Уроки дооктябрьской Государственной Думы

Чему учит опыт деятельности Государственной Думы? Анализ свидетельствует: до сих пор весьма актуальны по крайней мере два урока ее существования.

Урок первый. Парламентаризм в России не был «желанным ребенком» для правящих кругов. Его становление и развитие происходило в острой борьбе с авторитаризмом, самодержавием, самоуправством чиновничества исполнительной власти.

Урок второй. В ходе становления российского парламентаризма был накоплен опыт законотворчества, работы и борьбы с авторитарными тенденциями, который не следует забывать сегодня.

Несмотря на ограниченность прав, Дума утверждала государственный бюджет, существенно влияя на весь механизм самодержавной власти Дома Романовых.

Она уделяла огромное внимание обездоленным, занималась разработкой мер социальной защиты малоимущих, других слоев населения. Ею, в частности, разработано и принято одно из самых передовых в Европе фабрично-заводское законодательство.

Предметом постоянной заботы Думы было народное просвещение. Она довольно задиристо ратовала перед правительством за выделение средств на строительство школ, больниц, домов призрения, уделяла внимание делам религиозных конфессий, развитию культурно-национальных автономий, защите инородцев от центральных и местных чиновников.

Наконец, существенное место в работе Думы занимали внешнеполитические проблемы. Думцы постоянно бомбардировали российский МИД, другие инстанции запросами, реляциями, указаниями, формировали общественное мнение.

Крупнейшими заслугами Думы явились безоговорочная поддержка кредитования на модернизацию потерпевшей поражение в войне с Японией Русской армии, восстановление Тихоокеанского флота, строительство по самым передовым технологиям кораблей на Балтике и Черном море. С 1907 по 1912 годы Дума санкционировала увеличение военных расходов на

51 процент.

Есть, конечно, и пассив, причем немалый. Несмотря на все старания трудовиков, постоянно поднимавших в Думе аграрный вопрос, решить его она оказалась бессильна. Слишком велика была помещичья оппозиция этому вопросу. Да и среди депутатов присутствовало немало таких, кто, мягко говоря, не был заинтересован в его решении в пользу малоземельного крестьянства.

Опыт четырех Дум в России необычайно актуален. Он учит парламентариев боевитости, умению отстаивать народные интересы в условиях жесткого давления исполнительной власти, острой борьбе. Он демонстрирует чудеса изобретательности в формах деятельности депутатского корпуса, высокий профессионализм и активность.

Учит он и другому. Широкое использование силовых приемов исполнительной властью по отношению к своему парламенту всегда оборачивается негативом.