Учебно-тренировочный процесс как специфическая педагогическая деятельность

как специфическая педагогическая деятельность

Процесс обучения в системе физической культуры направлен на овладение учащимися системой научных знаний, двигательных умений и навыков, на развитие способностей и формирование  поведения, отвечающего принципам всестороннего развития личности

Руководящая роль в этом процессе, принадлежит педагогу.

Овладение системой двигательных умений и навыков основывается обучением.

В процессе учебных занятий учащиеся приобретают знания, изучают различные физические упражнения, овладевают сложными двигательными и прикладными навыками.

Это обеспечивает физическое развитие учащихся, освоение техники двигательных действий, необходимых на занятиях спортом, в профессиональной деятельности и в повседневной жизни.

Основу обучения любому двигательному действию (физическому упражнению) составляет теория формирования двигательного навыка.

В основе этой теории лежит принцип последовательного освоения движений в соответствии с принципом «от простого к сложному».

Знания теории движения приобретаются, прежде всего, в процессе предварительного ознакомления с закономерностями и правилами выполнения движения. Особую группу составляют те знания, которые приобретаются учащимися в процессе выполнения физических упражнений.

К ним следует отнести, например, знания о том, как и какие движения и действия могут быть выполнены в процессе упражнения.

Под умением, в широком смысле слова, подразумевают применение знаний на практике. Есть умения, для освоения которых не требуется повторений. Есть умения более сложные, требующие довольно длительных упражнений. До тех пор, пока то или иное движение или действие выполняется правильно лишь при полном сосредоточении внимания на правилах его исполнения, оно может быть названо умением. В дальнейшем это приобретенное умение может стать навыком.

Для формирования  умения необходимы: определенный минимум знаний о технике упражнения, наличие ранее приобретенного двигательного опыта, определенная физическая подготовленность, творческое мышление для построения новой системы движений.

Двигательные умения -  степень владения двигательным действием, которая характеризуется сознательным управлением движением, устойчивостью к действию сбивающих факторов. В практике физической культуры роль двигательных умений может быть различной.В одних случаях умения доводят до навыков, если необходимо добиться совершенного владения техникой двигательного действия. В других случаях двигательные умения вырабатываются без последующего перевода их в навыки. В этом случае они являются как бы вспомогательнымии определяют специфические психические свойства личности.

Строго разграничить необходимость перехода умений в навыки не представляется возможным. Следует отметить, что такие умения как передвижение на лыжах, плавание, необходимо доводить до уровня навыков или умений высшего порядка.

В программе физической культуры могут существовать и другие умения, которые на определенном этапе трансформируются в навыки. Это определяется, в первую очередь, требованиями спортивной деятельности. Существуют жизненно важные умения и навыки, которыми необходимо владеть вне зависимости от вида спорта.

Формирование двигательных умений имеет большую образовательную ценность, поскольку главным в них является активное творческое мышление, направленное на анализ и синтез движений.

Основными признаками не сформировавшегося двигательного умения являются:

- концентрация внимания исключительно на технике выполнения упражнения;

- излишние мышечные затраты, недостаточная согласованность движений;

- неустойчивость и ненадежность действий;

- непрочность запоминания движений вследствие наличия сбивающих факторов (шум, утомление и др.).

Дальнейшее совершенствование двигательного действия при многократном повторении приводит к автоматизированному его выполнению, т.е. умение переходит в навык.

Это достигается уточнением и коррекцией движения. В результате появляется техника, рациональность действий, устойчивость движений, автоматизированный характер действий.

Двигательный навык – это оптимальная, эффективная и рациональная степень владения техникой упражнения, характеризующаяся автоматизированным управлением движениями, высокой точностью и надежностью исполнения действия.

Двигательные умения и  навыки характеризуются контролем со стороны сознания. Сознание направлено главным образом на узловые компоненты действия, восприятие изменяющейся обстановки и конечные результаты действия.

В процессе обучения время перехода умения в навык определить сложно, так как это зависит от объективных и субъективных причин.

К субъективным причинам относятся: двигательная одаренность (врожденные способности), двигательный опыт обучаемого, его возраст, способность к обучению, состояние здоровья, уровень мотивации, сознательности, активности и др.

Среди объективных причин выделяют: координационную сложность двигательного действия, профессиональное мастерство преподавателя, состояние материальной базы, характер предшествующей деятельности, наличие условий для самостоятельной работы и т.д.

Двигательный навык характеризуется следующими признаками: автоматизм действий; координация движений; надежность выполнения упражнения; прочность навыка в течение длительного времени; специфические ощущения движения.

Процесс формирования двигательного навыка сопряжен с обучением правильной технике движения. Это одно из главных правил обучения. С этой целью на учебных занятиях необходимо добиваться вариативности выполнения упражнения. Вариативными навыками считаются такие, которые допускают изменения различных деталей при сохранении самой основы техники. Навык, сформированный с техническими ошибками, очень трудно поддается переучиванию.

Обучение двигательным действиям предполагает построение учебного процесса с учетом физиологических, психологических, педагогических и структурных закономерностей.

В основе физиологической закономерности лежит положение о фазовом характере формирования двигательных навыков. Согласно этому положению двигательный навык формируется по законам условных рефлексов.

При формировании двигательного навыка в центральной нервной системе сменяются три фазы протекания нервных процессов: фаза иррадиации нервных процессов; фаза концентрации нервных процессов; фаза стабилизации динамического стереотипа.

Психологическая закономерность предполагает формирование двигательных действий на основе общей теории деятельности. С ее позиций решающая роль в процессе обучения новым движениям отводится формированию ориентировочной основы действия.

Составляющими компонентами ориентировочной основы действия являются целевые установки и мотивация.

Педагогическая закономерность реализуется в методике обучения. Она должна быть построена на основе решения четырех основных педагогических задач:

- формирование положительной мотивации. Это обеспечивает побуждение к сознательному, осмысленному отношению к предстоящему овладению двигательным действием.

- формирование знания о сущности двигательного действия. Это предполагает сосредоточение внимания на главных элементах техники движения и исключает использование метода «проб и ошибок».

Полноценное представление об изучаемом движении слагается из трех   взаимосвязанных компонентов:

1) зрительного образа двигательного действия, возникающего на основе опосредованного или непосредственного наблюдения;

2) смыслового образа, основанного на знании, получаемом при рассказе, объяснении, комментарии, сравнении, анализе;

3) двигательного образа, создаваемого либо на основе уже имеющегося у обучаемого двигательного опыта, либо на тех ощущениях, которые у него возникают при выполнении подводящих упражнений.

Затем необходимо целостное освоение изучаемого двигательного действия. После формирования необходимых знаний и представлений о действии приступают к выполнению этого действия.

На этом этапе проявляется повышенное напряжение всего двигательного аппарата, скованность движений, концентрация внимания на технике упражнения.

Большое значение при этом приобретает принцип систематичности, так как продолжительные перерывы между повторениями приводят к исчезновению отдельных ощущений, представлений, и качество выполняемого действия снижается.

Структурная закономерность основывается на «переносе двигательных навыков». Образование новых двигательных действий осуществляется на основе наличия сходных рефлекторных связей. Поэтому уже имеющиеся навыки могут оказывать влияние на вновь формируемые. Это проявляется, когда между такими навыками есть определенное сходство в их структуре.

Перенос навыков может иметь как положительный результат, так и отрицательный. Положительный перенос облегчает и ускоряет процесс становления нового навыка. Отрицательный перенос затрудняет образование нового двигательного навыка.

Явление переноса имеет большое практическое значение в физической культуре, особенно на этапе первоначального обучения.

С физиологической точки зрения явление отрицательного переноса объясняется трудностями образования нового динамического стереотипа при наличии сходного с ним и хорошо зафиксированного стереотипа.

Закономерность переноса двигательных навыков следует строго учитывать при определении последовательности освоения техники разнообразных движений, особенно в таких разделах физической культуры как гимнастика, легкая атлетика и спортивные игры.

Планировать очередность обучения новым движениям необходимо таким образом, чтобы по возможности исключать влияние отрицательного переноса и в то же время шире использовать эффект положительного взаимодействия при освоении упражнений

Обучение физическим упражнениям и формирование двигательных навыков осуществляется в соответствии с методикой практических занятий. Методика представляет собой совокупность взаимосвязанных средств, методов и методических приемов для достижения конечных целей.

