Предложение и спрос на рынке заемных средств

Спрос на капитал предъявляют фирмы и население. При этом мотивы поведения их несколько различаются, но в результате они ведут себя схожим образом: при снижении ставки процента фирмы и потребители увеличивают спрос на кредиты.

Поэтому кривая рыночного спроса на капитал имеет отрицательный наклон (рис. 7), как и любая кривая спроса на благо или ресурс.

Рис. 7. Кривая рыночного спроса на капитал

Рассмотрим, как это вытекает из поведения фирм и потребителей.

1. Фирмы предъявляют спрос на капитал для того, чтобы использовать его для приобретения капитальных благ (оборудования, материалов и т.д.) и получения прибыли. Они прибегают к услугам заемного капитала тогда, когда им не хватает своих собственных денег (например, вырос спрос на их продукт, и фирмы хотят расширить производство). При этом чем дешевле фирме будет обходиться кредит, тем большее количество денег она захочет взять взаймы. Например, фирма в розничной торговле при низкой ставке процента решит взять кредит и построить три новых магазина, при более высокой ставке процента она решит построить только два магазина, при еще более высокой – только один, а при некотором значении ставки процента вообще откажется от расширения производства.

2. Потребители берут деньги взаймы не для получения прибыли, а для покупки каких-либо потребительских благ. Делают они это в нескольких случаях. Во-первых, они могут брать деньги в долг для обеспечения текущего потребления в случае непредвиденного уменьшения дохода. В этом случае деньги нужны для приобретения благ первой необходимости и, строго говоря, не являются капиталом. Подобные займы могут существовать в условиях неопределенности в получении дохода – например, в случае неурожая у земледельцев. Во-вторых, потребители могут брать кредит для покупки капитальных потребительских благ, которые имеют относительно высокую цену и требуют откладывания денег из дохода в течение длительного промежутка времени.

Предположим, что потребитель хочет купить рояль, который стоит 10 000 рублей. Для того чтобы собрать нужную сумму, потребителю нужно десять лет откладывать по 1000 рублей. Потребитель может не ждать десять лет, а взять в долг 10 000 рублей и купить рояль сразу, а потом в течение десяти лет выплачивать долг с процентами. В этом случае он начнет сразу получать полезность от рояля, но рояль ему обойдется дороже. Величина процентов, которые он заплатит, будет являться платой за возможность быстрее получить рояль.

Любой потребитель при заданной ставке процента сделает свой выбор, который определяется несколькими факторами. Во-первых, предпочтениями потребителя – более нетерпеливый потребитель, который желает побыстрее начать играть на рояле, скорее будет готов заплатить нужную сумму в виде процентов за то, чтобы начать потреблять это благо немедленно. Во-вторых, степенью определенности будущего - если потребитель плохо знает свои доходы в будущем, он может не решиться брать взаймы, так как у него могут возникнуть проблемы с возвратом долга. В-третьих, величиной дохода потребителя - чем беднее потребитель, тем скорее он решит подождать и не платить дополнительные деньги за приближение начала потребления.

Изменение ставки процента меняет выбор потребителей - чем ниже процент, тем больше потребителей решают взять деньги в долг и купить благо сразу, а не "терпеть" до того момента, пока накопят нужную сумму сами.

Таким образом, при уменьшении ставки процента спрос на капитал увеличивается, так как и фирмы, и население решают взять больше денег в долг.

Кривая предложения капитала имеет положительный наклон (рис. 8), который тоже определяется поведением потребителей и фирм.

Рис. 8. Кривая предложения капитала

1. Фирмы выступают в качестве кредиторов, если у них образуются временно "лишние" деньги, которые они не могут использовать с прибылью сами. Одной из причин появления у отдельной фирмы временно свободных денежных средств может быть необходимость сберегать часть получаемой прибыли в виде амортизационных отчислений, предназначенных для покрытия затрат на капитальное благо. Например, если фирма владеет каким-то оборудованием, которое стоит 1 млн рублей и изнашивается в течение 5 лет, ей нужно в течение 5 лет собрать необходимую сумму для приобретения нового блага взамен изношенного. Например, она может откладывать каждый год из выручки по 200 тысяч, чтобы по прошествии этих 5 лет получить необходимый миллион. Таким образом, каждый год у фирмы будут появляться 200 тысяч рублей, которые при этом оказываются временно "лишними" и могут быть отданы в долг на рынке капитала.

Другим источником тоже может быть собственный капитал фирмы – в том случае, если фирма не может прибыльно его использовать сама. Например, в результате падения спроса на ее продукцию фирма решает несколько сократить производство и часть освободившихся денег отдает временно в долг на рынке капитала. Чем выше ставка процента, тем большая часть операций фирмы окажется неприбыльной, тем большее количество денег фирма согласится отдать в долг.

2. Потребители имеют мотивы для сбережения части своего дохода, аналогичные тем, которые побуждали их брать взаймы.

Во-первых, они могут откладывать деньги, чтобы компенсировать низкий доход в будущем – делать сбережения на старость. Потом они смогут увеличить свой уровень потребления за счет расходования этих сбережений.

