Развитие личности в спортивной команде

Развитие личностных качеств участников спортивных команд в большой мере зависит от факторов психологической и социальной адаптации к спортивным нагрузкам, а также к отношениям в коллективе команды.

Основные факторы адаптации учеников спортивных школ к спортивным занятиям: мотивационно-ценностное отношение к физической культуре и спорту, степень готовности к спортивной деятельности.

Команда в детско-юношеских спортивных школах характеризуется мотивацией интересов и поведения учащихся,четким  определением роли и функции каждого, а также наличием коммуникации и общего языка, совместимостью, однородностью и равенством, лидерством, специализацией и обратной связью, определенными нормами и традициями.

Мотивация.У команды должен существовать общий значимый мотив, превосходящий по своей силе личные интересы и цели.

Любой спортсмен в командном виде спорта в подавляющем большинстве случаев ассоциирует свой результат с результатом команды. Для спортсмена важно имя команды, победа команды, престиж команды. Отсюда общий приз, общая награда, общий чемпионский титул. Большинство спортивных команд мотивируются процессом вручения награды, церемонией награждения, символическим чествованием победителя.

Четко определенные роли и функции. Каждый член спортивной команды имеет четко определенную роль, которую он ясно осознает. Идентификация спортсмена с ролью, с одной стороны, и четкое понимание спортсменом смысловой нагрузки роли с другой, способствуют эффективному исполнению функций.

Важно заметить, что максимальное соответствие характеристик спортсмена функциональным требованиям является основополагающим условием при распределении ролей в спортивной команде.

В то же время, функциональная определенность команды не всегда влечет за собой общую эффективность. Так, на чемпионате мира по хоккею 2000 г. российская команда, составленная из звезд первой величины, не объединенных общим духом, потерпела поражение.

Коммуникации и общий язык.У сработавшейся команды есть свой язык общения. Коммуникации точны, четки, эффективны.

Перед началом игры ставится ясная задача, по окончании игры проводится детальный анализ и разбор ошибок. Коммуникации в спорте ограничены, но эффективны. Это не значит, что руководитель команды должен стремиться к минимизации общения и локализации его, как в спорте. Однако он должен понять, что в спорте процессам коммуникаций придается большое значение и все взаимодействие проходит при необходимых и достаточных коммуникациях.

За дополнительными примерами можно обратиться к сработавшимся командам в морском флоте, великолепно владеющим языком морских команд.

Совместимость.В спортивной команде детско-юношеских спортивных школ выделяют физиологическую, психологическую и социальную совместимость. Для достижения поставленного результата команде необходимо учитывать этот параметр.

Немаловажно, что совместимость участников команды на более высоком уровне (общая цель, общие моральные или духовные ценности) способствует тому, что несовместимость на более низком уровне может быть игнорирована (несовпадение отдельных черт характера, отдельных предпочтений в еде, например, разность биологических ритмов).

Однородность.Для спортивных команд в детско-юношеских спортивных школах характерна однородность, которая может формироваться по видам спорта, спортивной подготовке.

Однородность спортивной команды является дополнительным объединяющим фактором. Это условие необходимо учитывать при проектировании команды. Необходимо, чтобы хотя бы по одному признаку, признаваемому и значимому для участников команды, она была однородной.

Равенство.Если в детско-юношеской спортивной школе создается команда, члены которой имеют разный возраст, образование и спортивный опыт, надо постараться создать для каждого равные возможности участия и реализации своих способностей.

Основное свойство спортивной команды - равенство. Однако следует помнить, что вратарь не может быть главнее нападающего. Об этом важно помнить при определении статуса участников команды.

Наличие тренера. У спортивной команды есть тренер, который исполняет роль, отличную от роли капитана команды. Спортивная история знает немало примеров решающей роли тренера в одержании важнейших побед.

Роль тренера – формирование настроя команды, поддержка и сопровождение команды, анализ результатов соревнований. Тренер выполняет роль психолога и идеолога, снимает чувство напряженности и сверхответственности с участников команды, позволяя им сконцентрироваться на технических задачах.

Специализация.Для спортивных команд в детско-юношеских спортивных школах важна роль специализации участников команды.

Трудно предположить, что в результативной спортивной команде кто-то дублирует одну и ту же работу или выполняет работу за кого-то. В очень зрелищном и популярном на Западе командном виде - мультиспорте, где команда должна преодолеть дистанцию, участвуя в 7-10 разных видах спорта, членами команды становятся профессионалы в каждом виде. Они берут на себя всю полноту ответственности за данный вид спорта в течение соревнований.

Лидерство. Считается, что капитан не может преследовать иных целей, отличных от целей команды. В спортивной команде в силу постоянного и тесного общения дистанция между капитаном и членами команды сведена до минимума.

