Основы законотворчества

По процедуре законотворчество содержательно и структурно довольно сложный процесс. Законотворчество – комплекс действий законодательных органов, аппаратных структур, депутатов и государственных служащих по разработке, рассмотрению, принятию и введению в действие законов.

Законотворчество включает несколько стадий:

Стадия 1. Поступление законопроекта, внесенного субъектом права законодательной инициативы, в Государственную Думу.

Стадия 2. Первичное рассмотрение законопроекта, вносимого в порядке законодательной инициативы, в депутатских объединениях и профильных комитетах.

Стадия 3. Рассмотрение законопроекта в первом чтении, которое, как правило, ограничивается рассмотрением концепции, определением актуальности и практической значимости законопроекта.

Стадия 4. Рассмотрение законопроекта во втором чтении, внесение в него поправок по существу.

Стадия 5. Рассмотрение законопроекта в третьем чтении – снятие внутренних противоречий, редакционная правка и принятие проекта в форме федерального закона.

Стадия 6. Прохождение закона в Совете Федерации.

Стадия 7. Утверждение закона Президентом Российской Федерации, его подписание и публикация.

На всех стадиях законопроекты сопровождают ответственные работники и должностные лица. Их пишут и регистрируют. Им дают правовую оценку. Проводят лингвистическую экспертизу. Обсуждают на парламентских слушаниях и за «круглыми столами» с учеными и будущими исполнителями. Обеспечивают работу согласительных комиссий. Осуществляют аналитическое сопровождение. Пресс-службы прокладывают дорогу в массы.

Законотворчество не только сложный, но и организационно дробный процесс. Он дорогостоящ. Законопроект средней по объему сложности стоит от 5 до 15 миллионов рублей. Разумеется, прикидочно. Точно никто не скажет. Попытки внедрить плановое начало пока не дали результатов. Ни одна программа законопроектной деятельности не была выполнена. Законотворчество – это не формально-бюрократический, а творческий и во многом непредсказуемый процесс. В нем сошлись концы и начала политико-государственных, экономических, социальных и иных интересов общества.

Наконец, законотворчество – это противоречивый процесс приведения к единому знаменателю различных социальных позиций, интересов и мнений. Он требует профессионализма законодателей-депутатов и аппарата специалистов. Они должны быть гибкими, но не гнущимися дипломатами, способными отстоять свое мнение, пойти на разумный компромисс при согласовании различных интересов.

Российский парламент овладел технологиями процедур законотворческой деятельности. Сложившийся механизм законодательного процесса позволяет работать достаточно слаженно.

Но в реальной практике трудностей и непредвиденных обстоятельств немало. К ним относятся: отсутствие стратегии законодательной деятельности; неравномерность и несогласованность законодательной инициативы различных субъектов права; внесение на рассмотрение значительно большего количества законопроектов, чем могут своевременно и качественно рассмотреть парламентарии; низкое качество проработки документов на уровне субъектов права; наличие в законопроектах декларативного, неконкретного и противоречиво-оценочного материала; срыв сроков представления поправок к законопроектам субъектами права законодательной инициативы; разный уровень требовательности к законопроектами со стороны комитетов и комиссий.

Все это снижает качество и оперативность законотворчества, ведет к растрате сил и времени, необходимых для проработки законов на всех этапах. Тем более что структура парламента имеет свой собственный характер, стиль работы и место в законодательном процессе. Скажем, наличие депутатских фракций и групп имеет для общества принципиальное значение. Люди получают реальную возможность оценить позицию депутатов, как они защищают интересы избирателей, способны ли реализовывать полученные наказы.

Идеологические и политические предпочтения фракций определяют содержание законодательного процесса как механизма перевода программных положений в конкретные законодательные акты. Это реакция парламентариев на запросы и потребности депутатской среды, на соперничество разного рода политических сил, противоборствующих групп и лоббистских структур. Результаты такой борьбы получают концентрированное выражение в программных установках, стратегии и тактике деятельности депутатских объединений.

Парламентские страсти особенно не мешают ходу законотворчества процесса. Колебания баланса политических сил заметно сокращаются за счет временных соглашений и компромиссов благодаря прагматичности большинства депутатов, в том числе по таким острым вопросам, как борьба с терроризмом и коррупцией, использование земных недр, социальное страхование и жилищная политика, медицина и другие проблемы. В конечном итоге объединяющим результатом деятельности депутатских фракций и групп стало формирование политического пространства законотворческой деятельности.