Во-вторых, как мы уже говорили, потребители могут откладывать деньги на покупку капитального блага. Чем выше будет процент, тем большее количество потребителей откажутся брать кредит для покупки дорогой вещи и будут сберегать деньги – то есть выступят на рынке капитала не в качестве покупателей, а в качестве продавцов.

Владелец фирмы (как потребитель) в случае получения высокой прибыли может принять решение не тратить ее на собственные нужды, а использовать для получения дополнительного дохода. Например, отдать в долг на рынке капитала для получения прибыли в виде процентов.

В хозяйстве могут существовать владельцы денежных капиталов, которые используют их только для получения прибыли в виде процента и отдают деньги в долг, - таких людей называют рантье. Когда рантье возвращают его ссуды, он снова отдает деньги в долг и, таким образом, опять выступает в качестве кредитора. Рантье могут быть "вечными" продавцами или кредиторами на рынке капитала.

Таким образом, предложение заемных средств отчасти образуется за счет того, что у фирм и у потребителей образуются временно "лишние" денежные запасы.

Итак, на рынке капитала существуют некоторые кривые спроса и предложения. Пересечение этих кривых определяет равновесную ставку процента (рис. 9).

Рис. 9. Равновесие на рынке капитала

Эта ставка определяет, какая часть потребителей и фирм, которые могут быть либо кредиторами, либо заемщиками, выступит в качестве первых, а какая – в качестве вторых. Потребители тратят взятые в долг деньги на рынках потребительских благ длительного пользования, а фирмы – на рынках промежуточных благ.

Можно заметить, что в данном случае произошло как бы перераспределение покупательных возможностей среди участников хозяйства. Одни фирмы и потребители, которые обладали возможностью распорядиться частью общего продукта хозяйства, временно передали эту возможность другим фирмам и потребителям за плату в виде процента. При этом величина общего спроса на рынках благ не изменяется, а изменяется только структура.

Равновесие на рынке капитала может измениться при изменении любого из обстоятельств, определяющих положение кривых спроса и предложения.

Поскольку одним из основных факторов является информация о будущем доходе (для потребителей) и спроса (для фирм), относительно быстро равновесие может изменяться в результате изменения ожиданий будущих событий. Например, если в хозяйстве распространится информация о грядущей депрессии или подъеме в хозяйстве, потребители и фирмы могут резко изменить свое поведение на рынке капитала.

В более длительном периоде равновесие может смещаться в результате изменения менее подвижных факторов – например, степени бережливости потребителей (если люди будут менее заинтересованы в текущем потреблении и захотят больше денег отложить "на потом", сохранить для детей и т.д.). Или по мере увеличения доходов потребителей (если люди будут становиться богаче, они смогут откладывать большие суммы, например, собирать деньги не на покупку велосипеда, а на покупку яхты или самолета). Или просто по мере роста хозяйства – чем больше фирм и потребителей будет в хозяйстве, тем большее количество участников будет на рынке капитала.

 При исследовании рынка капитала необходимо различать три его формы: рынок капитальных благ, где покупаются и продаются производственные фонды (здания, сооружения, машины, оборудование, товарно-материальные запасы); рынок услуг капитала, где эти фонды могут быть сданы на прокат за определенную плату; рынок заемных средств, или ссудного капитала. Доход, порождаемый ссудным капиталом, называется процентом. На рынке капитальных благ спрос на них предъявляет бизнес, а предложение осуществляют домохозяйства. Причем последние предоставляют не здания, сооружения и т.д., а заемные средства (свои сбережения) для осуществления инвестиций, благодаря которым и будут приобретены капитальные блага. На рынке услуг капитала спрос и предложение осуществляют фирмы, сдающие в аренду принадлежащие им капитальные блага по определенной ставке.

Ссудный процент – это цена, уплачиваемая собственнику капитала за использование его средств в течение определенного периода времени.

Ставкой (нормой) процентаназывается отношение дохода, полученного от предоставления в ссуду капитала, к величине ссужаемого капитала, выраженное в процентах.

Исчисление дохода, или определение расчетной величины чистой производительности капитала, называется дисконтированием. Банковская процентная ставка играет в этих расчетах определяющую роль. На ее основе осуществляется расчет дохода в форме процентов, которые могут быть получены от будущих инвестиционных проектов. Дисконтирование осуществляется по формуле:

D = Dt / ( 1 + r),

где: D (Discount) - текущая дисконтированная стоимость актива,

Dt- ежегодный будущий доход от актива, инвестированного на период, равный t лет;

r ( rate) - норма банковского процента.

Номинальная денежная ставка – это процентная ставка, исчисляемая без учета инфляции. Реальная процентная ставка равна номинальной ставке процента минус уровень инфляции. Например, номинальная процентная ставка равна 10%. Уровень инфляции составляет 10%. Если занять 100 рублей, то следует выплачивать 110 рублей (10% от 100 рублей) в год. Однако из-за 10%-й инфляции каждый из этих 110 рублей через год будет стоить на 10% меньше. Значит, реальная стоимость, или покупательная способность, выплаченных в конце года 110 рублей составит лишь 100 рублей. В то время как номинальная процентная ставка составляет 10%, реальная ставка равна нулю.