Советский опыт народовластия

После Февральской революции в стране стала быстро расти сеть Советов рабочих, солдатских, крестьянских депутатов. В мае 1917 года состоялся I Всероссийский съезд крестьянских депутатов, а в июне – рабочих и солдатских депутатов.

II Всероссийский съезд рабочих и солдатских депутатов, открывшийся 25 октября, провозгласил переход всей власти к Советам (в декабре крестьянские Советы присоединились к рабочим и солдатским). Избранный съездом ВЦИК (Всероссийский Центральный исполнительный комитет) оказался носителем законодательных функций.

III Всероссийский съезд Советов в январе 1918 года принял два акта, имевших конституционное значение: "Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа" и постановление "О федеральных учреждениях Российской Республики". Здесь было официально оформлено образование Российской Советской Федеративной Социалистической Республики – РСФСР.

В июле 1918 года V Всероссийский съезд Советов принял Конституцию РСФСР. В ней устанавливалось, что именно съезд Советов является "высшей властью", компетенция которой никак не ограничивается. Съезды должны были собираться не реже двух раз в год (с 1921 года – один раз в год). В периоды между съездами их функции переходили к ВЦИКу, но и этот последний с осени 1918 года перешел к сессионному порядку работы (а в 1919 году вообще не собирался, так как все его члены были на фронте). Постоянно действующим органом оказался Президиум ВЦИК, состоявший из узкого круга лиц. Председателями ВЦИК являлись

Л.Б. Каменев (несколько дней в 1917 году), Я.М. Свердлов (до марта 1919 года), М.И. Калинин. При ВЦИКе сложился значительный рабочий аппарат, включавший несколько отделов, различные комитеты и комиссии.

Установленная Конституцией избирательная система была многоступенчатой: депутаты всероссийских съездов избирались на губернских и городских съездах. При этом один депутат от городских съездов приходился на 25 тысяч избирателей, а от губернских – на 125 тысяч

(что давало преимущества рабочим). К участию в выборах не допускались семь категорий лиц: эксплуататоры и лица, живущие на нетрудовые доходы, частные торговцы, служители культа, бывшие служащие полиции, члены царствовавшего дома, умалишенные, а также лица, осужденные в судебном порядке. Голосование было открытым. К началу 20-х годов в стране окончательно установилась однопартийная система.

Избирательная система – порядок организации и проведения выборов и определения результатов голосования.

РСФСР оказалась не единственной советской республикой, образовавшейся на территории бывшей Российской империи. В итоге Гражданской войны советская власть победила в провозгласивших независимость Украине, Белоруссии, Грузии, Армении, Азербайджане.

Три последние объединились в Закавказскую федерацию – ЗСФСР. 30 декабря 1922 года состоялось решение об объединении советских республик в единое федеративное государство – СССР. Решение принял I Всесоюзный съезд Советов.

На II Всесоюзном съезде 31 января 1924 года была принята первая Конституция СССР. Установленный в ней государственный аппарат Союза был аналогичен РСФСР. Здесь мы видим всесоюзные съезды Советов, которые созывались один раз в год, а с 1927 года – один раз в два года. ЦИК (двухпалатный), собиравшийся на сессии три раза в год, Президиум ЦИК, в подчинении которого находилось более 100 учреждений. С начала 30-х годов на сессиях ЦИКа установилась специфическая процедура: депутаты утверждали списком без обсуждения постановления, принятые Президиумом.

Именно СССР стал фактическим наследником дореволюционной российской государственности. Что же касается РСФСР, то ее правовой статус в ряде отношений был ниже, чем у других союзных республик, поскольку многие российские вопросы отошли в ведение союзных учреждений.

5 декабря 1936 года VIII Всесоюзный съезд Советов принял новую Конституцию СССР. Она вводила всеобщие, прямые и равные выборы при тайном голосовании. На смену съездам Советов и ЦИКу пришел Верховный Совет СССР. Он также собирался на сессии два раза в год и преимущественно утверждал указы своего Президиума.

21 января 1937 года была принята новая Конституция РСФСР, также заменившая съезды Советов на Верховный Совет республики, депутаты которого избирались на четыре года по норме один депутат от 150 тысяч населения.

В новой Конституции более детально были прописаны структурные, организационные, процедурные и другие вопросы формирования и деятельности Верховного Совета и его руководящих органов. В частности, впервые за годы советской власти депутаты получили право парламентской неприкосновенности. Наряду с Председателем Президиума Верховного Совета был введен пост избираемого съездом Председателя Верховного Совета. Первым Председателем Верховного Совета РСФСР в 1938 году был избран А.А. Жданов.

Очередная попытка конституционной реформы была предпринята в 70-е годы. 7 октября

1977 года принята Декларация Верховного Совета СССР о принятии и объявлении Конституции Союза Советских Социалистических Республик.

Вслед за принятием Конституции СССР 1977 года были приняты новые основные законы союзных и автономных республик. В РСФСР Верховным Советом республики для разработки новой Конституции была создана конституционная комиссия. Подготовленный к февралю

1978 года проект Конституции рассматривался на заседании Президиума Верховного Совета республики, после чего был вынесен на всенародное обсуждение. В апреле 1978 года проект был опубликован в печати на 29 языках наций и народностей РСФСР. В ходе обсуждения внесено около 10 тыс. предложений, замечаний и поправок. Конституция РСФСР была принята ее Верховным Советом 12 апреля 1978 года.

Она сохраняла преемственность идей и принципов предыдущих конституций, однако расширяла пределы конституционного регулирования общественной жизни.

В последующие годы полномочия и статус высшего органа законодательной власти в Российской Федерации неоднократно пересматривались и уточнялись. Заметными вехами на этом пути стали: законы об изменениях и дополнениях Конституции РСФСР от 27 октября 1989 года, от 31 мая, 16 июня и 15 декабря 1990 года, от 24 мая и 1 ноября 1991 года, Закон Российской Федерации от 21 апреля 1992 года. Большинство этих изменений и дополнений были связаны с начавшимися в стране глубокими социально-экономическими и политическими преобразованиями и повышением в них роли представительных институтов.

Самым принципиальным изменением в системе государственной власти этого периода стало введение в 1991 году поста Президента РСФСР и соответствующее перераспределение властных функций между различными ветвями власти. Хотя Съезд народных депутатов как высший орган государственной власти и Верховный Совет, состоящий из двух палат – Совета Республики и Совета Национальностей, как его постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган сохраняли широкие полномочия в области законодательной деятельности, определения внутренней и внешней политики, принятия решений по вопросам государственного устройства и так далее, многие их прежние права, включая подписание и обнародование законодательных актов, формирование Правительства и назначение его Председателя, контроль за их деятельностью, отошли к Президенту РСФСР как высшему должностному лицу и главе исполнительной власти в Российской Федерации.

Подобное перераспределение общественных ролей в условиях отсутствия парламентских традиций, отработанного механизма согласования интересов, а также личные амбиции руководителей с обеих сторон не раз служили причиной острых правовых и политических коллизий во взаимоотношениях законодательной и исполнительной властей, что, в конце концов, привело в октябре 1993 года к их открытому конфликту, завершившемуся разгоном Верховного Совета Российской Федерации.

21 сентября 1993 года Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин издал Указ № 1400

"О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации", которым предписывалось прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов и Верховным Советом Российской Федерации. Этим Указом вводилось в действие Положение о выборах депутатов Государственной Думы. В соответствии с этим Положением предлагалось провести выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.