Методология парламентаризма

Парламентаризм – многогранное явление. Оно включает в себя различные элементы государственной, общественной, политической, партийной и иных сфер жизнедеятельности общества и его конкретных граждан.

В широком смысле слова парламентаризм означает систему государственных органов и отношений, прав и обязанностей граждан, деятельность политических партий, общественных движений и организаций, организацию избирательной системы, наконец, законотворческую деятельность. Основными функциями парламентаризма в широком смысле слова являются представительная функция, отражающая интересы граждан, которые и являются избирателями парламента, и законодательная функция, то есть принятие законов.

В узком смысле слова парламентаризм означает организацию и деятельность собственно парламента как высшего представительного и законодательного органа власти страны.

Обобщая различные определения парламентаризма, известные политико-правовой мысли можно сформулировать следующий вывод. Парламентаризм – это особая система государственной власти, структурно и функционально основанная на принципах разделения властей, верховенстве закона при ведущей роли парламента в целях утверждения и развития отношений социальной справедливости и правопорядка.

Подобное понимание парламентаризма вытекает из французской Декларации прав человека и гражданина (1789 г.). В ст. 16 Декларации записано: «Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции». Впоследствии нарастающее влияние идей и принципов парламентаризма стало преобладающей тенденцией мирового государственного строительства. Парламентаризм постепенно становится средоточием приоритетных ценностей представительной демократии, способом ее организации, инструментом функционирования.

Попытки расширительного толкования понятия «парламентаризм» путем наложения его на политическую систему в целом или, напротив, сужения до понятия государственного режима ведут к утрате парламентаризмом своей специфики как особого способа организации государственной власти, не говоря уже о размывании и тем более о каком-то столкновении самих понятий политической системы, политического режима и государственного строя.

Парламентаризм – «материя» чуткая, хрупкая, даже реактивная. В ней проявляются особенности исторического момента, общественного и государственного бытия конкретной страны или группы стран, а также национальных традиций, правовой культуры и политической воли народа. Практикой отработаны, а наукой систематизирована примерная схема таких моделей парламентаризма, как: 1) парламентаризм развитой и открытый в зависимости от фактической полноты и силы действующих в нем нормативов; 2) парламентаризм рационализированный или номенклатурный в зависимости от конституированного порядка взаимоотношений между парламентом и другими высшими органами государственной власти. В моделях парламентаризма первого ряда отражены особенности политического режима - демократического или либерального, характерного для конкретной страны. В моделях парламентаризма второго типа – особенности формы государства (республика, конституционная монархия), государственного устройства и правления.

Чистых моделей, обособленных от всех прочих, государственная практика не знает. В каждой модели с ее собственными типовыми признаками наличествуют признаки и других моделей.

Но какую бы модель парламентаризма мы ни взяли, для каждой остаются атрибуты классически-родовой, исходной модели. Умаление, искажение хотя бы одного из них ведет к деформации парламентаризма, а упразднение, тем более насильственное, – к его уничтожению.

Последовательное развитие демократических основ государственного строя означает такое движение к парламентаризму, при котором все его составляющие – разделение властей, верховенство закона, парламент с его правотворческими и контрольными функциями, – могут работать согласованно. Чем полнее и совершеннее парламентаризм, тем шире и эффективнее его влияние на политико-идеологическое многообразие, обеспечение прав и свобод человека как приоритетной социальной цели развития общества.