Процесс обучения двигательным действиям – это решение задачи со многими неизвестными. Готовность учащегося складывается из трех составляющих: физической, двигательной и психической готовности.

Физическая готовность предполагает наличие у обучаемого необходимого уровня развития физических качеств.

Эти физические качества, как правило, формируются в школе. Такая избирательная физическая подготовка позволит довести требуемые качества до необходимого уровня, и в результате этого снизить возможные технические ошибки при изучении более сложных действий.

Двигательная готовность характеризуется большим запасом ранее приобретенных движений или двигательного опыта. Если учащийся имеет определенный двигательный опыт, то формирование новых движений происходит без особых затруднений, хорошими темпами.

Отсутствие запаса движений усложняет и удлиняет обучение.

Психическая готовность обеспечивается мотивацией к обучению, психологическим настроем на обучение.

Одной из важных задач на этапе первоначального обучения является процесс формирования у учащихся положительных установок к занятиям. Положительные установки к занятиям зависят от таких личностных качеств как высокая рабочая активность и сознательное отношение к занятиям, настойчивость, целеустремленность, смелость и уверенность в своих силах.

Большое значение в обеспечении этих качеств личности отводится методическому мастерству преподавателя, а также своевременной страховке, помощи и соблюдению мер безопасности на занятиях.

Обеспечение психической готовности учащегося осуществляется всей системой физического обучения и воспитания.

Процесс обучения движению условно можно разделить на три этапа: этап начального разучивания (ознакомление), этап углубленного разучивания, этап закрепления и дальнейшего совершенствования.

Этап начального разучивания (ознакомление) соответствует фазе иррадиации нервных процессов в коре головного мозга и связан с формированием основ техники на уровне «начального умения», предполагающего выполнение изучаемого действия в общих чертах.

Это способствует созданию у учащегося правильного двигательного представления о разучиваемом упражнении. Ознакомление предполагает назвать упражнение, правильно его показать, объяснить технику выполнения и указать его предназначение. Очень важно образцово показать упражнение, т.е. создать зрительный образ изучаемого движения. Это может осуществить как сам преподаватель, так и наиболее подготовленный ученик.

Цель данного этапа – сформировать основы техники изучаемого движения и добиться его выполнения.

На этом этапе основные задачи сводятся к формированию смыслового и зрительного представления о двигательном действии и способах его выполнения в общих чертах.

Особенности методики данного этапа состоят в том, что здесь широко применяются словесные и наглядные методы. Практическим методам отводится, в некоторой степени, второстепенная задача. В зависимости от подготовленности студентов и сложности упражнения применяются следующие способы разучивания:

- в целом – если упражнение несложное, доступно для обучаемых или его выполнение по элементам невозможно;

- по частям – если упражнение сложное и его можно разделить на отдельные элементы;

- по разделениям – если упражнение сложное и его можно выполнить с остановками;

- с помощью подготовительных (подводящих) упражнений – если в целом из-за трудности его выполнить нельзя, а разделить на части невозможно.

Этап характеризуется следующими методическими правилами:

- обучение осуществляется только при полной физической и психической готовности учащегося;

- первостепенное внимание уделяется устранению ошибок в каждой попытке выполнения упражнения;

- действие сбивающих факторов должно быть сведено к минимуму;

- при появлении незначительного утомления повторения движения прекращаются (в целях исключения формирования неверных двигательных представлений);

- повторения движения прекращаются в случае снижения качества исполнения или участившихся ошибках;

- интервалы отдыха между повторениями должны способствовать восстановлению учащегося;

- обучение осуществляется в начале основной части занятия;

- используется концентрированный подход в занятиях (периодичность занятий не менее 3-х раз в неделю).

Этап углубленного разучивания соответствует фазе концентрации нервных процессов и в итоге сопряжен с формированием двигательного умения.

Основные задачи сводятся к уточнению основ и деталей техники, целостному выполнению упражнения на основе сознательного контроля пространственных, временных и динамических характеристик техники.

При целостном выполнении упражнения основное внимание уделяется основному звену техники. Таким путем добиваются устойчивого результата в целостном выполнении.

Добившись слитного и устойчивого выполнения в обычных условиях, можно приступать к выполнению в усложненных условиях (в сочетании с ранее изученными упражнениями, при изменении скорости выполнения, усилий, исходных положений, появлении отвлекающих факторов и т.д.).

