Земские соборы как институт народного представительства

Демократическую тенденцию в развитии российской государственности в московский период Российского государства олицетворяла деятельность Земских соборов.

Земский собор – высший сословно-представительный орган в России в середине

XVI-XVII вв., который рассматривал важнейшие государственные вопросы.

Земские соборы имели то же властное назначение, что и Боярская дума. Главное их отличие заключалось в том, что они действовали временно, а не постоянно, как Дума.

Появление Земских соборов относится к середине XVI века. В конце 40-х – начале 50-х годов XVI века в Москве состоялись четыре расширенных совещания Боярской думы и Освященного собора с участием других общественных слоев. Известны довольно подробные сведения о Земском соборе, собранном во время Ливонской войны в 1566 году. Сохранившаяся приговорная грамота Собора дает возможность подсчитать его состав. Собор состоял из Боярской думы

(30 человек), духовенства (32 человека), дьяков и приказных (33 человека), дворян (20 человек) и торговых людей (75 человек).

Крайне скудны сведения о Соборах 70-80-х годов XVI века.

После смерти царя Федора Ивановича в начале 1598 года был собран Земский собор, на котором присутствовали 417 человек. Ввиду прекращения старой династии Рюриковичей по предложению патриарха собравшиеся "обрали ... на царство" Бориса Годунова.

В начале XVII века, в годы польско-шведской интервенции и народных волнений, Земские соборы носили характер узких по составу, наспех собранных заседаний.

Собор, собравшийся в январе 1613 года после изгнания польских интервентов из Москвы, был наиболее многочисленным из всех Земских соборов (700-800 человек) и наиболее представительным. На Соборе развернулась борьба различных группировок, предлагавших на престол кандидатуры В.В. Голицына, Д.Г. Трубецкого, Д.М. Пожарского и других. Победила группировка, поддержавшая кандидатуру Михаила Романова, связанного родственными узами с династией Рюриковичей. 7 февраля 1613 года большинство Собора высказалось за Михаила Романова, ставшего основателем новой царской династии.

Земские соборы – типично русский государственный институт, который лишь внешне похож на феодальные сословно-представительные органы западноевропейского типа. Такие институты, как английский парламент XIII века или французские Генеральные штаты XVII века, возникли в результате борьбы сословий - дворянства, духовенства – с "третьим сословием", а последнего – с королевской властью. Все эти сословия заседали, как правило, раздельно и представляли свои интересы как обособленные "палаты".

Русские Земские соборы строились на иных основах. Собор был призван собрать и выявить общеземские интересы и поэтому не обособливал, а объединял все ветви власти – и царя, и Боярскую думу, и Собор духовенства, а также гласных от территорий и различных социальных слоев. Кроме боярства и духовенства на Соборе были представлены выборные от стольников, стряпчих, дьяков, стрельцов, дворян московских, дворян, купцов-гостей и иных торговых людей, жителей посадов, а также черносошных (государственных) крестьян. В работе Собора участвовали выборные от всех территориальных элементов государства. На Соборах были представлены и социальные слои, и территории государства.

Право созыва Земских соборов принадлежало царю или той власти, которая заменяла его в период междуцарствия – патриарху и Боярской думе (Соборы 1598, 1645 годов). Впрочем, инициатива созыва могла принадлежать и Боярской думе, и предшествующему Собору (Соборы 1620, 1648 годов).

Сроки созыва не были определены. До и после царствования Михаила Федоровича Соборы созывались для решения важных вопросов. При Михаиле Федоровиче Соборы заседали постоянно, время от времени обновляясь новыми выборами.

Способ созыва был таков: на имя воевод направлялись грамоты, в которых указывалось число вызываемых, срок прибытия в Москву и иногда – цель созыва. Грамота должна была быть прочитана в главной местной церкви в присутствии избирателей.

Избирательными округами были тогдашние уезды, весьма различные по территории и численности. Они делились на большие и малые. От больших требовалось большее количество выборных.

Избирателями были главы семейств, домохозяева.

Для избираемых не требовалось имущественного ценза. Иногда прямо предписывалось выбирать "лучших, средних и молодых людей", а эти разряды различались по имущественной состоятельности. Нравственный ценз обозначался в призывных грамотах терминами "крепких, разумных" людей, которым "государевы и земские дела за обычай".

Число выборных чаще всего определялось в призывных грамотах. Но иногда правительство требовало "сколько пригоже", то есть чем больше, тем лучше. Высшие служилые чины (стольники, жильцы и т.д.) сначала участвовали в соборах почти поголовно (Собор 1598 года), но потом и от них требовалось выслать по два человека от различных социальных групп (Собор

1648 года). По столько же посылали городовые дворяне каждого уезда – от духовенства по одному или по два; от купцов и привилегированных слоев – от двух до пяти; от посадских людей – по одному (кроме Собора 1619 года, когда велено было выслать по два от посада), от больших посадов всегда требовали по два человека.

Способ выбора. Хотя правительство требовало, чтобы в выборах участвовало все население, на деле воеводы, обязанные выслать определенное число, иногда распоряжались сами. Избрание производилось дворянами в съезжей избе, тяглыми – в земской. Избиратели составляли письменный акт избрания, давали избранным инструкции – наказы и снабжали их содержанием. Впрочем, дворяне получали жалованье и от казны. Выборные должны были явиться в Москву в особую комиссию из думных дворян и дьяков для проверки их полномочий.

Заседания Собора состояли из следующих частей:

1) акта открытия Собора после торжественного богослужения и первого общего собрания во дворце, где прочитывалась речь самим царем или от его имени думным дьяком. Сюда собирались не все депутаты, а избранные из их среды. В речи излагались поводы созыва Собора, ставились вопросы для обсуждения, иногда содержался отчет правительства о работе по реализации решений предыдущих Соборов;

2) вторая часть соборных заседаний состояла из обсуждения предложенных вопросов, для чего Собор делился на составные части, чаще всего по разрядам служилых и тяглых людей. Иногда Собор делился на две палаты: Боярскую думу и собрание представителей (Соборы

1648-1649 годов), иногда – на две палаты по двум основным разрядам: служилому и тяглому (Собор 1682 года);

3) обсуждение вопроса и выработка общей позиции проходила на втором общем собрании.

Продолжительность соборных сессий не была постоянной, потому что ряд Соборов собирались по одному определенному вопросу (1596, 1598, 1642, 1645, 1650, 1651, 1653,

1682 годы), другие – для постоянного обсуждения текущих вопросов законодательства и политики (1613, 1616, 1620, 1632 годы). В среднем Соборы заседали около трех лет каждый

(см.: Владимирский-Буданов М.Ф. Указ соч. С. 188-198).

Компетенция Собора также имела специфические черты. Этот орган не был ни совещательным, ни однозначно законодательным. Он был представительным, выражавшим общее мнение "земли" по наиболее важным вопросам: выборам нового царя, внешней политики, финансам, введению новых налогов, законотворчеству. Смысл деятельности этого органа состоял не в захвате власти каким-либо сословием или ограничении прерогатив монархии, а в выявлении и согласовании общенародной воли. Статус Собора как выразителя мнения "земли" подчеркивало и его право петиций к царю, которые рассматривались как требования всей России.

В целом следует отметить, что бессословность социальной организации России до XVII века и деятельность Земских соборов глубоко повлияли на природу российской государственности, создав традицию соборности как в практике государственных учреждений, так и в правовых, личностных отношениях, избежавших крайностей западного индивидуализма.