Правовой статус аппарата Государственной Думы

Организационное устройство и правовой статус Государственной Думы с 1906 по 1917 годы определялись двумя основными документами:

- Указом Николая II от 20 февраля 1906 года "Об учреждения Государственной Думы";

- Наказом Государственной Думы по постановлениям Думы от 26 и 29 мая 1906 года, являвшимися регламентом Думы.

В Думе для организации текущей работы создавался аппарат – канцелярия. Для управления канцелярией на все пять лет из состава Думы избирался секретарь и пять его товарищей. Избрание на каждую должность производилось особо, по специальной процедуре. Члены Думы подавали председателю Думы записки с фамилиями кандидата на должность секретаря, после чего происходило тайное голосование. Если никто из включенных в список кандидатов на эту должность не получал более половины голосов, то подача записок с новыми кандидатами повторялась, и избранным считалось лицо, получившее во вторичной баллотировке наибольшее по сравнению с другими количество голосов.

Выборы пяти товарищей секретаря Государственной Думы производились таким образом: сначала члены Думы подавали записки с кандидатурами пяти товарищей секретаря, а затем проходило тайное голосование. Избранными считались пять лиц, получивших наибольшее количество голосов.

Формирование и функционирование штата рядовых сотрудников канцелярии определялись рядом документов. Среди них наибольшее значение имели Правила о порядке назначения и увольнения служащих в канцелярии Государственной Думы и состоявших при ней лиц, а равно о прохождении ими службы, и некоторые другие документы, определявшие различные особенности чиновничьей службы.

Речь идет в первую очередь о таких документах, как:

1) Устав о службе по определению от правительства от 1896 года;

2) Положение Государственного совета от 1835 года "О выдаче годовых окладов чиновникам и канцелярским служителям, остающимся по случаю сокращения числа их, или упразднения самих мест, за штатом";

3) Положение Комитета министров от 1 февраля 1849 года "О порядке увольнения гражданских чиновников за неспособностью";

4) Положение Комитета министров от 7 ноября 1850 года "О порядке увольнения от службы и определения вновь в оную неблагонадежных чиновников" и другие;

5) Указ Николая I от 20 декабря 1843 года "О награждении гражданских чиновников при увольнении от службы следующими чинами";

6) Указ Николая I от 29 декабря 1851 года "О неопределении никого на вакансии выбывающих чиновников тех ведомств, где уменьшены ныне штаты, пока оставшиеся за штатом не будут все пристроены";

7) Положение Комитета министров от 12 апреля 1851 года "О порядке составления приказов по гражданскому ведомству о чиновниках, увольняемых от службы без просьбы их по суду или без суда".

Все эти документы действовали до ноября 1917 года.

В них обстоятельно регламентировались все аспекты приема на государственную службу, производства в чины и прохождения службы, требования к деловым и нравственным качествам государственных служащих, меры по повышению ответственности за исполнение служебных обязанностей, порядок их увольнения за неспособностью и неблагонадежностью и т.д.

Правовым основанием для роспуска Государственных дум в тот период служила статья 3 царского Указа "Об учреждении Государственной Думы", которая предусматривала, что Дума может быть до истечения пятилетнего срока полномочий ее членов распущена Указом императора. Тем же Указом назначались новые выборы в Думу и время ее созыва. Мотивы роспуска никак не оговаривались и могли быть сформулированы императором произвольно, что на деле и происходило.

В случае роспуска Думы управление канцелярией Думы, то есть ее аппаратом, и заведование состоящими при Государственной Думе должностными лицами впредь до избрания Председателя и Секретаря новым составом Думы возлагались на государственного секретаря, назначаемого правительством. Он, как правило, действовал, опираясь на указанные выше документы.

Действия государственного секретаря в отношении чиновников всех уровней в Государственной Думе осуществлялись по нескольким направлениям.

Во-первых, существенно сокращался штат канцелярии до формирования нового состава Думы и избрания нового секретаря, начинавшего комплектовать канцелярию заново, опираясь на костяк сохранившихся профессионалов.

Во-вторых, сокращение чиновников распущенной Думы происходило в первую очередь за счет увольнения неблагонадежных. Их позволялось сокращать по своему усмотрению и без просьбы их во всякое время года, сообщая о таком распоряжении Инспекторскому Департаменту Гражданского ведомства, но без объяснения причин, бывших поводом к увольнению.

При этом возможности обжаловать увольнение не было. Сенат своим особым определением

30 апреля 1908 года признал государственную службу несовместимой с революционной или оппозиционной деятельностью чиновников.

В-третьих, в отношении остальных уволенных чиновников применялись правила, которые позволяли: получить при увольнении в качестве компенсации годовой оклад; рассчитывать на помощь в трудоустройстве в других правительственных ведомствах; получить следующий чин.

Положение аппарата Государственной Думы в дореволюционной России не отличалось от положения других госчиновников. Оно было жестко регламентировано и приравнено по правовому статусу к положению служащих других ведомств.