Психологические особенности студентов

Изучение психологических особенностей студентов связано с изучением их личностных качеств.

Личность в психологии физического воспитания – этосовокупность индивидуальных свойств психики, управляющих физической активностью.

Факторы, определяющие физическую активность студентов, обусловливают специальную направленность обучения, они тесно взаимосвязаны с содержанием и характером учебно-воспитательного процесса. Важнейшая обязанность каждого преподавателя (тренера) – всесторонне анализировать и учитывать их в физическом воспитании студентов.

Педагогу необходимо знать о возможностях обучаемого, его психологических особенностях.

Чтобы предугадать поведение студентов на занятиях, педагог (тренер) выясняет, как они подготовлены к нагрузкам физически и морально, какие мотивы и установки закрепились у них в качестве стержневых особенностей личности.

В педагогической деятельности по физической культуре выделяют три большие группы психических явлений, характеризующих психологические особенности студентов: психические процессы, психические свойства личности и психические состояния. Эти психические явления тесно взаимосвязаны.

Психические процессыэто разные формы субъективного отражения объективной реальности. С их помощью осуществляется познание окружающего мира, усвоение знаний и овладение навыками, обучение и профессиональная деятельность.

К основным видам психических процессов относятся: ощущение, восприятие, память, воображение, мышление, речь, чувства, эмоции и воля. Это познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы.

Психические свойства личностиэто индивидуальные психологические особенности, которые отличают людей друг от друга: характер, способности, потребности, мотивы, темперамент.

Преподавателям (тренерам) спортивных команд необходимо хорошее знание психических свойств человека, особенностей психических состояний обучаемых, психических процессов в коллективах, владение методами руководства и управления ими.

Не зная психологических особенностей студентов, преподаватель может допустить ошибки, которые приводят к негативным последствиям. Так, желая сформировать у них уверенность и смелость, непроизвольно можно способствовать проявлениям беспечности, небрежности и зазнайства. Формируя у членов сборных команд настойчивость и упорство, можно создать условия для развития у них упрямства и недисциплинированности.

Знание психологии и грамотное ее использование позволят преподавателю избежать ошибок, повысить эффективность учебно-воспитательной работы со студентами.

В ходе занятий преподаватель (тренер) часто встречается с различными трудностями: невыполнением упражнений так, как этого требует программа; негативным отношением к физической культуре и спорту; травмами или болезнями, недисциплинированностью. Как правило, это его раздражает, мешает нормальному протеканию учебного процесса. Иногда преподавателю не хватает профессионального мастерства и психологических знаний. Чтобы всегда быть на уровне решаемых задач и избежать ошибок, ему необходимо:

- систематически обновлять знания по общей психологии, педагогической психологии, психологии физического воспитания;

- в ходе учебно-методических сборов, семинаров овладевать основными психодиагностическими методами и затем применять их на практике;

- обмениваться опытом с другими преподавателями по части регулирования личностных взаимоотношений в коллективе.

В психологии физической культуры и спорта используются два понятия для характеристики человека: индивид и личность.

Индивидэто биосоциальное определение человека как представителя вида Homosapiens(принадлежащего к человеческому роду). Индивидом можно назвать любого человека.

Личностьэто категория социальная и характеризует человека как общественного индивида, субъекта и объекта социальных отношений.

Понятие «индивид» указывает на связь человека с природой, понятие «личность» – на связь человека с обществом, которая зависит от социальных условий (экономических, политических, культурных).

Личность является постоянным объектом изучения многих наук. Не менее актуально рассмотрение личности как объекта физической культуры и спорта.

В психологии физического воспитания личность понимается как совокупность индивидуальных свойств психики, управляющих физической активностью обучаемых.

При изучении личности студента у педагога часто возникают вопросы: как выяснить его желания и побуждения, что им движет, к чему он стремится, что его привлекает в учебе, спорте, физической культуре, т.е. уясняет мотивацию его деятельности.

Педагогу (тренеру) необходимо знать о возможностях обучаемого, его способностях.

Чтобы предугадать поведение обучаемых на занятиях, педагог выясняет, как они подготовлены к нагрузкам физически и морально, какие мотивы и установки закрепились у них в качестве стержневых особенностей личности.

