ГЛОССАРИЙ


п/п

Новое понятие

Содержание

1

2

3

1

Дифференцированный маркетинг

выступление в нескольких сегментах рынка с разработкой отдельного предложения для каждого из них

2

Жизненный цикл товара

процесс развития продаж товара и получения прибылей, состоящий из четырех этапов: этапа выведения на рынок, этапа роста, этапа зрелости и этапа упадка

3

Замысел товара

проработанный вариант идеи, выраженный значимыми для потребителя понятиями

4

Идея товара

общее представление о возможном товаре, который фирма могла бы, по ее мнению, предложить рынку

5

Исследование конкурентов

получение необходимых данных для обеспечения конку-рентного преимущества на рынке, а также в нахождении возможности сотрудничества и кооперации с ними

6

Канал распределения

совокупность фирм или отдельных лиц, которые прини-мают на себя или помогают передать кому-то другому право собственности на конкретный товар или услугу на пути их движения от производителя к потребителю

7

Конкурент

лицо, группа лиц, фирма, предприятие, соперничающие в достижении идентичных целей, в стремлении обладать теми же ресурсами, благами, занимать положение на рынке

8

Конкурентное преимущество

характеристики и свойства товара, которые создают для предприятия определенное превосходство над своими конкурентами, а для потребителя – оптимальное сочетание потребительских характеристик товара

9

Конкурентоспособность товара

совокупность качественных и стоимостных характе-ристик товара, способствующих созданию превосходства данного товара перед товарами-конкурентами в удовлет-ворении конкретной потребности покупателя

10

Конкуренция

экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы субъектов рыночной системы (конкурентов) в процессе создания, сбыта и потребления материальных и духовных благ

11

Контроль маркетинга

процесс количественного определения и анализа резуль-татов реализации маркетинговых стратегий и планов, а также осуществление корректирующих действий для достижения поставленных целей

12

Концентрированный маркетинг

концентрация маркетинговых усилий на большой доле одного или нескольких субрынков в противовес сосре-доточению их на небольшой доле большого рынка

13

Личная продажа

вид продвижения, который предполагает личный контакт продавца с покупателем, взаимодействие, общение с покупателем, в процессе которого устно представляются потребительские характеристики товара и принимается совместное решение о возможности (невозможности) купли-продажи товара

14

Маркетинг-логистика

составная часть логистики распределения, которая связана с исследованием и оптимизацией всех видов потоков, сопровождающих физические перемещения товара по выбранному каналу, пути от производителя до конечного потребителя

15

Маркетинговые коммуникации

процесс и средства взаимодействия субъектов маркетин-говой системы (производителей, посредников, потреби-телей) по поводу согласования и принятия тактических и стратегических решений в маркетинговой деятельности

16

Недифференцированный маркетинг

обращение ко всему рынку сразу с одним и тем же предложением в противовес сосредоточению усилий на одном сегменте

17

Новый товар

усовершенствованные и обновленные варианты или модификации существующих товаров, а также абсолютно новые потребительские блага, которые впервые предос-тавляются потребителям

18

Образ товара

конкретное представление, сложившееся у потребителей о реально существующем или потенциальном товаре

19

Паблик рилейшнз
(
Public
Relations, PR)

неличное и не оплачиваемое спонсором стимулирование спроса на товар, услугу или деловую организационную единицу посредством распространения о них коммер-чески важных сведений в печатных средствах инфор-мации или благожелательного представления по радио, телевидению или со сцены

20

Позиционирование
товара на рынке

действия по обеспечению товару конкурентоспособного положения на рынке и разработка соответствующего комплекса маркетинга

21

Политика распределения

направление действий предприятия по разработке и реализации распределительного комплекса маркетинга, входящих в него мероприятий по доведению продукта до конечного потребителя

22

Потребительские товары

товары, предназначенные для конечного потребления людьми, населением, для личного, семейного, домашнего пользования

23

Предметная конкуренция

конкуренция, ведущаяся по различным маркам одного и того же товара, выпускаемого разными фирмами

24

Продвижение товара

любая форма сообщений, используемых для инфор-мации, убеждения, напоминания людям о своих товарах и услугах

25

Процесс распределения

совокупность стадий, действий и методов по опреде-лению, выбору и привлечению потребителей, выявлению рациональных путей и средств поставки товаров согласно условиям договора, обоснованию способов и видов складирования этих товаров