Обратная связь.Для роста результатов и достижения высоких целей обратная связь имеет решающее значение. Специалисты считают, что анализ ошибок и деятельности, проведенный в первые 10 мин. по окончании выступления, способен на 80% объяснить причины ошибок и понять секреты дальнейшего развития.

Трудно найти спортсмена, который не использует эффект обратной связи. Каждый спортсмен, как правило, ежедневно ведет дневник, в котором анализирует свою психологическую, техническую и физическую подготовку. Без сомнения, здесь кроется большой резерв для раскрытия потенциала будущего чемпиона. Обратная связь должна быть достоверной, своевременной, открытой, предметно направленной, позитивно ориентированной.

Система тренировок.Это качество воспитывается, создается в процессе тренировок. На тренировках спортсмены допускают и могут допускать ошибки. Участникам команды полезно предоставить возможность развития посредством тренировок и соревнований.

Экстремальные условия. Команда должна мобилизовывать силы и не имеет права на ошибку. Участники команды постоянно находятся во взаимодействии и наиболее трудные и напряженные минуты переживают вместе. Состояние бодрости сменяется усталостью, иногда подавленностью, угнетенностью, разочарованием.

Члены команды знают об этом и владеют методами регуляции и преодоления психологических проблем, сознательно блокируя их влияние на достижение главной общей цели. Часто травмы, болевые ощущения и страх испытываются членом команды на глазах других участников. Постоянная публичность деятельности вносит специфику в психологические установки спортсмена.

Спортсмены высокой квалификации способны сдерживать и контролировать подавляющее большинство эмоций. В таких ситуациях члены команды намного глубже узнают друг друга. Это способствует одному из эффективнейших свойств команды - предсказуемости поведения. Хорошо, если участники команды узнают друг друга в экстремальных условиях. Полезно придумать и организовать специальные командные «выходы в экстремальные условия». Любая ситуация, требующая неординарного напряжения сил и проявления человеческих качеств, уже даст дополнительную информацию о команде в целом и каждом из ее членов.

Нормы и традиции. Они важны и в случае различного статусного, социального, возрастного состава группы. Традиционный утренний повтор фразы «один за всех, все за одного» обладает весомой объединяющей силой в спортивном обиходе. Руководитель может много приобрести, предоставив команде для выполнения временного проекта по продвижению нового продукта одинаковую форму (галстуки и женские платки, одинаковые рубашки, блузки) или спортивные номера для соперничающих команд.

Структура индивидуальности спортсмена подвергается изменениям при переходе от обычных к другим в чем-то искусственным условиям жизни: длительное пребывание на сборах, соревнованиях, отстраненность от обустройства быта, наличие спортивного режима жизни.

К показателям адаптации учащихся спортивных школ к физической культуре относятся:

1. Показатели спортивного мастерства (звание, разряд; наивысшие достижения в спорте; цели спортивной деятельности и их реализация; возраст начала занятий спортом; мотивы спортивной  деятельности).

2. Мотивы получения дополнительного физкультурного образования - выбор спортивной школы; отношение к спортивной деятельности; спортивное самоопределение; удовлетворённость спортивной деятельностью.

3. Зависимость социального статуса полученной спортивной подготовки от социально-экономических факторов (слагаемые жизненного успеха; мотивы спортивной деятельности требования к спортивной работе; видение перспектив).

Исследование адаптации учащихся спортивных школ получивших дополнительное спортивное образование в спортивных школах, показывает, что данный процесс осложнен воздействием различных социальных и других факторов, оказывающих влияние на качество спортивной деятельности.

1. Существует важный этап, прохождение которого оказывает влияние на процесс адаптации учащегося спортивной школы в области физической культуры и спорта, это: спортивное самоопределение личности в процессе занятий спортом.

2. Для правильного становления будущего спортсмена главное внимание должно уделяться формированию направленности личности не на конкретный вид спорта как самоцель, а развитию личности будущего спортсмена через спорт. При умелом построении профориентационной работы осознанность и значимость мотивации будущей спортивной деятельности будет возрастать, и результатом ее станут высокие спортивные достижения

3. Спортсмены при обучении в спортивной школе чаще ориентированы на достижение высоких результатов (87,5%), чем на получение общего спортивного развития, что осложняет подготовку будущих спортсменов и приводит к возникновению противоречий между спортивной направленностью студентов и содержанием учебного процесса.

4. Спортивная деятельность в современном обществе становится эффективным средством социализации, но образование, получаемое в спортивных школах физической культуры, недостаточно для полноценного вхождение спортсмена в будущую спортивную деятельность.

6. Важную роль в адаптации учащихся спортивных школ играют мотивы спортивной деятельности, ценностные ориентации и жизненные потребности.

Будет полезно почитать по теме: