ГЛОССАРИЙ

№ п/п

Новое понятие

Содержание

1

2

3

1

«Авангард»

направление во французском кино 20-х гг., стремившееся быть, с одной стороны, «искусством для искусства», а с другой - являвшееся бунтом против коммерциализации кино. «Авангард» совпал по времени с расцветом авангардистских тенденций в искусстве в целом и перенес их открытия на экран

2

Видовой фильм

географический, географо-этнографический, краеведческий фильм. Первый видовой фильм снят во Франции в 1895 г., в России - в 1907 г.

3

Гардин Владимир Ростиславович

(1877-1965)

известный русский и советский актер и режиссер. На сцене с 1898 г. Один из ведущих режиссеров и сценаристов русского кинематографа. Особое внимание уделял произведениям рус-ских классиков. Поставил фильмы «Анна Каренина» и «Крей-церова соната» (1914), «Война и мир» (1915) совместно с
Я. Протазановым. Экранизировал И. Тургенева («Накануне»), А.Н. Островского и Н.Я. Соловьева («Дикарка»), Д.Н. Мамина-Сибиряка («Приваловские миллионы»). После Октябрьской революции стал организатором и руководителем первой госки-ношколы в Москве (ВГИК). Снимал документальные фильмы («Серп и молот», «Поэт и царь» и др.). В 30-50-х годах много снимался в качестве актера (фильмы: «Встречный», 1932; «Иудушка Головлев», 1934; «Петр I», «Степан Разин», 1939; «Антон Иванович сердится», 1941; «Секретная миссия», 1950)

4

Довженко Александр Петрович

(1894-1956)

кинорежиссер. Дебютировал в кино в 1926 г. Фильмом «Звени-гора». Снял картины, ставшие классикой немого периода: «Арсенал» (1928) и «Земля» (1930)

5

Дранков Александр Осипович

(1880-1948)

фотограф, кинопромышленник, кинорежиссер, оператор. Стоял у истоков отечественного кино. Создал первое в России кино-ателье по производству фильмов (1907). Снял около 200 доку-ментальных фильмов, в том числе сделал уникальные съемки Л.Н. Толстого (1908-1910), хронику петербургской жизни ("Новые снимки Петербурга и жизнь в Петербурге", "Пожар в Петербурге" и др.). В 1908 выпустил первый российский художественный фильм "Понизовая вольница". В 1910 создал первый в России документальный киножурнал "Обозрение России". В 1913, объединившись с московским промышлен-ником А.Г. Талдыкиным, перенес свою деятельность в Москву. В 1918 эмигрировал

6

Кулешов Лев Владимирович

(1899-1970)

кинорежиссер, теоретик. Поставил картины: «Необычные при-ключения мистера Веста в стране большевиков» (1924), «Луч смерти» (1925), «По закону» (1926), «Великий утеши-тель»(1933) и др.

7

Люмьер Луи (1864-1948) и Огюст (1862-1954)

изобретатели кинематографа, пионеры французского кинопро-изводства и кинорежиссуры. Изобретенный братьями Люмьер аппарат был запатентован в1895 г. и получил название «кине-матограф». Первый публичный платный сеанс был дан в Париже в подвале «Гран кафе» на бульваре Капуцинок
28 декабря 1895 г. Братья Люмьер организовали серийный выпуск аппаратов, производство кинопленки и съемки филь-мов, разослав по всему миру своих операторов. Фирма выпус-тила около 1,5 тысяч фильмов в жанре простейших репорта-жей, видовых фильмов и игровых сценок с простым действием. В 1898 г., не выдержав конкуренции с другими кинофирмами Люмьеры прекратили массовый выпуск фильмов и стали заниматься только производством киноаппаратов, кино- и фотопленки. Несколько лет спустя они продали свои патенты. Тем не менее, продолжали интересоваться кинематографией и проводили опыты в области объемного и цветного кино

8

Перекладка

рисунок, изображающий один из последовательных моментов движения

9

Протазанов Яков Александрович

(1881-1945)

русский, советский режиссер. В кино с 1907 г., сначала как сце-нарист, затем – режиссер. Дебют – «Бахчисарайский фонтан», 1909. В 1914-1915 гг. сделал ряд картин «Русской золотой серии». В дореволюционном кино снять около 80 кинофиль-мов, среди них экранизации Л. Толстого «Война и мир» вместе с В. Гардиным, «Бесов» Ф.М. Достоевского «Николай Ставро-гин» - обе в 1915 г., «Пиковой дамы» А.С. Пушкина (1916), «Отца Сергия» Л.Н. Толстого (1918). В 1920 г эмигрировал, работал в Париже и Германии. В 1923 г. вернулся на родину. Первый фильм после возвращения «Аэлита» (1924). Фильмы, снятые Я. Протазановым, - «Закройщик из Торжка» (1925), «Процесс о трех миллионах» (1926), «Праздник святого Йоргена» (1930), «Насреддин в Бухаре» (1943) - пользовались большим успехом у зрителя и долгие годы не сходили с экрана