Особенности методики состоят в широком использовании словесных методов и метода самоанализа. Практические методы используются в качестве целостного метода, соревновательного метода.

Методические особенности данного этапа:

- обучение осуществляется на фоне полного физического и психического восстановления;

- увеличивается число повторений целостного движения, но при снижении качества выполнения действия прекращаются;

- происходит постепенное сокращение интервалов отдыха между повторениями, но они достаточны для выполнения очередной попытки;

- разучивание на занятии происходит в первой половине основной части занятия и характеризуется незначительным утомлением.

Этап закрепления и дальнейшего совершенствования строится на основе динамического стереотипа и предполагает формирование двигательного навыка.

Основные задачи – стабильность и автоматизм действий, совершенствование индивидуальных особенностей техники, выполнение упражнения в условиях соревнований.

В процессе обучения необходимо добиваться снижения сознательного контроля за пространственными, временными и динамическими характеристиками техники действия и доводить движение до автоматизма. Большое внимание обращают на совершенствование индивидуального ритма и других характеристик техники, особенно направленных на снижение координационной напряженности.

Особенности методики данного этапа характеризуются широким использованием углубленного анализа и самоанализа техники действия и самостоятельной работой студентов. Из практических методов ведущим остается метод целостного упражнения и соревновательный метод.

Успешность обучения достигается соблюдением следующих правил:

- обучение должно осуществляться в различных психофизических состояниях, в том числе при утомлении;

- количество повторений увеличивается, интервалы отдыха могут уменьшаться, но при условиях безошибочного выполнения движения;

- роль сбивающих факторов усиливается (возрастание эмоциональной напряженности, изменение внешних условий и т.д.);

- возрастает роль воспитания способностей у учащихся переключать внимание с техники выполнения упражнения на его конечный результат (скорость, усилия и т.д.);

- широкое использование приобретенного навыка в реальных условиях (соревнования, организация досуга и т.д.).

Формирование динамической составляющей учебно-воспитательного процесса происходит в процессе использования преподавателем различных методов обучения и воспитания обучающихся.

Методыобучения физическим упражнениям – это пути и способы, при помощи которых преподаватель передает учащимся знания, формирует у них соответствующие двигательные навыки и специальные физические качества.

В общей педагогической практике различают словесные, наглядные и практические методы, которые применяются как комплексно, так и дифференцированно.

Выбор того или иного метода зависит от содержания учебного материала, цели обучения, практической подготовленности преподавателя и его методического мастерства.

Словесные методы основаны на использовании слова как средства воздействия на обучаемых и включают беседу, рассказ, объяснение, описание, разбор, задание, команды, замечание, указание, подсчет и оценку.

Наглядные методы обучения – это показ, демонстрация видеофильмов, кинопрограмм, фотографий, плакатов, рисунков и схем, которые создают у учащихся образные представления об изучаемых упражнениях, а также звуковая и световая информация.

Показ упражнений должен быть четким, образцовым, иначе он отрицательно воздействует на психику обучаемых, ведет к неправильному выполнению приемов и действий. Показ важен на первоначальном этапе обучения, когда объяснение не дает полного представления об упражнении.

В случае необходимости применяется «зеркальный» способ показа. Одна из форм использования этого метода обучения – показные занятия.

Практические методы играют решающую роль в формировании двигательных навыков, развитии и совершенствовании физических и специальных качеств у студентов.

Это, как правило, разучивание в целом и по частям, повторение упражнений, иногда многократное, с постепенным усложнением условий и повышением физической нагрузки.

В выборе методов обучения важны методические приемы:опробование выполнения упражнений по командам руководителя, самостоятельное выполнение упражнений, оказание помощи и страховка и поощрение. Все это применяется во взаимосвязи с целью добиться высокой эффективности от каждого учебного занятия.

Обучение любой дисциплине представляет собой комплекс психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор форм, методов, способов, методических приемов и средств.

Этими компонентами обеспечивается возможность достижения эффективного результата в усвоении учебного материала.

Без методов невозможно достичь поставленных целей, реализовать намеченное содержание учебного занятия, наполнить обучение познавательной деятельностью. Метод – это стержень (сердцевина) учебного процесса, связующее звено между поставленной  целью и результатом.

Использование методов обучения в физической культуре направлено на применение и использование физических упражнений, приемов, действий с целью достижения определенного результата.

К специфическим методам физической культуры относятся:

- методы строго регламентированного упражнения;

- использование упражнений в игровой форме;

- соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме).

С помощью этих методов решаются задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и двигательных навыков, а также воспитанием физических качеств.

Методы обучения не могут рассматриваться отдельно от методов воспитания. Следует помнить о том, что предметом изучения теории физической культуры и спорта являются общие закономерности физического обучения и воспитания учащихся как социального явления.

Методы воспитания рассматриваются как способы взаимодействия воспитателя и воспитуемого, направленные на достижение воспитательных целей.

Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике физической культуры как наилучшим. Только оптимальное сочетание названных методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического обучения и воспитания

Ключевая проблема обучения и воспитания в области физической культуры и спорта – овладение студентами техникой упражнений. Чем быстрее это произойдет, тем больших успехов достигнет обучаемый.

В то же время следует помнить о том, что использование каждого метода имеет определенную направленность.

Сущность методов строго регламентированного упражнения, например, заключается в том, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой.

Методы строго регламентированного упражнения обладают большими педагогическими возможностями. Они позволяют осуществлять двигательную деятельность занимающихся по твердо предписанной программе (по подбору упражнений, их связкам, комбинациям, очередности выполнения).

Физическая нагрузка строго регламентирована по объему и интенсивности, что позволяет варьировать ею в зависимости от психофизического состояния занимающихся и решаемых задач. Точно дозированы интервалы отдыха в выполняемом упражнении, что способствует исключению случаев перетренировки в занятии. Данные методы кроме всего прочего обеспечивают избирательное развитие физических качеств, использование физических упражнений в занятиях с любым возрастным контингентом, эффективное освоение техники физических упражнений.

Методы строго регламентированного упражнения предусматривают разучивание упражнения в целом и по частям и применяется на любом этапе обучения.

Сущность метода целостного разучивания упражнения состоит в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной структуре без расчленения на отдельные части.

Целостный метод позволяет разучивать структурно несложные движения (например, бег, простые прыжки, общеразвивающие упражнения и т.п.).

Целостным методом можно осваивать отдельные детали, элементы или фазы не изолированно, а в общей структуре движения, путем акцентирования внимания учеников на необходимых частях техники.

Недостаток этого метода заключается в том, что в неконтролируемых фазах или деталях двигательного действия (движения) возможно закрепление ошибок в технике выполнения движения.

Следовательно, при освоении упражнений со сложной структурой его применение нежелательно. В этом случае предпочтение отдается разучиванию упражнения по частям (расчлененно-конструктивный метод).

Расчленено-конструктивный метод применяется на начальных этапах обучения. Он предусматривает расчленение целостного двигательного действия (преимущественно со сложной структурой) на отдельные фазы или элементы с поочередным их разучиванием и последующим соединением в единое целое.

Недостаток этого метода заключается в том, что изолированно разученные элементы не всегда легко удается объединить в целостное двигательное действие.

В практике физической культуры целостный и расчлененно-конструктивный методы часто комбинируют. Сначала приступают к разучиванию упражнения целостно. Затем осваивают самые трудные выделенные элементы и в заключение возвращаются к целостному выполнению.

В практике физической культуры среди методов строго регламентированного упражнения выделяют также метод сопряженного воздействия.

Метод сопряженного воздействия. Применяется в основном в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их качественной основы, т.е. результативности.

Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий.

Например, спортсмен на тренировках метает утяжеленное копье или диск, прыгает в длину с утяжеленным поясом, бежит по дистанции с амортизаторами, которые противодействуют движению и т.п. В этом случае одновременно происходит совершенствование как техники движения, так и физических способностей.

При применении сопряженного метода необходимо обращать внимание на то, чтобы техника двигательных действий не иска­жалась и не нарушалась их целостная структура.

Методы строгой регламентации, применяемые для воспитания и развития физических качеств, представляют собой различные комбинации нагрузок и отдыха.

Они направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме. Методы этой группы можно разделить на методы со стандартными и нестандартными (переменными) нагрузками.

Методы стандартного упражнения в основном направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме. Стандартное упражнение может быть непрерывным и прерывистым (интервальным).

Метод стандартно-непрерывного упражнения представляет собой непрерывную мышечную деятельность без изменения интенсивности (как правило, умеренной).

Наиболее типичными его разновидностями являются:

– равномерное упражнение (например, длительный бег, плавание, бег на лыжах, гребля и другие виды циклических упражнении);

– стандартное поточное упражнение (например, многократное непрерывное выполнение элементарных гимнастических упражнений).

Метод стандартно-интервального упражнения – это, как правило, повторное упражнение, когда многократно повторяется одна и та же нагрузка. При этом между повторениями могут быть различные интервалы отдыха.

Методы переменного упражнения характеризуются направленным изменением нагрузки в целях достижения адаптационных изменений в организме. При этом применяются упражнения с прогрессирующей, варьирующей и убывающей нагрузкой.

Упражнения с прогрессирующей нагрузкой непосредственно ведут к повышению функциональных возможностей организма. Упражнения с варьирующей нагрузкой направлены на предупреждение и устранение скоростных, координационных и других функциональных «барьеров». Упражнения с убывающей нагрузкой позволяют достигать больших объемов нагрузки, что важно при воспитании выносливости.

Основными разновидностями метода переменного упражнения являются следующие упражнения:

- переменное упражнение в циклических передвижениях (переменный бег, «фартлек», плавание и другие виды передвижений с меняющейся скоростью);

- переменное поточное упражнение (серийное выполнение комплекса гимнастических упражнений, различных по интенсивности нагрузок);

- прогрессирующее упражнение (например, последовательное однократное поднимание штанги весом 70–80–90–95 кг и т.д. с интервалами отдыха между подходами до полного восстановления);

- варьирующее упражнение с переменными интервалами отдыха (например, поднимание штанги, вес которой волнообразно изменяется: 60–70–80–70–80–90–50 кг, а интервалы отдыха колеблются от 3 до 5 мин);

- нисходящее упражнение (например, пробегание отрезков в следующем порядке: 800–400–200–100 м с короткими интервалами отдыха между ними).

Кроме перечисленных имеется еще группа методов обобщенного воздействия в форме непрерывного и интервального упражнения (круговой метод).

Круговой метод представляет собой последовательное выполнение специально подобранных физических упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы.

Для каждого упражнения определяется место, которое называется «станцией». Обычно в занятие включается 8–10 «станций». На каждой из них занимающийся выполняет одно из упражнений (например, подтягивание, приседание, отжимание в упоре, прыжки и др.) и переходит на другую «станцию».

Данный метод используется для совершенствования практически всех физических качеств учащегося.

Большое значение в спорте имеют игровые методы.

В системе физической культуры игра используется для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач. Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры.

Основными методическими особенностями игрового метода являются:

- обеспечение всестороннего, комплексного развития физических качеств и совершенствования двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии;

- избирательное развитие определенных физических качеств (подбираются соответствующие игры);

- наличие соперничества среди занимающихся, что требует значительных физических усилий и проявления волевых и других психологических качеств;

- широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствуют формированию у человека самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремленности и других ценных личностных качеств;

- целенаправленное формирование у занимающихся нравственных качеств (взаимопомощь и сотрудничество, сознательная дисциплинированность, воля, коллективизм), что обеспечивается соблюдением правил игры в условиях противоборства;

- эмоциональная привлекательность и фактор удовольствия, способствующие воспитанию у студентов устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям.

К недостатку игрового метода можно отнести его ограниченные возможности при разучивании новых движений, а также при дозировании нагрузки на организм.

Соревновательные методы являются ведущими при формировании личностных качеств спортсмена

Достижение результата в соревновании происходит за счет высокой эмоциональной, психологической и физической напряженности в условиях конкурентной борьбы. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.

Соревновательный метод позволяет:

- стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;

- определять и оценивать качество владения двигательными действиями;

- обеспечивать максимальную физическую нагрузку;

- содействовать воспитанию волевых качеств.

В практике физической культуры соревновательный метод может использоваться как элемент организации урока, любого физкультурно-спортивного занятия, включая и спортивную тренировку, а также как элемент соревнований различного уровня (от Олимпийских игр до соревнований местного значения).