26

Прямой маркетинг

совокупность мероприятий, с помощью которых прода-вец, прибегая исключительно к современным средствам массовой информации, осуществляет реализацию товаров и услуг, используя почтовую связь, каталоги, прессу, компью-терные сети, телефон вместе с адресными списками и базами данных

27

Путь распределения

способ, с помощью которого товары физически переме-щаются от производителя к потребителю

28

Ревизия маркетинга

комплексное, системное, беспристрастное и регулярное исследование маркетинговой среды, задач, стратегий и оперативной деятельности фирмы в целях выявления возникающих проблем и открывающихся возможностей и выдачи рекомендаций относительно возможного плана действий по совершенствованию маркетинговой деятель-ности фирмы

29

Реклама

неличная форма предоставления информации о произво-димых товарах и услугах, открыто исходящая от определен-ного лица или организации, оплаченная ими с целью расширения числа клиентов и стимулирования продаж

30

Сегмент рынка

совокупность, группа потребителей, одинаково реаги-рующих на один и тот же предлагаемый продукт и на комплекс маркетинга

31

Сегментация (сегментирование) рынка

разделение рынка на четкие группы покупателей, для каждой из которых могут потребоваться отдельные товары или комплексы маркетинга

32

Сегментирование рынка по географическим факторам

разделение рынка на различные географические еди-ницы: государства, штаты, регионы, округа, города и т.д.

33

Сегментирование рынка по демографическим факторам

разделение рынка на различные группы на основе таких переменных, как возраст, количество членов семьи, жизненный цикл семьи, пол, уровень дохода, род заня-тий, образование, религиозные убеждения, раса, поколе-ние, национальность и социальный класс

34

Сегментирование рынка по поведенческим факторам

разделение покупателей на группы в зависимости от их знаний, квалификации как пользователей определенных продуктов

35

Сегментирование рынка по психологическим факторам

разделение покупателей на группы в зависимости от образа жизни и особенностей личности

36

Сегментирование рынка по технологическим факторам

разбиение рынка на сегменты с учетом технологий, используемых потребителями, статусом пользователя и объема требуемых товаров

37

Стимулирование сбыта (СТИС)

маркетинговая деятельность по стимулированию продаж путем кратковременных побудительных мер поощрения покупки или продажи товара или услуги

38

Стратегическое планирование

управленческий процесс создания и поддержания стратеги-ческого соответствия между целями фирмы, ее потенциаль-ными возможностями и шансами в сфере маркетинга

39

Товарная единица

обособленная целостность, характеризуемая показателями величины, цены, внешнего вида и прочими атрибутами

40

Товарная политика

многомерная и сложная сфера деятельности фирмы, тре-бующая принятия решений о конкретных особенностях товарной номенклатуры, товарного ассортимента, об исполь-зовании марочных названий, разработке упаковки и организации сервисного обслуживания

41

Товародвижение

система, которая обеспечивает доставку товаров к местам продажи в точно определенное время и с максимально высоким уровнем обслуживания покупателей

42

Товары

все, что может быть предложено на рынке с целью удовлет-ворения чьих-либо желаний и потребностей, включая физические объекты, услуги, лица, места, организации и идеи

43

Товары длительного пользования

материальные изделия, обычно выдерживающие много-кратное использование

44

Товары кратковременного пользования

материальные изделия, полностью потребляемые за один или несколько циклов использования

45

Товары производственного назначения

товары, участвующие в процессе производства, – мате-риалы и детали, капитальное имущество, вспомога-тельные материалы и услуги

46

Уровень канала распределения

любой посредник, который выполняет ту или иную работу по приближению товара и права собственности на него к конечному покупателю

47

Услуги

мероприятия или выгода, предлагаемые любому лицу, но не приводящие к владению чем-либо

48

Формирование спроса (ФОС)

мероприятия, с помощью которых производители и продавцы товаров и услуг побуждают потребителей совершить покупку

49

Цена товара

количество денежных единиц определенной валютной системы, которые должен заплатить покупатель продавцу за весь товар или за единицу товара на согласованных базисных условиях

50

Ценовая стратегия

определение (выбор) фирмой из всех возможных направ-лений действий в области ценообразования главного, обеспе-чивающего достижение поставленной цели в каждом конк-ретном месте и в каждый конкретный временной отрезок