Определение рыночной концепции конкурентов

Компания, действующая на рынке, всегда подвергается риску – опасности возникновения непредвиденных угроз и потери ожидаемой прибыли, дохода, имущества или денежных средств в связи со случайным изменением условий экономической деятельности, неблагоприятными обстоятельствами. Одной из важнейших угроз компании является конкуренция – экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы субъектов рыночной системы (конкурентов) в процессе создания, сбыта и потребления материальных и духовных благ.

Конкурент – лицо, группа лиц, фирма, предприятие, соперничающие в достижении идентичных целей, в стремлении обладать теми же ресурсами, благами, занимать положение на рынке.

Исследование конкурентов заключается в получении необходимых данных для обеспечения конкурентного преимущества на рынке, а также в нахождении возможности сотрудничества и кооперации с ними.

В зависимости от степени взаимозаменяемости продуктов можно выделить четыре уровня конкуренции (рис. 2.1).

 

Рис. 2.1. Четыре уровня конкуренции

1. Предметная конкуренция – конкуренция, ведущаяся по различным маркам одного и того же товара, выпускаемого разными фирмами.

Предметная конкуренция имеет место в случае, когда компания рассматривает в качестве своих конкурентов фирмы, предлагающие сходный продукт и услуги тем же целевым покупателям по сходным ценам.

2. Функциональная конкуренция – конкуренция, возникающая, когда товар наряду с товара-ми других фирм удовлетворяет конкретную потребность. Подобные товары называются товарно-родовыми конкурентами.

Отраслевая, или функциональная, конкуренция имеет место, когда компания рассматривает в качестве конкурентов компании, производящие тот же продукт или группу товаров.

3. Формальная конкуренция имеет место, когда компания считает конкурентами всех, кто производит продукцию, призванную предоставить одни и те же услуги.

4. Общая конкуренция имеет место, когда компания видит конкурента в каждом производителе, участвующем в борьбе за деньги потребителей.