Конституция Российской Федерации о парламенте и парламентаризме

Традиция конституционных дефиниций органов власти берет свое начало с советских конституций. В них дефиниции выполняли роль идеологической нагрузки. В большинстве зарубежных стран такого рода дефиниции обычно отсутствуют. Плохая эта традиция или хорошая, не будем педалировать. Она имела не только идеологическую составляющую, но и очень хорошую научную, юридическую оценку. Эти дефиниции вносили ясность в вопрос о том, что конкретно понималось под содержанием деятельности органов государственной власти. Если в других странах такая традиция отсутствует, это их дело. Это вовсе не значит, что там таких дефиниций властных структур нет. Они даются в других законах, в решениях судов, в определениях юристов.

Парламенту – Федеральному Собранию – в Конституции Российской Федерации посвящена глава 5 «Федеральное Собрание». В этой главе 15 статей, со статьи 94 по 109. Остановимся на одной из них, отвечающей содержанию темы нашего курса, это статья 94.

Она гласит: «Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации».

Дефиниция или определение Федерального Собрания характеризует сущность, юридическую природу и функции российского парламента. Рассмотрим эти функции. Из этого определения следует, что: 1) этот орган выступает в качестве коллективного выразителя интересов и воли многонационального народа России, носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации; 2) в системе разделения властей на федеральном уровне парламент в России, как и в других государствах, олицетворяет законодательную ветвь власти; 3) его функции не ограничиваются законодательной деятельностью, а охватывают верховное распоряжение государственной казной и контроль за исполнительной властью посредством форм и способов, определенных Конституцией и соответствующими федеральными законами.

Такое триединое толкование представительства Федерального Собрания – парламента Российской Федерации – означает, что парламент в правовых отношениях и прежде всего в отношениях власти представляет народ России. Это означает, что Федеральное Собрание – выборный орган. Отсюда не следует, что члены Федерального Собрания в своей совокупности должны быть избраны большинством народа. Такое избрание желательно, но на практике далеко не всегда осуществимо. Это зависит от избирательной системы и порядка формирования Федерального Собрания, которые устанавливаются федеральными законами. Это зависит и от активности избирателей, от их участия в выборах. Если парламент избран в соответствии с Конституцией, с изданными на ее основе законами, он легитимен, независимо от того, какая доля от общего числа избирателей поддержала кандидатов, избранных членами Федерального Собрания.

В Конституции Федеральное Собрание определяется как законодательный орган. Это означает: 1) на Федеральное Собрание возложена функция издания нормативных актов высокой юридической силы. Выше – юридическая сила Конституции и международных договоров;

2) Федеральное Собрание – единственный орган федеральной законодательной власти. Принимаемые им законы не могут отменяться или изменяться никакими другими государственными органами. В случае противоречия законов Конституции такие законы по решению Конституционного Суда теряют юридическую силу. Акты любых других органов власти не должны противоречить федеральным законам.

Опираясь на эти конституционные дефиниции, обществоведы идут дальше в определении как парламента, так и парламентаризма как системы. Парламент – это:

1) особый социальный институт реализации законодательно-представительных полномочий государства; его главная задача состоит в конструировании единого, рационально управляемого правового пространства. Он: а) создается обществом, б) служит интересам общества, в) находится под его контролем, г) призван противостоять тоталитаристским и авторитарным тенденциям,

д) направлять усилия аппарата управления на удовлетворение интересов людей;

2) особый вид социально-политической практики. Парламентская деятельность – это разновидность труда в системе органов государственной власти. Она заключается в осуществлении государственных функций по созданию политических, правовых, духовно- нравственных условий реализации интересов, законных прав и свобод граждан, их безопасности и достойной жизни;

3) особый вид социально значимой правовой деятельности. Ее осуществляет слой избранных народом или назначенных по особой процедуре должностных лиц, с корпоративными интересами и запросами, своим образом жизни и менталитетом;

4) особый срез политических отношений. Он складывается в процессе осуществления функций обеспечения связей государства и общества;

5) специальная система правовых, организационных и процессуальных институтов. Она определяет порядок формирования палат парламента, их место в системе реализации целей и задач государства.

Парламентская деятельность представляет собой социально-политический и правовой институты. Они обеспечивают связь и сбалансированность по цепочке: «гражданское общество – гражданин – государство» и по линии: «государство – гражданин – гражданское общество». Оптимизация парламентаризма как системы с позиций правового, кадрового и нравственного упрочения, повышения профессионализма и демократического обновления корпуса становится одним из магистральных направлений развития российской государственности.

Система парламентаризма не ограничивается рамками правового регулирования функций, полномочий, прав, обязанностей и ответственности парламентариев на уровне отдельной личности, она предназначена к исполнению функций и полномочий государства, от имени и по поручению различных социальных групп общества.