10

Сашин-Федоров Владимир

популярный комедийный актёр театра Корша, фотолюбитель пионер русского кино. В 1896 году приобрел и освоил киноап-парат «Витаграф» у конкурентов Люмьера, французских опти-ков Клемана и Жильмера и поставил перед собой задачу заняться летописью своего театра - заснять театральных деяте-лей во время репетиции, в гримерных, на сцене перед подня-тием занавеса и т.п. Поначалу кинодеятельность Сашина служила прямой рекламой театра, в котором он служил. Вскоре в репертуаре появились хроникальные и даже игровые коро-ткометражки «Конно-железная дорога в Москве», «Вольная Богородская пожарная команда», «Игра в мяч». Сашин-Федоров снял также ряд других фильмов, а много лет спустя выступал в качестве актера и кинорежиссера художественных игровых фильмов. В 1910 г. он пробовал возобновить «роман с кино», создал кинофирму «Русь», но она очень скоро разори-лась, изредка снимался в фильмах кинофабрики А. Дранкова и умер в забвении в 1918 г.

11

Старевич Владислав Александрович
(1882-1965)

русский художник, оператор, режиссер. Зачинатель объемной мультипликации. Первым из русских кинематографистов обратился к графической мультипликации

12

Тиссе Эдуард Казимирович

(1897-1961)

русский, советский кинооператор. В кино с 1914 г., снимал хронику 1-й мировой войны. В 1918-1924 гг. неоднократно снимал В.И. Ленина, позднее эти материалы вошли в доку-ментальный фильм «Владимир Ильич Ленин (1948). Острота творческого видения, активность авторской позиции, четкое монтажное осмысление материала в работах Тиссэ этого пери-ода отразили процесс формирования принципов советского документализма. Наиболее ярко дарование Тиссэ раскрылось в сотрудничестве с выдающимся советским режиссером
С. Эйзенштейном. Его методы документальной съемки нашли широкое применение в фильме «Стачка» (1925). Подлинным новаторством ознаменовалась работа Тиссэ над фильмами «Броненосец Потемкин» (1925), «Александр Невский» (1938)

13

Федецкий Альфред

харьковский фотограф-профессионал. Свой первый фильм «Перенос чудотворной иконы из Куряжского монастыря в Харькове» снял в 1896 г. на хронофотограф Демени фирмы «Гомон». В 1897 г. снимал народные гуляния в Харькове. Федецкий также снял фильмы «Джигитовка казаков первого Оренбургского казачьего полка» и «Вид Харьковского вокзала в момент отхода поезда с находящимся на платформе началь-ством». Пытаясь поставить дело на коммерческую основу, Федецкий столкнулся с жесточайшей конкуренцией со сторо-ны более опытных иностранных производителей. Не найдя возможности для сбыта своих фильмов в России и не обеспеченный заказами Гомона, он в итоге вернулся к занятию фотографией в родном Харькове

14

Фильм

(от англ . film - пленка) (кинофильм), совокупность фотографи-ческих изображений (кадров), последовательно расположен-ных на кинопленке, связанных единым сюжетом и предназна-ченных для воспроизведения на экране; произведение кино-искусства; в узком смысле – фильмокопия

15

Ханжонков Александр Алексеевич

(1877-1945)

русский кинопредприниматель и кинодеятель. Организатор и руководитель первого крупного русского кинопредприятия, выпускавшего в 1907-1908 гг. русские художественные филь-мы. В 1911 г. организовал научный отдел, снимавший преиму-щественно хроникальные и этнографические картины, а также мультипликационные фильмы. На этой базе создал в Москве «Акционерное общество А. Ханжонкова», построил киноате-лье, оборудовав его новейшей для того времени техникой. Вместе с режиссером В.М. Гончаровым поставил первый рус-ский полнометражный фильм «Оборона Севастополя» (1911). Являлся автором сценариев нескольких фильмов. После Октябрьской революции работал консультантом «Госкино», зав. производством «Пролеткино»

16

Шуб Эсфирь Давыдовна (1894-1959)

советский режиссер. По окончании Московских высших женских курсов работала в секретариате Наркомпроса. С 1922 по 1942 гг. была монтажером игровых фильмов на фабрике Госкино. Занималась исследованием русской дореволюцион-ной хроники. Из найденных кинодокументов смонтировала фильм «Падение династии Романовых». На основе архивных материалов Э. Шуб создала фильмы «Великий путь» и «Россия Николая II и Лев Толстой». В них она разработала принципы монтажа исторической картины, выработала свой режиссер-ский стиль, характерными чертами которого были простота и смысловая ясность построения фильма, умение воссоздать историческую атмосферу, сохранить целостную картину действительности. Творческие искания Э. Шуб, в частности принцип так называемого монтажного фильма, оказали значительное влияние на развитие документализма в советском и мировом кино

Будет полезно почитать по теме: