сенат избирает такое же число). Председатели палат назначают по три члена Конституционного суда.

Французский парламент принимает план экономического и социального развития страны.