Основные принципы парламентаризма

Для системы российского типа парламентаризма важнейшим и первостепенным является не принцип разделения властей, как для системы парламентаризма западного типа, а принцип преемственности. Почему? Обратимся к истории парламентских отношений.

27 апреля 1906 года в пять часов вечера в Санкт-Петербурге в Таврическом дворце собрались свыше 500 представителей, избранных по всем городам и всей необъятной Российской Империи. Собрание по поручению императора Николая II открыл статс-секретарь, действительный статский советник Фриш. Он торжество зачитал текст «Обещания...», то есть присяги: «работать по мере сил и разумения» и «хранить верность Государю Императору». Так начал свою работу российский парламент, вошедший в историю под названием Государственной Думы. С этого момента ведет свое летоисчисление современный российский парламентаризм.

Именно – современный, то есть согласно западноевропейским представлениям о парламенте как высшем законодательном и представительном органе государственной власти. Мы специально подчеркиваем это обстоятельство, потому что, вопреки бытующему как на Западе, так и в кругах «западников» нашей страны мнению, парламентская деятельность и уж тем более народное представительство во власти через избранных населением посланцев насчитывает на Руси не одно столетие, а может быть, и тысячелетие. Достаточно вспомнить собрания дружинников в Киевской Руси, новгородские и псковские народные вече, Земские соборы. Все они, как и многие другие аналогичные, но с поправкой на национальные и местные особенности, органы народного волеизъявления, представляли собой естественные прототипы современного парламентаризма.

Не имеют под собой достаточно разумных оснований и попытки некоторых политизированных специалистов представить дело так, что с прекращением работы весной

1917 года IV Государственной Думы и с разгоном в январе 1918 года большевиками Учредительного собрания в нашей стране наступил «перерыв» в реализации парламентской деятельности, и только возрождённая в декабре 1993 года – январе 1994 года Государственная Дума первого созыва, которую некоторые называют также V Государственной Думой, прервала семидесятилетний «антракт» и восстановила российский парламентаризм. Ничего подобного.

Советы, по имени которых после октября 1917 года была названа наша страна – Союз Советских Социалистических Республик, прекративший свое существование в декабре

1991 года, – получавшие на разных исторических этапах разные названия, также являются полноправными и полноценными, кстати, всецело признанными мировой парламентской практикой, представительными законодательными органами власти. Опыт деятельности Советов всех уровней, сыгравших огромную роль в строительстве и укреплении государственности и правопорядка на территории бывшего СССР, не только нельзя отвергать из-за сиюминутной политической конъюнктуры. Наоборот, наряду с историей I-IV Государственных Дум начала

ХХ века, Земских соборов ХVI–XVII веков, земского движения середины – конца XIX века изучать самым тщательным и добросовестным образом. От такого изучения, а может быть, и использования высших достижений советской модели парламентаризма не будет никакого вреда, но опять-таки, наоборот, только польза.

Соблюдение принципа преемственности и бережного отношения к историческим реалиям российского парламентаризма и народного представительства как раз и составляет основу авторской позиции, тот, хочется надеяться, фундаментальный подход, которым издавна руководствуются отечественные государствоведение и политико-правовая мысль. Этот принцип, этот подход не чужд и зарубежной теории и практике парламентаризма.

Термин «парламент» происходит от английского «parliament», который обязан своим рождением французскому глаголу «parler» – «говорить». Впрочем, в дореволюционной Франции парламентом назывался провинциальный суд, и лишь впоследствии этот термин стал эквивалентом английского.

Считается, что родиной парламента является Англия, где с XIII века власть короля ограничило собрание крупнейших феодалов (лордов, то есть господ), высшего духовенства (прелатов) и представителей городов и графств (сельских территориальных единиц). Подобные сословные и сословно-представительные учреждения возникли затем в Польше, Венгрии, Франции, Испании и других странах. Впоследствии они развились в представительные учреждения современного типа или были заменены ими.

То есть, как видим, и для западного типа парламентаризма принцип преемственности отнюдь не пустой звук. Он также имеет существенное значение для становления и особенно для развития парламентаризма, в мировой практике.

Другой основополагающий принцип парламентской деятельности, без которого она невозможна по определению, – это принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви. В теории государства и права общепринятым считается обозначать терминами «соединение» и «разделение» властей принципы организации и механизм реализации государственной власти.

Очевидно, что по своей сути государственная власть едина, всякое ее дробление на составные части чревато развалом всей властной системы. Как это произошло с распадом СССР. Вынули

из-под КПСС статью 6 Конституции СССР, сделали ее только политической партией, а властной структурой – нет, и государство рухнуло. Так же произошло и с Российской империей, когда ее лишили принципа самодержавной власти.

Принцип разделения властей – это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.

Принцип разделения властей проводится в жизнь во всех демократических странах. Его эффективность очевидна. Во-первых, реализация этого принципа ведет к разделению труда между органами государства, отсюда результативность их деятельности. Каждый орган специализируется на «своей» работе. Создаются условия роста профессионализма госслужащих. Во-вторых, решается сложнейшая проблема-создание непрерывно действующего конституционного взаимоконтроля высших органов государства. Это предупреждает сосредоточение власти в руках одного из органов и установление диктатуры. В-третьих, умелое использование принципа разделения властей взаимоусиливает высшие органы государства и повышает их авторитет в обществе.

Принцип разделения властей – равноправная организация власти в демократическом государстве, при которой взаимодействуют, взаимодополняют друг друга три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная.

Третий основополагающий принцип парламентаризма – это ответственность Правительства перед парламентом. В данном случае здесь вопрос нужно ставить шире – ответственность исполнительной власти в лице не только Правительства, но и Правительства перед парламентом, а также высшей судебной власти. Эта ответственность закреплена в статьях 102 и 103 Конституции Российской Федерации. Здесь мы пока ограничимся простым обозначением признаков этого принципа, а далее в лекции рассмотрим их подробнее уже через призму роли парламента как участника механизма сдержек и противовесов во властных отношениях.

Парламентский принцип ответственности реализуется через исключительные полномочия Совета Федерации, которые определены в ст. 102 Конституции. К ведению Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ меду субъектами Федерации; утверждение указов Президента о введении военного и чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории России; назначение выборов Президента; отрешение его от должности; назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов; назначение на должность Генерального прокурора, а также заместителя председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. Эти полномочия находятся в исключительном ведении Совета Федерации. Счетная палата образуется для осуществления контроля за исполнением Федерального бюджета из числа депутатов Совета Федерации и Государственной Думы.

И вторая часть реализуется через исключительные полномочия Государственной Думы. Они определены в ст. 103 Конституции России: согласие Президента на назначение Правительства; решение вопроса о доверии Правительству; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка, Председателя Счетной палаты и половины состава аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента для отрешения его от должности.

Четвертый основополагающий принцип – наличие политически ответственных парламентских партий – закреплен и подробно прописан в Федеральном законе

«О политических партиях» (2001 г.).