ТРЕНИНГ УМЕНИЙ

1. Прокомментируйте следующий текст:

Как известно, полноценное развитие личности возможно только благодаря общению. В школьном возрасте стремление приобщиться к внутреннему миру другого человека, и быть услышанным, понятым другими приобретает особую значимость. Спортивная школа привлекает внимание учеников не столько новыми знаниями, сколько возможностью удовлетворения в ней актуальных для себя потребностей: в общении, самоутверждении, творчестве, открытии лучшего в своем «Я».

Положительное эмоциональное комфортное общение создает условия для творческой совместной деятельности, помогающего поведения, появления особой социальной установки другого человека, вызывающей чувство уважения, благодарности, симпатии.

2. На основе материала юниты и приведенного текста ответьте на вопрос: Какова роль самоактуализации в формировании личностных качеств будущего спортсмена в детско-юношеских спортивных школах?

Самоактуализация как важные качества самосовершенствования будущего спортсмена.

Понятие «самоактуализация» введено А. Маслоу (humanpotential movement). Самоактуализация – стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. С точки зрения А. Маслоу, основной предпосылкой такого развития является удовлетворение базовых потребностей, известную иерархию которых он сам для себя определил.

Согласно Маслоу, самоактуализация – есть потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала. Ее путь труден и связан с переживанием страха неизвестности и ответственности, но он – путь к полноценной, внутренне богатой жизни.

Способны к самоактуализации, по его мнению, люди, имеющие следующие черты:

1. Более адекватное по сравнению с другими восприятие реальности и соответствующие этому восприятию отношения к реальности.

2. Высокая степень принятия себя и других.

3. Спонтанность. Способность действовать по внутреннему побуждению.

4. Высокая степень автономии, способность оставаться верным своей цели перед лицом больших трудностей.

5. Сфокусированность на своих проблемах и проблемах вне себя.

6. Постоянная способность по-новому видеть обычные вещи.

7. Чувство принадлежности к данному сообществу.

8. Способность устанавливать близкие эмоциональные отношения с другими.

9. Высокоразвитое чувство этического.

10. Чувство юмора.

11. Креативность, избирательность в своей области.

Анализ собственной деятельности помогает ученику спортивной школы осознать возникающие трудности в спортивных занятиях, найти правильные пути их преодоления. Трудность – субъективное состояние напряженности, тяжести, неудовлетворенности, которое вызывается внешними факторами спортивной деятельности, – во многом зависит от физической подготовленности ученика к спортивной деятельности и от отношения к ней. Трудности могут быть преодолимыми и объективно или субъективно непреодолимыми.

Первые, как показывает практика, выполняют стимулирующую функцию, заставляют ученика проанализировать свои успехи в спорте, выявить причины неудач, наметить пути их устранения.

Трудности, когда они объективно непреодолимы, возникают в том случае, когда ученик осознает стоящую перед ним задачу, но не знает путей ее решения; трудности, непреодолимые по субъективным причинам, возникают, когда его не удовлетворяют собственные спортивные результаты.

Самооценка и рейтинговая оценка дали следующее распределение по убывающей степени затруднений, возникающих у учащихся спортивных школ в процессе освоения упражнений: диагностический компонент; содержательный компонент, организационно-методический компонент, коммуникативный компонент спортивной деятельности.

Затруднения могут возникнуть в зависимости от индивидуальных особенностей, характера ученика, спортивной направленности его подготовки, от особенностей педагогического процесса.

В настоящее время называют четыре вида самоактуализации: актуальная, ретроспективная, идеальная и рефлексивная.

- актуальная – как себя видит и оценивает ученик в настоящее время;

- ретроспективная – каким себя видит и оценивает ученик, по отношению к начальным достижениям в спорте;

- идеальная – каким бы ученик хотел себя видеть;

- рефлексивная – как, с его точки зрения, его оценивают  окружающие – преподаватель, тренер, товарищи.

Актуальная самоактуализация – это ежечасная, ежедневная оценка своей деятельности, сопоставление ее с прошлым опытом и идеальным образцом. Это постоянное самосознание ученика как субъекта педагогической деятельности. Ретроспективная самоактуализация, как сопоставление своих достижений с предыдущим опытом спортивной деятельности, фиксирование динамики движения: прогресса, регресса или остановки. Выяснение причин как успеха так и неудач – продуктивный путь самоактуализации, выяснения возникающих трудностей и осознания путей их преодоления.