Мотивация, способности и особенности личности взаимосвязаны и взаимообусловлены.

На практике преподаватель сталкивается с многообразием свойств личностистудентов, определяющих их поведение. Так, студент может быть ответственным или безответственным, доверчивым или подозрительным, общительным или замкнутым, альтруистом или эгоистом, добрым или злобным. Есть студенты динамичные, отличающиеся живостью, вспыльчивостью, страстностью или импульсивностью. И наоборот, преобладающими качествами могут быть медлительность, флегматичность, тревожность.

Каждый студент характеризуется своеобразием проявления ума: сообразительностью, любознательностью, находчивостью, оригинальностью, наблюдательностью, дальновидностью и др. То есть каждый является носителем различных свойств. Задача преподавателя – сформировать заданные и усовершенствовать имеющиеся ценные качества на занятиях по физической культуре, и, прежде всего смелость, решительность, собранность и настойчивость.

В психологическом анализе преподаватель опирается на знание классификации свойств личности, которые определяют разнообразие личностных проявлений.

В первую группуклассификациисвойств личности входят природные свойства, определяющие динамику психической деятельности (хладнокровие, невозмутимость и импульсивность).

Вторую группусоставляют нравственные свойства личности (честность, правдивость, лживость).

Третью группу составляют  черты личности, которые проявляются в общении (доброта, чуткость, тактичность и доверчивость).

В четвертую группу входят  черты личности, присущие самому обучаемому (требовательность, самокритичность, гордость и уверенность в себе, зазнайство и самомнение).

В пятую группу входит отношение к вещам, продуктам общественной деятельности и материальным ценностям (щедрость, скупость, аккуратность, неряшливость, бережливость или расточительность).

Шестая группаобъединяет свойства личности или характера, проявляющиеся в отношении студента к различным видам деятельности (учебе, физической культуре и спорту).

Каждый человек обладает комплексом черт характера, иногда противоречивых, которые определяют тип личности.Для адекватного восприятия личности студента необходим постоянный контакт и многосторонний анализ.

Характеристика отдельных черт личности студента не дает объективной картины. Поведение личности определяется совокупностью устойчивых свойств психики, которая называется темпераментом.

Тип темпераментаэто совокупность индивидуальных психологических особенностей личности, которые определяют динамику ее поведения, проявляющуюся на энергетическом уровне и во временных параметрах реакций на внешние воздействия.

Темперамент – это динамическая характеристика личности. Существуют четыре типа темперамента: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический.

Сангвинический темперамент присущ подвижным, активным студентам, которые постоянно ищут новых впечатлений.

Если их нет, они становятся вялыми и скучными. Неудачи и неприятности они переносят легко, не фиксируя внимание на своих промахах и ошибках. У сангвиников недостает продуманности, в интересах – постоянства, в поступках – упорства и настойчивости.

Холерический темперамент – это боевой тип, задорный, легко и быстро раздражающийся. Характер у студентов, обладающих таким темпераментом, неуравновешенный, настроение неустойчивое, психика возбудимая.

Они склонны к ярким эмоциям: радости, гневу и печали. Переживания холериков сильны и глубоки, полностью захватывают их, проявляясь во внешнем облике и поведении. Речь изобилует образными сравнениями, движения быстрые и резкие. Холерик не думает об опасности, действует смело и решительно, делу отдается страстно и увлеченно.

Обладатели флегматического темперамента – это спокойные, настойчивые и упорные студенты. Уравновешенность и постоянство – главные отличительные черты этого типа.

Их настроение всегда ровное и постоянное, вид невозмутимый и спокойный, мимика и жесты однообразные, голос невыразительный, речь и движения замедленные. Каждое дело они тщательно обдумывают, поступки планируют. Если принимают какое-либо решение, выполняют его последовательно и неотступно.

Меланхолический темперамент присущ чувствительным, легкоранимым, обидчивым, склонным к смене настроения, болезненно реагирующим на разные воздействия студентам. У них по различному поводу возникают чувства обиды, неуверенности в себе.

Они подолгу переживают мелкие неудачи, пасуют перед незначительными трудностями, отказываются от борьбы с ними, испытывая страх и нерешительность. Меланхолики не любят торопиться, действуют замедленно, речь и мышление у них заторможены, голос негромкий, мимика и жесты невыразительные, движения скованные.

Поведение студентов определяется не только типом темперамента, но и другими особенностями личности. Преподавателю целесообразно изучать типы темперамента у своих подопечных и не противопоставлять их друг другу: каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Зная типы темперамента, опытный педагог может умело направлять работу на преодоление отрицательных черт характера или развитие положительных. Однако не следует стремиться к изменению у студента типа темперамента, поскольку он напрямую связан с его психическим состоянием.

Различные формы поведения студента во время занятий протекают на фоне некоторой совокупности состояний, которые определяют готовность его к эффективному выполнению учебных заданий.

Психическое состояние студента может иметь как положительное, так и отрицательное влияние на его поведение, успехи в учебе. Наиболее часто в учебно-тренировочном процессе проявляются такие состояния, как утомление, монотония и психическая напряженность.

Утомление –один из самых сильных факторов, влияющих на эффективность учебной и спортивной деятельности студентов. Оно выражается в ухудшении работоспособности под влиянием длительных учебных нагрузок и свидетельствует об истощении внутренних резервов организма.

При утомлении увеличивается частота сердечных сокращений, однако сила их ослабевает. Мышцы недостаточно снабжаются кислородом, поэтому движения выполняются с большим усилием. Одновременно нарушается устойчивость вегетативных реакций, что приводит к снижению силы и скорости мышечных сокращений, дискоординации в работе регуляторных механизмов. И как следствие – замедляется темп работы, нарушаются точность, ритмичность и координация движений, появляются расстройство внимания, ослабление воли, сонливость, снижение мотивации к учебе.

Скорость развития утомления и степень его выраженности зависят от объективных и субъективных факторов, среди которых наиболее важные – возраст, пол, физическое развитие, состояние здоровья, мотивация к учебе, уровень развития волевых качеств.

Монотониякак психическое состояние является результатом однообразия каких-либо действий (несложные стереотипные упражнения, бедность внешней информации).

Монотония способствует развитию утомления. Степень ее влияния на обучаемых зависит от индивидуальных психологических особенностей. Положительная мотивация, высокое чувство ответственности способны в значительной степени компенсировать ее развитие.

Монотония проявляется, как правило, у малоподвижных студентов. Девушки более терпеливы к монотонной работе, чем юноши. Для компенсации негативных явлений монотонии преподаватель на занятиях по физической культуре меняет характер и ритм тренировочных упражнений, отмечает успехи обучающихся. Можно использовать посторонние раздражители (музыкальное сопровождение, рассказы об интересных фактах из жизни известных спортсменов), сменить обстановку учебно-тренировочного процесса (переход из зала на свежий воздух). Эти приемы способствуют снятию монотонии и утомления, в значительной степени повышают эффективность проведения учебных занятий и тренировок.

Психическая напряженностьпроявляется у студентов в сложных условиях деятельности и может быть умеренной или повышенной.

Чувство повышенной напряженности вырабатывает у студентов полную или частичную заторможенность в действиях, состояние «трусливости», для которого характерны апатия, пассивность, невмешательство в ход события. При этом может проявляться страх.

Умеренная психическая напряженностьсоответствует комфортным условиям учебы в оптимальном режиме, что означает длительное сохранение работоспособности, отсутствие ошибок и аномалий.

Она выражается в повышенной активности, хорошем самочувствии, наличии мотивации к достижению высоких результатов.

Умеренная психическая напряженностьсоответствует комфортным условиям учебы в оптимальном режиме, что означает длительное сохранение работоспособности, отсутствие ошибок и аномалий.

Состояние психической напряженности напрямую связано с типом поведения студентов.

Прогрессивный тип поведенияпроявляется у студентов, стремящихся к наилучшему результату. Такое поведение характеризуется оптимизмом, задором, повышенной отдачей сил, мобилизацией физической и психической активности организма.

Преподавателю (тренеру) необходимо постоянно изучать психические качества студентов, стремиться к снижению у них напряженности, исключать или ограничивать причины возникновения стресса.