Вече

Вече как орган государственной власти – это собрание полноправных граждан старшего города русских земель. Летописец XII века пишет, что население старших областных городов "изначала" сходилось на вече, "яко на думу", и принимало решения, которым потом подчинялись младшие города или пригороды.

Вече – народное собрание на Руси в Х-XIV вв. Решало вопросы войны и мира. Призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договоры с другими землями.

М.Ф. Владимирский-Буданов выделяет в развитии вече три основных этапа.

На первом этапе – это народное собрание, орган первобытной демократии (племенная сходка) в эпоху догосударственного, или племенного, быта. В такой форме вече было известно всем славянским племенам и племенам Западной Европы.

Второй этап в развитии народных собраний относится к периоду образования государств.

У славян это IX-X века, С этого момента в Центральной и Западной Европе важное место в политической жизни занимает феодальная аристократия. Народные же собрания в феодально-аристократической Европе XI-XII веков или прекращаются вовсе, или не выполняют никакой политической функции. В русских землях в это время демократический элемент в государственном управлении играет очень важную, зачастую решающую, роль в жизни всех русских земель от Киева до Новгорода и до Ростова и Суздаля. Только на западной окраине русского мира, в Галиции, аристократический элемент (боярство) весьма влиятелен. При этом, однако, происходит переход от племенного собрания к городскому, и активная позиция на вече сохраняется только за старейшинами и боярами. Простые граждане присутствуют, одобряют и исполняют решения вече.

Третий этап вечевых собраний (XI-XIII века) – это период полного выделения этой формы власти в самостоятельную и всемерного развития ее прав (см.: Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права, Ростов-на-Дону, 1995. С. 74-77).

После смерти великого князя Ярослава мудрого (в 1054 году), когда в Киевской Руси появилась тенденция к разделению на несколько княжеств, вече главных волостных городов нередко выступало в качестве носителя верховной власти в государстве. Когда князь был достаточно сильным и популярным (как Владимир Мономах), вече бездействовало и предоставляло князю ведение правительственных дел. Только в Новгороде и во Пскове вече сделалось постоянно действующим органом государственного управления, в остальных же областях оно обычно не вмешивалось в правительственную деятельность князя. Лишь чрезвычайные случаи, такие как перемена на княжеском престоле или решение вопросов о войне и мире, вызывали властное вмешательство вече, и голос народного собрания в этих делах был решающим.

Власть вече, его состав и компетенция определялись не юридическими нормами, а обычаями.

Состав вече. Вече было открытым собранием, всенародной сходкой граждан старшего города, и все свободные могли принимать в нем участие. Требовалось только, чтобы участвующие не состояли под отеческой властью (отцы на вече решали за детей) или в какой-либо частной зависимости. В нем участвовали также бояре, духовные лица и князь, если вече собиралось не для борьбы с князем. Жители малых городов или пригородов имели право присутствовать на вече, но редко получали такую возможность. Решение вечевого собрания старшего города считалось обязательным для жителей пригородов и для всей волости.

Таким образом, вече есть общеземская власть, необходимая для решения земских дел общей волей князя, бояр и народа.

Собирал вече обычно князь. Происходило это через глашатаев и через колокольный звон.

При принятии решений требовалось единогласие. В действительности оно означало "Соглашение такого подавляющего большинства, которое заставляло молчать разномыслящих

(см.: Сергеевич В.И. Лекции по истории русского права. – СПб., 1889-1890. С. 130).

Права вече. Никакой закон не определял и не ограничивал компетенции вече. Вече могло обсуждать и решать любой вопрос, его интересовавший. Народ свободно, когда хотел, и в той форме, которая ему казалась наиболее удобной, выражал свою волю. Иногда даже народное ополчение, находясь в походе, устраивало вечевое собрание и решало вопрос о продолжении похода или о предстоящих военных действиях.

Самым главным и обыкновенным предметом компетенции вечевых собраний было призвание, принятие или изгнание князей, не угодных народу. "Князь в мирное время всегда вступал на стол с согласия народа, которое выражалось в крестном целовании и в торжественном посажении его народом на стол.

Обыкновенно обе стороны ограничивались обоюдным крестным целованием, которым обещали соблюдать верность друг другу, "любити и добра хотети". Но иногда обе стороны выдвигали при этом какие-либо дополнительные условия ("ряд", то есть договор).

Вторым чрезвычайно важным кругом вопросов, подлежавших решению вече, были вопросы о войне и мире вообще, а также о продолжении или прекращении военных действий. Иногда народ сам принимал на себя инициативу объявления войны, иногда, наоборот, отказывался от участия в войне, которую начинал или затевал князь; иногда требовал более энергичных военных действий или их прекращения. Для войны собственными средствами, с помощью своей дружины и охотников из народа, князь не нуждался в согласии вече, но для войны средствами волости, когда требовался созыв народного ополчения, нужно было его согласие. "Только войны против половцев организуются, по-видимому, иногда без предварительного обсуждения на вече: им население всегда сочувствует" (см.: Пресняков А.Е. Княжье право в Древней Руси. – М., 1993. С. 123).

В сфере судебной власти вече первоначально принадлежало право участия во всяком суде.

По Новгородской судной грамоте, за вече оставлена высшая власть, контролирующая действия специальных судебных органов (статья 29). Вече принадлежит также суд над князем и посадниками.

Падение власти вече связано с ростом несоответствия размеров государства этой форме власти.