У ученика всегда должен быть стандартный, идеальный образ, который определяет уровень планки, поставленной перед самим собой. «Чем ниже стандарты, относительно которых индивид оценивает результаты своей деятельности, тем меньшее значение он придает самой деятельности, тем ниже его мотивация и меньше упорство» (Бернс Р.).

Основой самоактуализации является интроспекции, «смотрения внутрь», считается Дж. Локк. Интроспекция – метод самонаблюдения, изучение психики и ее процессов путем субъективного наблюдения за деятельностью собственной психики. Деятельность нашего ума, к которой Дж. Локк причислял мышление, сомнение, веру, рассуждения, познание, желания, познается с помощью особого внутреннего чувства – рефлексии. Рефлексия, по Дж. Локку, – это «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность». Рефлексия предполагает особое направление внимания на деятельность собственной души, а она воспитуема и развиваема. Безусловно, не следует рефлексирование доводить до такого состояния, которое приведет к закомплексованности и станет тормозом на пути к самосовершенствованию.

Психические формы проявления рефлексивных процессов следующие:

- критичность мышления;

- стремление к доказательности, к обоснованности своей позиции;

- стремление ставить вопросы;

- стремление вести дискуссию.

Рефлексия начинается тогда, когда появляется отклонение от образца или осознается неудовлетворенность прежним образцом. Рефлексивное отношение к себе и к своей деятельности является необходимым условием превращения самоанализа в самоактуализацию.

Самоактуализация требует постоянного самонаблюдения, которое может привести к переутомлению. Для нивелирования его влияния на общее самочувствие необходимо освоение методов релаксации.

3. Освоение метода релаксации (расслабления) может помочь снять напряжение после физической нагрузки.

Метод релаксации состоит из следующих основных этапов, которые Вы можете освоить:

I этап. Физические упражнения на растяжение мышц и на напряжение – расслабление наиболее нагруженных и не занятых в работе мышц (10-15 с.).

II этап. Расслабление мышц с использованием следующих словесных формул, которые произносятся «про себя» в фазе вдоха (2,5 мин.):

1. Я расслабляюсь и успокаиваюсь.

2. Мои руки расслаблены, они теплые.

3. Мои руки полностью расслаблены, теплы, неподвижны.

4. Мои ноги расслаблены, они теплые.

5. Мои ноги полностью расслаблены, теплы, неподвижны.

6. Мое тело расслабляется.

7. Мое тело полностью расслаблено, отдыхает; приятный, хороший отдых.

8. Состояние приятного отдыха, покоя, расслабления.

9. Идет максимальный процесс восстановления.

10. Каждая клетка мышц, нервов, мозга отдыхает и восстанавливается.

11. Мой организм хорошо отдохнул, восстановился.

12. Исчезли усталость, тревога. Я готов(а) действовать.

III этап. Мысленное представление наиболее значимых элементов деятельности (2 мин.).

IV этап. Выполнение наиболее значимых действий или произнесение самых основных аргументов (10-15 с.).

Наряду с регуляцией неблагоприятных эмоциональных состояний нужна постоянная работа над собой. Выполняйте следующие рекомендации:

1. «Соберитесь». Умейте полностью включиться в дело, которое предстоит начать и довести до конца.

2. «Выключитесь». Успокоить себя можно, переключившись на что-то интересное (кино, литературу, театр), можно думать о чем-нибудь очень приятном, о красивых картинах, о закате солнца, о самом счастливом и радостном дне жизни.

3. «Не злитесь». Большинство людей после неудачи злятся на себя и других людей. Злость – эмоция неблагоприятная и даже вредная. «Не злитесь зря и долго», – писал Д. Карнеги. Злость уносит много здоровья и счастливых минут жизни.

4. На любые помехи, трудности, неудачи отвечайте мобилизацией всех своих сил. Мобилизуйтесь быстро и эффективно.

5. «Прибавьте в конце». Именно в те моменты, когда человек, заканчивая дело, считает, что все трудности уже позади, могут возникнуть срывы.

Будет полезно почитать по теме: