Парламент в правовом государстве

В теории государства и права справедливо на первое место ставятся вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли. Эти вопросы относятся к числу основополагающих и остродискуссионных в государствоведении. Тут есть три причины. Во-первых, прямо и непосредственно затрагиваются интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никто и ничто не может конкурировать с государством в многообразии задач и функций, во влиянии на общество. В-третьих, государство – само по себе сложное и противоречивое явление.

Правовое государство – государство, в котором обеспечивается приоритет права в общественных и государственных делах.

Для России путь к правовому государству не был и никогда не будет простым и быстрым. Причин тому много.

1. Идея правового государства связывает право с государством. Раскрыть подлинный смысл этой связи можно только через человека, он создает правовые и государственные учреждения, формирует гражданское общество.

2. Учение о правовом государстве имеет свои корни и предпосылки. Каждая новая идея опирается на предшествующие, новый шаг подготовлен временем и людьми.

3. Развитие любой идеи - процесс сложный и противоречивый, не знающий географических, национальных и классовых границ. Он непрерывен и необратим.

4. В эволюции идеи правового государства на каждом из этапов развития гражданского общества отражается соответствующий уровень культуры и реальная правовая действительность.

5. Идея правовой государственности прокладывает путь в многочисленных конфликтах, войнах и революциях. Все большее число людей осознают роль права, его неразрывную связь с человеком, значение правовой публичной власти. Для России правовое государство – антипод государственного волюнтаризма.

Структура и деятельность Федерального Собрания направлена к утверждению столпа правового государства – приоритета права в общественных и государственных делах. Это означает: а) рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона; б) соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой; в) необходимость идеологически-правового обоснования любых решений государственных и общественных органов; г) наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных и процессуальных гарантий и т.д.).

Введение в России института Уполномоченного по правам человека и избрание на этот пост кандидатуры, выдвигаемой и назначаемой Государственной Думой, свидетельствует о проведении в жизнь именно Федеральным Собранием принципа правовой защищенности человека и гражданина. Это означает утверждение:

1) равенства сторон и взаимной ответственности государства и гражданина;

2) особого типа правового регулирования и форма правоотношений;

3) стабильного правового статуса гражданина и системы юридических гарантий его осуществления.

Федеральное Собрание, реализуя принцип ответственности Правительства, других органов исполнительной власти, органов судебной власти, неукоснительно проводит в жизнь правовое разграничение деятельности различных ветвей государственной власти.

Законодательная власть (верховная), избранная всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть (производная от законодательной) занимается реализацией законов и оперативно-хозяйственной деятельностью. Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных.

Таким образом, традиционная концепция разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную применительно к современным государствам должна пониматься не как дележ власти, а как создание системы сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций.